Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Когда дом становится опасным"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цуканова Ольга Евгеньевна

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Начальная школа XXI века»; 4 класс

Тема урока: Когда дом становится опасным

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx34.83 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir.pptx63.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Начальная школа XXI века»; 4 класс

Тема урока: Когда дом становится опасным

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять  

Задачи:

Предметные: содействовать формированию умений называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные задачи:  способствовать формированию УУД:

а) регулятивные – осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным»; формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности; уметь самостоятельно решать проблемные задачи; контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания. 

б) познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; давать определение понятиям; владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; выделять необходимый материал из текста, устного рассказа; делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

в) коммуникативные – взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи; воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 4 класс, раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

  1. мин

Проверяет готовность обучающихся к уроку;

Начинается урок.
Он пройдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять.

        Будем правильно считать.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Актуализация знаний

4 мин

– Прочитайте и объясните пословицы. (Ответы детей.)

Всякий дом хозяином держится.

Горе тому, у кого непорядки в дому.

-Какая  общая тема объединяет эти пословицы?

- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому?

Отвечают на вопросы

Работа по теме урока

12 мин.

- По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок.

- Кто может назвать тему урока?

Работа в группах (в четвёрках)

- Давайте вспомним  правила работы в группе.

  • Говори в полголоса. Не кричи!
  • Поделись своим мнением.
  • Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
  • Выбери консультанта.

- Объединитесь в четвёрки.

- Просмотрите тексты, рисунки и задания на этих страницах. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?

Проверка: ответы детей по группам.

  1. Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.
  2. Мы будем читать  текст «Огонь - друг и враг».
  3. Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»
  4. Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.  и  др.

- Опираясь на ваши рассуждения,  сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?  Давайте внесём уточнение.

Тема  «Огонь – друг и враг»       (надпись на доску). 

Определение цели урока: 

- Опираясь на тему урока и ваши рассуждения,  поставьте  цель урока.

Проверка:  фронтальная. (Ответы детей) 

Цель: узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности.

Составление плана урока:

- Что поможет в достижении цели?

- Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника.

 (На доске записан план работы на уроке в произвольном порядке, обучающиеся составляют в определённой последовательности).

План работы:

  1. Причины возникновения пожара.
  2. Почему говорят «Огонь - друг и враг».
  3. Правила поведения при пожаре.
  4. Как уберечь себя от ожогов.
  5. Как пользоваться газовой плитой.
  6. Итог.

- Приступаем к выполнению первого пункта плана.

 1. Причины возникновения пожара. 

Цель: дать представление о причинах возникновения пожара .

Работа по учебнику (с. 76).

- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).

 - Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».

(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».)

Проверка фронтальная  (Ответы детей на вопросы.)

Причины пожара:  

  1. Не играй со спичками и зажигалками.
  2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
  3. Не суши белье над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.
  5. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
  6. Не разводи костер в лесу.
  7. Будь осторожен с газом.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

- Приступаем к выполнению второго пункта плана.

2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».

 Цель: дать представление о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём.

- Как  вы  думаете,  почему  произошла  эта  история?  Давайте  разбираться.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77:  1, 2 абзац)

2.) Сообщения  учащихся.

Презентация «Огонь – друг и враг».              

                                 Огонь – друг человека                                

     Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека.

Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при  плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.

                                Огонь – враг  человека                               

     Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.

Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок. 

 - Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет           государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.

       - Давний друг человека – огонь

Откуда он произошёл, ваше мнение?

(Ответы детей.)

- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.

3.) Рубрика «Этот удивительный мир…».

( Чтение текста на стр.79)                                                       

Рефлексия: - Как вы считаете, мы выполнили этот пункт плана? Коротко вывод. (Ответы детей.)

- Переходим к следующему пункту плана.

3. Составление правил поведения при пожаре.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».

           (стр.79; продолжение с 3-го абзаца)

У.: - Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:

1.Как нужно дышать, если кругом дым?

2.) Работа со словарём.

- Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)

- Как определить значение этого слова? (по словарю)

- Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140).

Проверка. Объяснение  слова «удушье» по словарю.

3.) Формулировка  правил поведения при пожаре.

 - А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.

Задание на стр. 78. Что показывает этот значок?

Работа в парах

- Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке» на стр. 79. (Ответы детей в парах.)

 -Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.   

Проверка:  Чтение вывода на стр.81 . 

- Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай.

- Выводи из горящего дома малышей.

- Никогда не прячься в горящем доме.

- Не пытайся тушить пожар самостоятельно.

- Зови на помощь.

- Звони по телефону 01.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

Когда дом  становится опасным 

Раздел «Твоё здоровье».

Объединяются в четверки.

Отвечают на вопросы

- План работы.

Читают отрывок из стихотворения. Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

1 мин

«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

- Встали,  поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

  1. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

-  Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

Выполняют упражнения

Закрепление изученного материала

10  мин

- Какой следующий пункт плана нашей работы? 

4. Как уберечь себя от ожогов.

5. Как пользоваться газовой плитой.        

У.: -Хочу объединить эти два пункта плана и выполнить задание по вариантам.

1.Самостоятельная работа по учебнику.

 I вариант: с.79-80      (на доску)

II вариант: с.80-81      (на доску)

 - Прочитайте текст и запомните правила поведения.

У.: - Научите друг друга :  Как уберечь себя от ожогов.

                                               Как пользоваться газовой плитой.

Взаимопроверка в парах.

- А кто может научить меня? (Ответы детей по вариантам.)

I вариант.  

  • Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.
  • Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.
  • Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.
  • Прежде чем принять ванну, проверь локтем, не слишком ли она горячая.
  • Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую.

II вариант.

  • Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.
  • Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.
  • Не накрывай кастрюлю крышкой.
  • Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.

Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах».

 - Я тоже хочу вас научить:

  • Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды. 
  • Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию.
  • При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

Отвечают на вопросы

Рефлексия

1 мин

Своей работой на уроке я:

- доволен

- не совсем доволен,

Я недоволен, потому что…

 Высказывают свое мнение.

Итог урока

1 мин

- А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы достигаем цели?

-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.

Работа над тестом.

1.)Обведи буквы правильных ответов.

1.Если  в  доме  возник  пожар:

в)  останься дома и попытайся потушить пожар;

с)  не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь   дом.

2.При  пожаре  звони:

не)   04;     же)   03;     ол)   02;      ог)   01.

3.Увидев  дым:

ром)  открой окна и проветри помещение;

нём)  немедленно покинь помещение.

4.Дыши  через:

ре)  сухую тряпку.

не)  мокрую тряпку;

5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай  кран  с  водой :

шу)  холодной, а затем добавляй горячую воду;

му)  горячей, а затем добавляй холодную воду.

 6. Как пользоваться газовой плитой?  Сначала:

ти)  зажги спичку, а потом открой газовую горелку.

ба)  открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

2.)Запиши буквы ответов в таблицу.  Прочитай.         

1 

2 

3 

4 

5 

6 

С 

ог 

  нём 

не 

шу 

ти! 

Отвечают на вопросы

Д/З

1 мин

Нарисовать рисунок на тему «Огонь – друг и враг».

Записывают в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всякий дом хозяином держится. Горе тому, у кого непорядки в дому.

Слайд 2

Говори в полголоса. Не кричи! Поделись своим мнением. Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы. Выбери консультанта.

Слайд 3

План работы: Причины возникновения пожара. Почему говорят «Огонь - друг и враг». Правила поведения при пожаре. Как уберечь себя от ожогов. Как пользоваться газовой плитой. Итог.

Слайд 4

Причины пожара: Не играй со спичками и зажигалками. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши белье над плитой. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Не разводи костер в лесу. Будь осторожен с газом.

Слайд 5

Огонь – друг человека Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.

Слайд 6

Огонь – враг человека Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе " Когда мы станем взрослыми"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе " Когда мы станем взрослыми"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: Когда мы станем взрослыми?

Конспект урока в 1 классе на тему: Когда мы станем взрослыми? УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру на тему "КОГДА МЫ СТАНЕМ ВЗРОСЛЫМИ?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: формировать представление о будущем, о том, каким будет мир; познакомить с профессиями взрослых; развивать представления о том, от кого зависит будущее нашей планеты....

Конспект урока по окружающему миру на тему "КОГДА МЫ СТАНЕМ ВЗРОСЛЫМИ?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: формировать представление о будущем, о том, каким будет мир; познакомить с профессиями взрослых; развивать представления о том, от кого зависит будущее нашей планеты....

Конспект урока по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что вокруг нас может быть опасным? Цели деятельности учителя: Научить детей видеть опасность со с...

Конспект урока по окружающему миру «Что вокруг нас может быть опасным?»

Конспект урока по окружающему миру «Что вокруг нас может быть опасным?»...