Зима в неживой природе
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс)

Лисихина Галина Петровна

Цели:

- формировать  понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;

- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;

- помочь увидеть красоту зимней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_v_nezhivoy_prirode.doc41.5 КБ
Файл zima_v_nezhivoy_prirode.pptx894.12 КБ

Предварительный просмотр:

Зима в неживой природе (2 класс)

Цели:

- формировать  понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;

- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;

- помочь увидеть красоту зимней природы.

I. Орг. момент

        -Собираясь сегодня к вам, я подумала  – а нужен  ли вам такой урок – окружающий мир?

-Вспомните прошлый урок, какова была тема?

-Что вы отнесёте к живой природе?

- Назовите признаки живой природы.

- Какие из названных вами слов  можно отнести к неживой природе?

- Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.

Новый  материал:

- Прочитайте  тему нашего урока.

Слайд

- Каковы цели нашего урока?

- Что бы вы хотели узнать  ещё о неживой природе?

слайд

а) Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:

- Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот».

- Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?

- Перед вами словарь, откройте по закладке, прочитайте

-Что означают эти слова ? ( хорошо читающий ученик)

 -Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года.

( составление схемы на доске) (кластер)

- Кто может по этой схеме объяснить смену времен года?

Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную.  

-  В  старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко.

- И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году.

Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)

- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — уб…

-Что же это за день такой ?

- Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ?

слайд

б) Понятие «Снегопад»

- Посмотрите – вы указали главное  зимние явление в неживой природе -  выпадение снега.

- А  как летят снежинки, когда нет ветра?

- Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками.

- А как можно поймать и рассмотреть снежинку?

-Кто ловил и рассматривал снежинки?

-Какую форму они имели?

- Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок.

- Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков

На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.  

- Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..» ( на доске)

- Составим стихотворение  про снежинки.

Снежинки – какие?  что делают?  снежинки – куда?

Рассказ ребёнка по своим наблюдениям.

- Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)

- Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.

слайд

в) Физминутка «Снежинки»

слайд

г) Понятие « Оттепель» ( словарь по закладке),( хорошо читающий ученик)

- Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева «Оттепель».( картина в учебнике)

Рассказ учителя

 В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель».  Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль.

- Давайте обратимся к схеме «Солнышко»  и отыщем определение понятия «оттепель».

- В  последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата.

- После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст.

- Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей.

-Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить снег и задохнулись.

Слайд.
д) Понятие «Изморозь» ( словарь)

- Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце.

-Это потрясающе красивое явление называется изморозью.

 -Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы.

Чтение стихотворения (Ученик).

- Вы увидите, что такое изморозь. (видео С.Есенин Белая береза)

 - В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».

III Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:

- Заполните пропуски в карточке «Зима в неживой природе» .

- Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….

карточка

Зима в неживой природе

Зимние явления в неживой природе – это ________________________________________________________________________________________________________

День зимнего солнцестояния - __________________________

День зимнего солнцеворота - ___________________________

____________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лисихина Г.П.

Слайд 2

Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:

Слайд 3

Понятие «Снегопад»

Слайд 4

Физминутка «Снежинки»

Слайд 5

Понятие « Оттепель»

Слайд 6

Понятие «Изморозь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зима в неживой природе"

Разработка открытого урока по окружающему миру по теме: "Зима в неживой природе" .Программа "Перспектива"...

Зима в неживой природе, 2 класс

На уроке дети нетолько знакомятся сзимними  явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер....

Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....

Зима в неживой природе 2 класс ( УМК "Перспектива")

Цель: познакомить с зимними явлениями в неживой природе: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозьПланируемые результаты:Личностные:-способствовать восприятию окружающей природы, как явления на...

Конспект урока "Зима в неживой природе"

Конспект урока окружающего мира для 1 класса...

Тест по теме "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива"

Тест "Зима в неживой природе" (Плешаков, Новицкая)...