Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Павлычева Яна Николаевна

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса общеобразовательных школ автора А. А. Плешакова «Окружающий мир», М., Просвещение 2017 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл поснительная записка 60.21 КБ
Microsoft Office document icon КТП и ссылки На ЭОР240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

«Окружающий мир»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса общеобразовательных школ автора А. А. Плешакова «Окружающий мир», М., Просвещение 2017 год.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

1.формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

2.духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю.

Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира  

- идея целостности мира  

- идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Методические особенности тем

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Планируемые результаты изучения курса

"Окружающий мир", 2 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Содержание тем учебного курса

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проект: «Родной город»

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: В гости к осени. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями.

Проект: «Красная книга» или «Возьмем под защиту»

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: В гости к зиме. Зимние изменения в природе.

Проект: «Профессии»

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Отработка действий при сигнале «Внимание всем!» Составление своего режима дня.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Проект: «Родословная»

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии:  В гости к весне. Весенние изменения в природе.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Проекты: «Города России» «Страны мира»

Учебно - тематический план

Раздел программы

Количество часов

В том числе на

Проверочные

работы

Проекты

экскурсии

практические

работы

1

Где мы живем

4

-

-

1

1

2

Природа

20

1

3

1

1

3

Жизнь города и села

10

1

-

1

1

4

Здоровье и безопасность

9

-

3

1

-

5

Общение

7

-

1

1

1

6

Путешествие

18

1

2

1

2

Итого

68

3

9

6

6

Используемый учебно-методический комплекс

  • Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2017г.).
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2017 г.).
  • Окружающий мир. Тесты (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»2016 г.).
  • Поурочные  разработки  к  учебнику  для  2  класса  «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2016 г.).
  • Окружающий мир. Методические рекомендации (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2016 г.).
  • Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 2 класс к учебнику А.А Плешакова (М.: Просвещение) (сост. И.Ф. Яценко. – 9 –е изд. – М.: ВАКО,2017.- 96 стр.) 2 класс к учебнику А.А Плешакова (М.: Просвещение) ( Москва Дрофа. 2016 г.)
  • В.И. Сивоглазов Альбом проектов.
  • Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель для начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014. – (Зеленый дом).
  •  Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики :  книга  для  учащихся  начальных  классов / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2014. – (Зеленый дом).
  •  Плешаков, А. А. Зеленые страницы : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014. – (Зеленый дом).
  •  Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями : учеб. пособие / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия:

  • научно-популярные, художественные книги для чтения (в   соответствии с основным содержанием обучения);        
  • детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.);      
  • таблицы природоведческого и  обществоведческого содержания в соответствии с программой  обучения;  
  • географические настенные карты;  
  • иллюстративные материалы  (альбомы, комплекты открыток и др.).

Экранно-звуковые пособия:

  • мультимедийные (цифровые)  инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету;        
  • аудиозаписи в соответствии  с программой обучения;        
  • видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования.    
  • лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения;
  • модели светофоров, дорожных  знаков, средств транспорта;  
  • муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания   обучения;                    
  • гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).  

ИКТ и ЭОР

Родная страна

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/

Природа и рукотворный мир

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5625/sta

rt/154922/

Проверим себя и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4277/start/223522/

Неживая и живая природа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077

Явления природы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/

Как измеряют температуру?

Что такое погода?

http://festival.lseptember.ru/articles/550034

В гости к осени

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/start/223553/

http://www.youtube.com/watch?v=Sumg4W9EmHg

Звездное небо

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/

Заглянем в кладовые Земли

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/

Про воздух

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/

И про воду

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/

Какие бывают растения?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

Какие бывают животные? 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

Невидимые нити

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

Дикорастущие и культурные растения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223682/

Дикие и домашние животные

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/dikie-i-domashnie-zhivotnye

Комнатные растения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

Животные живого уголка

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

Про кошек и собак

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

Красная книга

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/

Будь природе другом.

http://viki.rdf.ru/item/1847

Проверим себя и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3698/start/289903/

Город и село

http://pedsovet.su/load/143-1-09535

Что такое экономика?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5961/start/156919/

Из чего что сделано?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/

Как построить дом?

http://viki.rdf.ru/item/1907

Какой бывает транспорт?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/

Культура и образование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/

Все профессии важны

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/

В гости к зиме

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4274/start/289934/

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5962/start/295952/

Строение тела человека

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/

Если хочешь быть здоров

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/

Берегись автомобиля.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499/start/157198/

Школа пешехода

http://900iqr.net/presentatsii/obq/uchimsja-byt-peshekhodami/011-Skhema-marshruta-Dom-Shkola. html

Домашние опасности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/

Пожар.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/

На воде и в лесу

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/

Опасные незнакомцы.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/start/223713/

Наша дружная семья

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/

Проект «Родословная»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/

В школе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/

Правила вежливости

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/

Ты и твои друзья

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/

Мы – зрители и пассажиры

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3749/start/295983/

Посмотри вокруг

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/297812/

Ориентирование на местности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/297812/

Формы земной поверхности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/start/296107/

Водоемы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/start/296107/

В гости к весне

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/start/157579/

Путешествие по родной стране

Россия на карте

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5538/start/292072/

Путешествие по Москве

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

Московский Кремль

http://viki.rdf.ru/item/2295

Город на Неве

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

Путешествие по планете

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/

Страны мира. Проект «Страны мира»

http://viki.rdf.ru/item/2299

Путешествие по материкам

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/

Путешествие в космос

Впереди лето.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5964/start/296045/

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3783/start/296201/

Формы организации учебного процесса

Виды и типы уроков:

  • комбинированный урок
  • открытие новых знаний
  • обобщающий урок
  • урок закрепления
  • нетрадиционные формы уроков: урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок – презентация, урок – проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия
  • работа с учебным и научно – популярным текстом, таблицами и схемами, с различными моделями
  • выполнение практических работ и мини – исследований
  • моделирование объектов и процессов
  • дидактические игры
  • уроки в музеях
  • уроки на улицах города
  • уроки – путешествия
  • уроки с элементами исследования
  • кратковременные предметные экскурсии

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая
  • проектная или игровая
  • самостоятельная или совместная деятельность
  • экскурсии, практикумы, лабораторные работы
  • работа в парах

Технологии и методы обучения:

  • здоровьесберегающая технология
  • информационно-коммуникационная технология
  • технология формирования учебной самооценки
  • технология дифференцированного обучения
  • технология проблемного обучения
  • технология продуктивного чтения
  • проектная технология
  • метод дискуссии
  • поисковый метод и др.

Виды и формы контроля:

  • текущий контроль: тематические срезы, тесты, графический диктант, устный опрос
  • промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа
  • итоговый контроль: защита проектов, комплексная работа, тест

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета

        Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля.

        Основная цель контроля- проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

        Для контроля и оценки знаний и умений по предметам это образовательной области используются индивидуальная и фронтальная проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения.

        Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно- познавательные  и учебно- практические задачи.

        Оценивание предметных результатов основывается на Методическом письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

        В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на метапредметной основе.

        В УМК «Школа России разработана система контроля образовательных результатов на основе учебника (страницы «Проверим себя и оценим свои достижения»), в котором содержатся задания базового уровня с выбором ответа.

        «Странички для самопроверки» и критерии оценки результатов позволяют обучающимся самим оценить уровень усвоения программного материала по заданному разделу учебника.

        В системе мониторинга также применяются тетради Плешакова А.А., Гара Н.Н., Назаровой З.Д. «Окружающий мир. Тесты. 2 класс» и сборник Яценко И.Ф. «Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир 2 класс».

        Данные пособия направлены на формирование самооценки и самоконтроля обучающихся, определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а так же осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционными формами контроля и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности и объективности результатов.

        Использование данных учебных пособий позволяет осуществить дифференцированный подход в оценке учебных достижений. Тесты в пособии под редакцией Плешакова А.А. включают задания базового уровня и могут быть использованы для группы учащихся, испытывающих трудности в обучении.

        Проверка может производиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75 % правильных ответов.

        Оценка «5» ставится ученику, если он выполнил верно 90 – 100 %.

        Оценка «4» ставится ученику, если он выполнил верно 75 – 89 %.

        Оценка «3» ставится ученику, если он выполнил верно 50 - 74 %.

        Оценка «2» ставится ученику, если он выполнил верно менее 50 % заданий теста.

        Учебное пособие под редакцией Яценко И.Ф. «Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс» так же состоит из тематических и итоговых тестов (за четверть и учебный год).

        При этом все вопросы и задания разделены на три уровня сложности:

        А – базовый

        В – средней сложности

        С – повышенной сложности

        К каждому заданию даются 4 варианта ответа. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.

        Данное учебное пособие позволяет осуществлять контроль и оценку учебных достижений в области предметных и метапредметных результатов одарённых учащихся и учащихся с высокой познавательной активностью.

        Оценивание результатов осуществляется учителем по следующим критериям:

        каждое верно выполненное задание уровня А –в 1 балл, В – в 2 балла, С – в 3 балла.

        80 – 100% от максимальной суммы баллов – отметка «5»

        60 – 80% - отметка «4»

        40 – 60% - отметка «3»

        0 – 40% - отметка 2

        Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качество усвоения предметов ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в журнале учителя  в рамках накопительной системы, в портфолио учащихся.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирование универсальных учебных действий.

        Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремление обучающихся к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватности и конструктивной самооценке.

        В связи с тем, что во 2 «Б» классе обучаются учащиеся, которые испытывают трудности в усвоении учебного предмета, считаю необходимым на уроках «Окружающего мира» вести коррекционную работу по следующим направлениям.

Направления коррекционной работы:

  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки и логической классификации на базе овладения основными родовыми понятиями), умозаключений и др.
  • развитие различных видов мышления, памяти, внимания, эмоционально – волевой сферы.
  • Расширение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребёнку воспринимать учебный материал осознанно.
  • Уточнение, обогащение и систематизация словарного запаса, накопление языковых представлений, формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения.
  • Формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

        Данная категория обучающихся в образовательном процессе имеет возможность получить коррекционную помощь в виде опорных сигналов, алгоритмов, карточек – помощников.

        Для учащихся с высокой познавательной активностью используются задания в соответствии с их образовательными возможностями. Это задания творческого характера с повышенным уровнем сложности, поиск и обработка информации на заданную тематику из дополнительных источников, участие в проектной деятельности и дистанционных предметных олимпиадах.

        Организация текущего, промежуточного и итогового контроля достижений данной категории учащихся предполагает использование разноуровневых контрольно – измерительных и диагностических материалов.

        



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир»

Содержание

Сроки

Обучающая цель

Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы

Планируемые результаты

Индиви-

дуальная работа

По плану

Пофакту

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Где мы живем?  4 часа

1

Наш адрес в мире

Знакомство с государственной символикой

Герб, флаг, гимн, многонациональное государство

Знание названия страны, планеты, региона, уметь давать устное описание объектов окружающего мира

Умение собирать информацию из иллюстраций, личных наблюдений, текста, рассуждать

Формирование целостного взгляда на мир

Памятки

Задания со *

2

Родная страна

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/

Учить различать объекты живой и неживой природы

Живая и неживая природа, экология

Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

Модели, схемы

3

Природа и рукотворный мир

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5625/sta

rt/154922/

Учить классифицировать объекты природы

Предметы живой и неживой природы

Умения читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Составление визуальной опоры

4

Проверим себя и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4277/start/223522/

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Оценивать результаты освоения курса за 2 класс

Собирать требуемую информацию из указанных источников.

Рефлексия

Карточки

Природа 20 часов

5

Неживая и живая природа

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077

Дать первоначальные представления о живой и неживой природе

Солнце, воздух, вода, растения, животные

Классифицировать объекты по существенным признакам

Умения читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Составление визуальной опоры

Задания со *

6

Явления природы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/

Учить различать и определять признаки сезонных изменений в природе

Температура воздуха, воды и тела человека

Знание понятия явления природы, основных свойств воды, воздуха

Строить рассуждения о строении, свойствах объектов

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Работа по алгоритму

7

Как измеряют температуру?

Познакомить с различными видами термометров, учить измерять и записывать температуру

Температура, термометры

Знакомство с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах

Умение читать и составлять простые схемы

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Составление визуальной опоры

8

Что такое погода?

http://festival.lseptember.ru/articles/550034

Учить вести Дневник наблюдений за погодой

Погода, температура, сезонные изменения за погодой

Умения характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха,  осадков, облачности, ветра

Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Работа по алгоритму

Задания со *

9

В гости к осени

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/start/223553/

http://www.youtube.com/watch?v=Sumg4W9EmHg 

Познакомить с признаками осени, устанавливать связь между сезонными изменениями в живой и неживой природе

Осень, сезонные изменения, предсказания погоды

Наблюдать и устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе

Строить рассуждения о строении, свойствах объектов

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Работа по алгоритму

10

Звездное небо

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/

Познакомить с тем, что Земля – планета.

Звездное небо, созвездия

Знания понятий звездное небо, созвездия, уметь решать практические задачи с помощью наблюдений

Речевое высказывание

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

11

Заглянем в кладовые Земли

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/

Учить различать объекты живой и неживой природы

Горная порода, минералы, состав гранита

Знание понятий горная порода и минерал, называть и различать породы и минералы

Давать аргументированный ответ на поставленный  вопрос

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

12

Про воздух

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/

Учить определять свойства воздуха, температуру воздуха

Воздух,

Знание основных свойств воздуха, умение определять температуру воздуха

Речевое высказывание

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Работа по алгоритму

Задания со *

13

И про воду

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/

Познакомить со свойствами воды, тремя состояниями воды

Вода, очистные сооружения

Знание основных свойств воды, умение определять температуру воздуха

Речевое высказывание

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Работа по алгоритму

Задания со *

14

Какие бывают растения?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

Учить определять растения, различать дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные

Лиственные, хвойные деревья, травы, кустарники, Красная книга

Уметь классифицировать растения

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, строить рассуждения об объекте

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

15

Какие бывают животные?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

Познакомить с разнообразием животных, особенностями их внешнего вида, питания, размножения

Дикие и домашние животные

Уметь классифицировать животных

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, строить рассуждения об объекте

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

16

Невидимые нити

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

Дать понятие невидимым нитям в природе, учить устанавливать связь между растениями и животными, грибами и животными, грибами и растениями

Невидимые нити, грибы, растения, животные

Знать понятия невидимые нити, уметь устанавливать взаимосвязи

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Составление визуальной опоры

Задания со *

17

Дикорастущие и культурные растения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223682/

Учить делить растения на дикорастущие и культурные, различать части растений, изображать их на рисунке

Дикорастущие и культурные растения

Сравнивать и различать виды растений, находить и обсуждать новую информацию, работать в парах

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

18

Дикие и домашние животные

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/dikie-i-domashnie-zhivotnye

Учить различать диких и домашних животных, особенности их проживания

Дикие и домашние животные

Сравнивать и различать виды животных, находить и обсуждать новую информацию, работать в парах

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

19

Комнатные растения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

Познакомить с особенностями выращивания комнатных растений, правилами ухода за ними.

Комнатные растения, пересадка, уход, полив

Узнавать комнатные растения по рисункам, оценивать роль комнатных растений для здоровья человека, работать в группах

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

20

Животные живого уголка

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

Познакомить с представителями живого уголка, правилами ухода за животными живого уголка

Живой уголок

Знание представителей живого уголка, правила ухода за представителями живого уголка

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

21

Про кошек и собак

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

Учить различать породы кошек и собак, характеризовать условия их проживания

Кошки, собаки, породы

Определять породы кошек и собак по иллюстрациям. Работать в группах

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Атлас определитель «От Земли до неба»

22

Красная книга

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/

Познакомить с историей создания Красной книги, растениями и животными, занесенными в Красную книгу

Красная книга

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Работать в группах.

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

23

Будь природе другом.

http://viki.rdf.ru/item/1847

Учить охранять и беречь природу.

Красная книга. Экология

Анализировать факты, угрожающие живой природе. Работать в группах

Умение декадировать условные знаки, выбирать нужную информацию

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

24

Проверим себя и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3698/start/289903/

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Рефлексия

Карточки

Жизнь города и села 10 часов

25

Город и село

http://pedsovet.su/load/143-1-09535

Знать понятия «город» и «село», родной город, регион

Регион, город, село, производство

Сравнивать и уметь отличать город и село

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на общество, производство

Модели, схемы

26

Что такое экономика?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5961/start/156919/

Дать первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах

Экономика, отрасли экономики, взаимодействие отраслей.

Рассказывать о отраслях экономики по предложенному плану, формулировать вывод из предложенного материала

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки

Формирование целостного взгляда на общество, производство

Работа по алгоритму

27

Из чего что сделано?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/

Учить определять материалы, из которых изготовлены товары

Производство чугуна, стали, бумаги

Классифицировать предметы по характеру материалов, прослеживать производственные цепочки

Учет разных мнений

Формирование целостного взгляда на общество, производство

Составление визуальной опоры

Задания со *

28

Как построить дом?

http://viki.rdf.ru/item/1907

Учить строительству в городе и селе, названия машин, строительных профессий

Строительство, мастер, штукатур, маляр, бетонщик, крановщик

Различать особенности строительства в городе и селе

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на общество, производство

Модели, схемы

29

Какой бывает транспорт?

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/

Познакомить с понятием транспорт, видами транспорта

Наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой транспорт

Классифицировать виды транспорта

Речевые высказывания

Формирование целостного взгляда на общество, производство

Составление визуальной опоры

30

Культура и образование

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/

Познакомить с понятиями «культура», «Образование», уметь называть профессии в сфере образования и культуры

Культурные и образовательные учреждения

Различать учреждения образования и культуры. Уметь называть профессии в сфере образования и культуры

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки

Формирование целостного взгляда на общество, культуру и образование

Модели, схемы

31

Все профессии важны

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/

Учить называть профессии, познакомить с особенностями профессий родного края

Профессии

Расширять кругозор по профессиям, их разнообразии

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их признаки

Формирование целостного взгляда на общество, производство

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

32

В гости к зиме

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4274/start/289934/

Познакомить как растения и животные готовятся к зиме

Природное сообщество елового леса

Уметь проводить наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе

Установление причинно-следственных связей

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Работа по алгоритму

33

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5962/start/295952/

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Рефлексия

Карточки

34

Презентация проектов «Мой город», «Красная книга», «Возьмем под защиту».

Проектная деятельность

Учить защищать проекты, проводить презентацию, работа в группах

Речевые высказывания

Развитие самостоятельности и творчества

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

Здоровье и безопасность 9 часов

35

Строение тела человека

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/

Учить определять органы человека, функции основных органов человека

Человеческие органы

Называть и показывать внешние части тела человека

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

Модели, схемы

Задания со *

36

Если хочешь быть здоров

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/

Учить выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья

Режим питания, режим дня, здоровый образ жизни

Составлять рациональный режим дня школьника, обсуждать сбалансированное питание, формулировать правила личной гигиены

Установление причинно-следственных связей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

Модели, схемы

37

Берегись автомобиля.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499/start/157198/

Познакомить с правилами поведения на дороге и в транспорте, учить выполнять правила дорожного движения

Правила дорожного движения

Формулировать правила безопасности, практически учиться соблюдать ПДД

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

Памятки

38

Школа пешехода

http://900iqr.net/presentatsii/obq/uchimsja-byt-peshekhodami/011-Skhema-marshruta-Dom-Shkola. html

Познакомить с правилами поведения на дороге и в транспорте, учить выполнять правила дорожного движения

Правила дорожного движения

Формулировать правила безопасности, практически учиться соблюдать ПДД

Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

Работа по алгоритму

Задания со *

39

Домашние опасности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/

Учить правилам безопасного поведения дома, познакомить с правилами обращения с различными предметами

Электро и газооборудование, режущие и колющие предметы.

Объяснять опасность бытовых предметов, формулировать правила безопасности в быту

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

Памятки

40

Пожар.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/

Познакомить с правилами противопожарной безопасности, учить выполнять правила безопасного поведения дома.

Противопожарная безопасность.

Характеризовать пожароопасные предметы и ситуации, запомнить правила предупреждения пожара

Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

Памятки

41

На воде и в лесу

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/

Познакомить с лесными опасностями, с правилами поведения у водоемов, на природе.

Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения, экологическая безопасность

Характеризовать опасности, возникающие в лесу и на воде, выполнять правила безопасного посещения леса и водоемов

Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Памятки

Атлас определитель «От Земли до неба»

42

Опасные незнакомцы.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/

Познакомить с правилами поведения в социальной среде, с незнакомыми людьми

Социальная среда

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми

Умения моделировать разные ситуации, опасные для детей

Формирование целостного восприятия человека, его жизни в обществе, опасностях

Памятки

43

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/start/223713/

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Рефлексия

Карточки

Общение 7 часов

44

Наша дружная семья

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/

Познакомить с понятиями «семья», «культура общения», отношения между членами семьи

Семья

Формировать понятие культура общения, соблюдать элементарные нормы общения в семье

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

Составление визуальной опоры

Задания со *

45

Проект «Родословная»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах

Школьные ситуации

Учить защищать проекты, проводить презентацию, работа в группах

Речевые высказывания

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

46

В школе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах

Культура поведения

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

Памятки

47

Правила вежливости

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах

Обсуждать какие правила вежливости имеются в русском языке и как ори применяются в различных ситуациях

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

Памятки

48

Ты и твои друзья

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/

Учить применять основные правила поведения и соблюдать нормы общения в общественных местах – в транспорте и театре

Транспорт, театр, этикет

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы, формулировать правила этикета в гостях

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Формирование уважительного отношения к другому мнению, умение строить диалог

Памятки

49

Мы – зрители и пассажиры

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/

Учить правильному поведению в транспорте, общественных местах

Обсуждать правила поведения в транспорте, театре, формулировать их на основе иллюстраций

Уметь давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, моделировать ситуации

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Памятки

50

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3749/start/295983/

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Рефлексия

Карточки

Путешествия 18 часов

51

Посмотри вокруг

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/297812/

Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой

Горизонт, стороны горизонта, компас

Находить линию горизонта и на схеме стороны горизонта

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование целостного взгляда на мир

Модели, схемы

52-53

Ориентирование на местности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/297812/

Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой

Горизонт, стороны горизонта, компас

Знакомиться с правилами работы с компасом, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Памятки

54

Формы земной поверхности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/start/296107/

Учить ориентироваться на местности с помощью компаса, работать с картой

Горы, холмы, овраги, равнины

Характеризовать формы земной поверхности, пользуясь иллюстрациями, картой, глобусом

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Модели, схемы

55

Водоемы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/start/296107/

Закреплять правила поведения у водоемов

Пруд, озеро, море, океан

Различать водоемы естественного и искусственного происхождения, находить их на карте

Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира

Формирование процесса овладения начальными навыками изучения природы

Памятки

Задания со *

56

В гости к весне

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/start/157579/

Познакомить с характерными признаками весны в неживой природе

Паводок, ледоход

Знание признаков весны в живой и неживой природе

Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Работа по алгоритму

57

Путешествие по родной стране

Учить работать с картой России

Россия, достопримечательности

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приемы чтения карты

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

Составление визуальной опоры

58

Россия на карте

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5538/start/292072/

Учить работать с картой России

Россия, достопримечательности

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приемы чтения карты

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

Составление визуальной опоры

59

Путешествие по Москве

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

Познакомить с основными достопримечательностями столицы

Москва, достопримечательности

Уметь находить Москву на карте России, познакомиться с планом Москвы, ее достопримечательностями

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

60

Московский Кремль

http://viki.rdf.ru/item/2295

Познакомить с основными достопримечательностями Кремля

Москва, достопримечательности, Кремль

Познакомить с Московским кремлем, его достопримечательностями, историей

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

61

Город на Неве

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157640/

Познакомить с основными достопримечательностями северной столицы

Санкт Петербурга, достопримечательности

Уметь находить Санкт Петербург на карте России, познакомиться с планом города, его достопримечательностями

Умение получать информацию по карте, моделировать объекты окружающего мира

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

62

Путешествие по планете

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/

Учить работать с картой

Материки и океаны

Сравнивать глобус и карту, умение находить на глобусе и карте материки и океаны

Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу

Формирование целостного взгляда на мир

Модели, схемы

Задания со *

63-64

Страны мира. Проект «Страны мира»

http://viki.rdf.ru/item/2299

Познакомить с политической картой мира, названиями стран

Карта, страны

Уметь работать с политической картой, находить на ней государства

Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу

Формирование целостного взгляда на мир

Поиск и систематизация информации, полученной из различных источников

65

Путешествие по материкам

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157671/

Познакомить с физической картой мира, названиями материков

Карта, страны

Сравнивать глобус и карту, умение находить на глобусе и карте материки и знать их названия

Умение получать информацию по карте, ставить познавательную задачу

Формирование целостного взгляда на мир

Модели, схемы

Задания со *

66

Путешествие в космос

Познакомить с картой звездного неба, с космонавтами

Космос, космонавт, космонавтика

Знать космонавтов, значение освоения космоса для жизни на земле

Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников

Формирование основ гражданской идентичности, гордости за Родину, народ, историю

Атлас определитель «От Земли до неба»

67

Впереди лето.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5964/start/296045/

Познакомить с характерными признаками лета в неживой природе

Загар, солнечный ожог, тепловой удар

Характеризовать летние изменения в живой и неживой природе

Уметь ставить познавательную задачу, соотносить информацию из различных источников

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Работа по алгоритму

Памятки

68

Проверим и оценим свои достижения

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3783/start/296201/

Обобщить знания детей по изученному разделу. Оценить качество изучения материала

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов

Умение читать схемы, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос

Рефлексия

Карточки

Итого 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет окружающий мир, 4 класс, авторы курса Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Планирование уроков окружающего мира, 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир » для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Окружающий мир » для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная шко...

Рабочая программа Предмет «Окружающий мир» для начального общего образования

Окружающий мир. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания л...

Рабочая программа предмета "Окружающий мир"

Рабочая программа предмета "Окружающий мир", 4 класс. УМК "Школа России"...

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Рабочая  программа  предмета  «Окружающий  мир»  для  1  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...