урок по окружающему миру во 2 классе на тему: "Как разные животные готовятся к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Абдирахманова Миляуша Аруновна

На данном уроке дети сами добывают знания о том, как разные животные готовятся к зиме.Полученные знания закрепляется с помощью игр, групповых работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок открытия новых знаний148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Как разные  животные готовятся к зиме

Технологическая карта плана-конспекта урока

Тема:  Как разные  животные готовятся к зиме .

Цели:

-  помочь изучить особенности жизни разных животных  осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

- обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах;                                                                                            

- развивать речь детей;

- развивать умение анализировать и обобщать;

- взаимодействовать  с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь, ручка,  простой карандаш, цветные карандаши, лист самооценки, эталон - образец для проверки работы, презентация урока на ИД, компьютер, проектор, экран.

Используемые технологии: деятельностный метод, технология проблемного метода обучения

Методы и приёмы: исследовательский, наглядный,  практический.

Планируемые результаты:

Предметные:

- изучили особенности жизни разных животных  осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;

Метапредметные:  

- планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;

- осуществлять   контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.  

Личностные:

- понимают, что полученные знания на уроке   окружающего мира пригодятся  в практической деятельности.

                                                                             

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация  к учебной деятельности

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы

Дети читают девиз хором.

- Призывает работать честно, дружно, усердно.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

- Что за листы лежат у вас на парте?

1. Работа по составлению плана урока.

- А мы продолжаем урок и чтобы всё у нас получилось , мы  и должны составить план. Выберите учебные действия, которые мы будем формировать на уроке и у нас получится план.

2.Работа по актуализации знаний.

-Что вы видите?

- Какое время года идёт сейчас?

- А какое время года вам нравится больше всего?

- Природа прекрасна во все времена. И на уроках окружающего мира мы раскрываем её тайны. Обсудите в группе, приход зимы – это хорошо или плохо? Для кого хорошо и для кого – плохо?

- Молодцы. Природа не спрашивает никого нравится или не нравится какое-либо время года. В природе  свои законы.

- Сейчас и проверим, как вы можете определить, какой закон нарушен.

3. Создание проблемной ситуации при определении темы и целей урока.

- Поиграем игру « Третий лишний»

-Найдите лишнюю фотографию, хлопнув в ладоши. Почему?

- Почему мы сейчас играли эту игру?

- Послушайте мелодию Поль Мориа и вспомните игру, назовите тему урока.

-  Листы самооценки и взаимооценки.

Дети на слайде выбирают УУД (отдыхать, рассуждать, петь, работать, ловить ворон, проверять, изучать и т.д)

Появляются изображения времён года: весна, лето, зима, осень. Дети рассматривают картинки.

- На картинах изображены времена года.

- Сейчас идёт зима.

Ученики отвечают.

Работа по группам (Приложение1, 2)

3 группа  (времена года расставить в нужном порядке)

- Что происходит с растениями с приходом зимы?  (ответить одним предложением)

1 группа

Найдите лишний рисунок С.55 №3 (тетрадь) – работают у доски

- Что происходит с насекомыми и пауками с приходом зимы? (ответьте одним предложением)

2 группа

1.Зачеркни тех птиц, которые не относятся к данной группе.

Перелётные                    Зимующие

Грач                                    Ворона  

Ласточка                           Воробей

Стриж                                  Утки

Цапля                                 Синица

Скворец                               Дятел            

2. Кратко назовите птичьи секреты по плану.

1. Птицы улетают на юг, потому что……

2. Птицы заранее знают  о приближении голода и холода. Как?

4 группа   Вставьте слова.

Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются ........................  Птицы, которые остаются на зиму у нас  называются ........................ (зимующие, перелётные)

Один- два учащихся из группы отвечают.

Ученики хлопают в ладоши, выбирая зайца и птицу, объясняя почему.

- Наверное, мы познакомимся с новой темой. Будем изучать, как звери и пресмыкающие  готовятся к зиме. --- Тема урока. Как разные  животные готовятся к зиме

Цели урока.

Знать как разные  животные готовятся к зиме

Уметь работать в группе, рассуждать, оценивать.

Физкультминутка Мы приходим в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками)

Вот березка в зимней шубке (повороты)

Слева елочка глядит (повороты)

Вот зайчишка проскакал (прыжки)

От лисы он убежал.

Задание: соединить стрелками названия животных с местом их зимовки. 
(детям раздаются карточки с заданием, а после выполнения один ученик выходит к доске и выполняет проверку задания) В парах.  Слайд 7

Муравьи         кора деревьев
Медведи         ил 
Бабочки          берлога
Лягушки          муравейник 

3. Определение способа изучения нового материала

- Я предлагаю вам два способа изучения нового материала.

1. Я вам все рассказываю сама, как животные готовятся к зиме, а вы просто слушаете.

2. Вы сами работаете по группам и  добываете знания, составляете кластер по теме .

- Итак, что вам по душе?

(Учащиеся выбирают второй способ и объясняют почему)

4. Реализация проекта.  Изучение детьми нового материала. Работа по группам.

          Задание на внимание.

- Всем хорошо известны слова детской песни «В лесу родилась ёлочка»
-Пропойте тот куплет, где говорится о лесных зверях.(аудиозапись отрывка песни « В лесу родилась ёлочка»)
«Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал,
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал».
- А кто из вас, ребята, заметил ошибку в словах этой песенки?

 Изучение нового материала.

Составление коллективного ответа на вопрос: «Какие изменения происходят в жизни животных осенью?»

Приходилось ли вам встречать летом или осенью лягушек, жаб, ящериц, змей?

Ученик распределены по разноуровневым  группам.

1группа Прочитайте на с. 98 ( учебник)  первый абзац и устно ответьте на вопросы

  1. Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы?
  2. Чем дышат лягушки зимой  на дне водоёмов?

2 группа   Прочитайте в учебнике 2 и 3 абзац  на с.98-99 и  ответьте на вопросы.

  1. Почему осенью звери линяют?
  2. Зачем звери меняют цвет шубки? Назовите таких зверей.
  3. Какие звери запасают корм на зиму? А какие не запасают?
  4. Какие звери на всю зиму  укладываются в спячку?

3 группа

- Прочитайте  в учебнике о летучих мышах на с.100

  1. Что интересного узнали о летучих мышах?

4 группа

- Расскажите, что вы узнали из вывода.

Итог работы – кластер

Ученики рассказывают с опорой на схемы, которые составили

ученики других групп.

5.    Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Итак, проверим, как вы усвоили новую тему.

Индивид. работа  с. 59 №2 (тетрадь) – средний,                                             (проверь себя - с.99 учебник)

Работа в паре  с. 59 №3 (тетрадь) – средний + слабый                                                        

                                      (проверяет сильный ученик)

                           с. 59 №4 (тетрадь) сильный+средний

                                    (проверяет учитель)

 Остальные  Выполняют тест , используя средства обратной связи (1-2)   

  1. Укладывается в спячку
  2. Меняет цвет шубки
  3. Запасает на зиму корм

Самопроверка.  Дети оценивают свою работу.

Взаимопроверка

Проверяет учитель

Дети выбирают название.

Лягушка, лиса

Белка, волк

Еж, заяц

6. Оценка

- Поработайте с листами самооценки

(Приложение 3.)

7. Рефлексия деятельности

- Мы предположили, что ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ при подготовке к зиме отличается от их жизни летом. (гипотеза)
- Доказали ли мы эту гипотезу? (Ответы детей)
- Что является доказательством нашей гипотезы? (Ответы детей)
- МОЛОДЦЫ! Из-за наступивших холодов изменился способ питания и меховой покров зверей.
- А цель нашего исследования была: узнать новое о жизни лесных зверей зимой
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав хрестоматию, детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными, из научно-популярных телевизионных программ и документальных фильмов, из интернета.

Ребята, вы сегодня были на уроке настоящими учёными.

Давайте дадим оценку нашему уроку.

У вас на столах находятся листочки с изображением грибов. Если вам всё понравилось на уроке и вам было интересно, раскрасьте шляпку гриба жёлтым цветом, если было скучно – коричневым, а если вы все это уже знали и хотите для себя узнать ещё больше, то красным цветом.

Давайте прикрепим изображения ваших грибов на доску.  Слайд 9

 Продолжите предложение.

1. Я знаю ……..

2. Мне было интересно ………

3. Моя группа работала …….

4. Я хочу сказать спасибо.

Рабочая тетрадь с. 98- 99.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Дают оценку уроку с помощью рисунка

8. Домашнее задание

2 группа с.98-99 пересказ, с.58№3(т.)

1,3 группы (средние и сборная) с.98-99 чит., с 101 на вопр., с.58№3(т.)

4 группа  (слабые) с. 101 знать вывод, с.58№3(т.)

Учащиеся записывают задания в дневник.

3 группа

1. Расставьте времена года в нужном порядке.

 Лето               Зима                 Осень                     Весна

2. Что происходит с растениями с приходом зимы?  (ответить надо кратко)

1 группа

1. Найдите на слайде лишний рисунок, зачеркните его.

2.Что происходит с насекомыми и пауками с приходом зимы? (ответьте одним предложением)

2 группа

1.Зачеркни тех птиц, которые не относятся к данной группе.

Перелётные                    Зимующие

Грач                                    Ворона  

Ласточка                           Воробей

Стриж                                  Утки

Цапля                                 Синица

Скворец                               Дятел           

2. Кратко назовите птичьи секреты по плану.

1. Птицы улетают на юг, потому что……

2. Птицы заранее знают  о приближении голода и холода. Как?

4 группа

Вставьте слова.

Птицы, которые улетают на зиму в тёплые   края называются ........................ .  Птицы, которые остаются на зиму у нас  называются ........................ .                            (зимующие, перелётные)

1 группа

Прочитайте из учебника  на с. 98 первый абзац и устно ответьте на вопросы.

  1. Как встречают зиму лягушки, жабы, змеи и ящерицы?
  2. Чем дышат лягушки зимой  на дне водоёмов?

2 группа

Прочитайте в учебнике на  с.98-99 2 и 3 абзац и  ответьте на вопросы.

  1. Почему осенью звери линяют?
  2. Кто из  зверей меняет цвет шубки? Зачем ?
  3. Какие звери запасают корм на зиму? А какие не запасают?
  4. Какие звери на всю зиму  укладываются в спячку?

3 группа

Прочитайте  в учебнике на с.100 о летучих мышах

  1. Что интересного узнали о летучих мышах?

4 группа

Прочитайте вывод на с. 101 в учебнике.                                                                   Что узнали из вывода?

Выполни задание  на с. 59 №2 (тетрадь)

Выполните в паре задание  на с. 59 №3 (тетрадь)

Чернушкин С. +Арчакова А.

Выполните в паре задание  на с. 59 №4 (тетрадь)

КАРТА САМОНАБЛЮДЕНИЯ __________________________________________

Дата

Предмет

Степень трудности

Удовлетворённость полученным результатом

Активность на уроке

Самооцен-ка

Оценка однокласс-ника

Оценка учителя

Условные обозначения:

Степень трудности:                Удовлетворённость полученным результатом:               Самооценка:

   

   з      -   легко                         -            Я доволен своей работой                                      Я  был активен на уроке

   ж      -  трудно                      -           Я старался, но у меня не всё получилось                            Я был  малоактивен на уроке

    к    -  нужна помощь          -           Я недоволен своей работой                                   Я был неактивен на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"

В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа  " Школа 2100")...

Урок по окружающему миру во 2 классе УМК "Перспектива" .Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".

Тема: "Как разные животные готовятся к зиме".Конспект урока по окружающему миру во 2 классе (УМК "Перспектива") с презентацией.На уроке используются обучающие структуры и мыслительные приёмы сингапурс...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема:  Осень- природа готовится к зиме....

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме."Материал на конкурс "Учитель года 2017г"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по теме "Как разные животные готовятся к зиме....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Как разные животные готовятся к зиме" Материал на конкурс "Учитель года 2017г."...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме : "Как разные животные готовятся к зиме"

В  уроке по данной теме подробно с описанием формируемых УУД дана технологическая карта. Все виды работы учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО....