Кроссворды по окружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Макагонова Анна Владимировна

В работе представлены кроссворды по окружающему миру,которые подойдут для разгадывания на разных этапах урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zachem_razgadyvat_krossvordy.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужно разгадывать кроссворды в начальной школе?

         В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. 

 Чтобы заинтересовать современных школьников, учителя должны использовать новые виды учебных материалов, современных и необычных, позволяющих давать детям знания в занимательной и игровой форме, а также держать усвоение знаний под контролем. Одной из интересных мотивирующих форм организации учебной деятельности для учителя могут стать кроссворды.

Что же такое кроссворд?

Кроссворд –это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.  (сл.Ожегова)

 "Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кроссворд, предполагают определенную заранее цель. Эти игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал.

        Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:
        1) кроссворд - загадка,
        2) чайнворд или лабиринт,
        3) кроссворд - "лесенка",
        4) кроссворд - пирамида,
        5) кроссворд - "спрятанное название" или головоломка,
        6) кроссворд - "уголок".

   Разгадывание кроссвордов -это  своеобразная гимнастика для мозга, при которой  расширяется словарный запас , улучшается логическое мышление , развивается познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания,способствует формированию интеллекта,развитию памяти и внимания.

Кроссворд, кроме приятного занятия, может быть эффективным средством получения, поиска и актуализации знаний, так как в нем заложен большой развивающий потенциал.

Использование кроссвордов в учебном процессе:

  • стимулирует познаваельную  активность (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе)
  • расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами
  • развивает логическое мышление и память, творческие способности
  • повышает  грамотность
  • способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить)
  • способствует здоровьесбережению учащихся
  • помогает запомнить правильное написание слов;
  • развивает умение понимать определения;
  • учит пользоваться словарями и учебниками

Благодаря  своим свойствам кроссворд может активно применяться и в работе с детьми с ОВЗ как в индивидуальной, так и в групповой форме работы.

На каком же этапе урока лучше всего подойдёт работа с кроссвордом?

1.На этапе проверки домашнего задания по ранее изученной теме.

2. На этапе изучения новой темы.

В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда.Таким образом кроссоврд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд  как  вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

После того,как  ребята освоют готовые кроссворды,которые им даёт учитель, можно переходить к составлению собственных кроссвордов учениками. Это очень полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.  

Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.

На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (например, 10-15 слов на 20 минут).

Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.

 Представляю вашему вниманию кроссворды,которые можно использовать на уроках окружающего мира в третьем классе. Кроссворды составлены по программе 21 век. Автор учебника Виноградова Н.Ф.

Вопросы к кроссворду на тему: «Солнечная система»

  1. Самая далекая планета от солнца?
  2. Огромный огненный шар?
  3. Учёный, который изучает солнечную систему?
  4. Естественный спутник Земли?
  5. Третья планета от Солнца?
  6. «Падающая звезда»?
  7. Небесное тело, которое само светится?

з

в

е

н

с

л

м

з

е

о

у

з

е

д

п

л

а

н

е

т

а

т

н

с

а

м

е

у

ц

т

л

о

н

е

р

я

р

о

и

н

т

о

м

7

1

2

4

6

5

3

Вопросы к кроссворду «Природные явления»

1) Обильное выпадение снега зимой?

2) Явление, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия?

3) Сильный «проливной» дождь?

4) Атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды молнии, которое сопровождается громом?

5) Маленькие капли влаги, оседающие на растениях?

6) Одно из красивейших явлений природы, возникает, когда лучи солнца проходят сквозь насыщенный влагой воздух?

7) «Спустившееся» к поверхности земли облако?

с

н

е

т

г

м

р

у

о

о

л

г

р

а

м

п

р

и

р

о

д

а

а

о

в

о

с

у

н

д

з

е

з

а

г

н

а

а

ь

1

7

2

6

3

4

5

Вопросы к кроссворду «Где ты живёшь?»

1) Место, где ты родился?

2) Что изучает история?

3) Главный город страны?

4) Местожительство человека это?

5) Торжественная песня, принятая как символ государственного единства?

6) Название планеты на которой есть жизнь?

Р

о

д

и

н

а

п

р

О

ш

л

о

е

С

т

о

л

и

ц

а

а

д

р

е

С

г

И

м

н

з

е

м

л

Я

1

2

3

4

5

6

Вопросы к кроссворду «Царства природы»

  1. Как называется группа растений самая многочисленная на Земле?
  2. Самое маленькое, живое существо на планете?
  3. Особое царство споровых организмов?
  4. Прибор для рассмотрения бактерий?
  5. В этом органе растения на свету из углекислого газа и воды образуются питательные вещества и в воздух выделяется кислород?
  6. Простейшие водные растения, не имеющие корней, стеблей, листьев, цветков?
  7. Все виды растений, которые появились на определенной территории в ходе исторического развития называют?

м

и

ф

к

л

л

р

и

о

б

г

о

с

р

ц

а

р

с

т

в

а

в

к

и

к

о

е

т

б

о

д

т

е

ы

п

о

к

р

р

о

и

о

в

я

с

ы

л

е

и

4

7

5

2

3

1

6

Вопросы к кроссворду «Растения»

  1. Назовите подземный орган многих растений?
  2. Как называется размножение растений частями корня, стебля, листа?
  3. Что образуется в плодах растений?
  4. Что служит опорой листьям и почкам, цветкам и плодам?
  5. Сложный надземный орган растения?
  6. Ель, сосна, лиственница-это …. деревья?
  7. Орган растения в котором происходят удивительные превращения веществ, и они являются основной пищей растения?
  8. Как называются растения, которые могут вызывать тяжёлые отравления?

в

е

х

г

п

в

к

е

о

о

о

т

с

б

й

л

р

а

с

т

е

н

и

я

е

т

е

е

г

ы

с

д

н

и

м

б

е

т

о

ь

в

е

е

в

о

н

л

и

е

а

б

т

ы

е

2

6

5

1

4

7

3

8

Вопросы к кроссворду «Животные»

1.От какого слова происходит название «животное»?

2. Самое умное беспозвоночное животное,которое поддаётсяобучению:различать геометрические фигуры,цвета..?

3. Животных,у которых есть позвоночник называют....?

4. Эти животные выкармливают своих детёнышей молоком?

5. Из чего состоят все живые организмы?

6. Позвоночные животные,которые живут и в воде,и на суше?

7. Животные,чьё тело покрыто перьями?

8. Позвоночные животные,чьё тело прижимается к земле?

о

м

п

с

п

л

к

з

т

ь

о

е

л

е

и

м

з

к

е

м

ц

р

ж

и

в

о

т

н

ы

е

и

н

о

п

к

о

п

з

о

н

и

а

в

т

н

г

о

т

о

и

ь

ч

а

д

л

н

ю

н

и

ы

щ

ы

и

е

и

е

е

2

4

7

3

5

6

8

1

 Список используемой литературы:

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1987.

2. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.3 класс.Учебник.Вентана-Граф,2014

4. https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/03/25/krossvord-kak-sredstvo-povysheniya

5. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88

6. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка . 4-е изд.,М.,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анимационный кроссворд по окружающему миру "Экосистема"

Анимационный кроссворд "Экосистема" по окружающему миру по программе "Школа 2100" к разделу "Наша планета Земля" (2 класс)...

Сборник тематических кроссвордов по окружающему миру.

Тематические кроссворды  являются незаменимым видом работы на любом уроке: при повторении темы, изучении нового или закреплении материала. Тематика сборника разнообразна. Можно использовать во вн...

Тематические фото-кроссворды по окружающему миру.

Узнать по внешнему  виду цветок, лист дерева или гриб не так-то просто. А смогут ли ваши ребята справится с такими кроссвордами? Можно использовать  во внеклассной работе....

Кроссворды по окружающему миру 1-4 класс

Кроссворды по окружающему миру 1-4 класс   программа "Школа России"...

Кроссворд по окружающему миру на тему "Лес, луг"

Данный материал используется на этапе закрепления тем "Лес, Луг"....

Кроссворды по окружающему миру

Кроссворды по окружающему миру...

Интерактивный кроссворд по окружающему миру "Земля в космосе" 2 класс

Интерактивный кроссворд по окружающему миру "Земля в космосе" пригоден для работы по любому УМК и предназначен для учащихся начальной школы.Поможет сделать процесс изучения данной темы более интересны...