Урок окружающего мира по теме "Жизнь луга" 4 класс УМК "Школа Росии"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Анисимова Наталья Юрьевна

Тема: «Жизнь луга»

Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о природных сообществах (лес).
  2. Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).
  3. Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Предмет: Окружающий мир

Учебник: УМК «Школа России»

Класс: 4 класс  

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Жизнь луга»

Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о природных сообществах (лес).
  2. Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).
  3. Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.

Планируемые результаты:

        

Предметные:

- знать, что такое луг;

- знать и называть компоненты луга;

- отличать луг от других сообществ;

- приводить примеры растений и животных луга, устанавливать взаимосвязи между ними.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: работа с информацией.

Регулятивные: сформулировать совместно с учителем цель, тему, план урока; самоконтроль, самооценка.

Личностные: понимать значение природного сообщества луга в жизни человека и природы.

Коммуникативные: работа в группах.

Оборудование: презентация, задания на карточках. 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя 

 

Деятельность ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем!

Прозвенел для вас звонок

Начинается урок!

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

 

- Ребята, перед вами на доске высказывание (читаю) Слайд 1

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…

А.И.Герцен

- Объясните  смысл этих слов.

- Молодцы!

- Сегодня мы продолжим разговор о природе нашего края!

- Что мы изучали на предыдущем уроке?

Приветствуют гостей

-Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой.

- Мы изучали жизнь леса

2. Актуализация опорных знаний

 - А что такое лес?

- Что такое «природное сообщество»?

- Скажите, какие  живые организмы обитают в лесу?  

 - А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание.

- Лес – это  единство живой и неживой природы.

– Это единство живых организмов.

астения, животные, грибы, насекомые, бактерии

3. Пробное учебное действие

(на доске слова: грибы, коростель,  волк, заяц)

- Из слов на доске составьте цепь питания.  

Какие ответы у вас получились?  (один ученик у доски)

-Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания?

- Почему это слово лишнее?

- А вы знаете, кто это коростель? Где они живут?

- (на доску вывешиваю картинку луга) Что изображено на картинке?

- Перед вами место, где живет коростель.

- Грибы - заяц-волк.

- (доказывают свое решение)

- Коростель.

- Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/ наугад.

- Нет/ в поле/ в  лесу/ на лугу (разные ответы детей)

- Поле/луг/ лужайка.

4. Выявление места и причины затруднения

- Почему у нас получились разные ответы?

- Давайте разбираться, кто же такой коростель и где он обитает.

- Мы не знаем, кто такой коростель и где он обитает.

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Послушайте стихотворение: Слайд 2

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На нём разбросаны букеты.

- Какое ключевое слово вы услышали?

- Значит, как называется место, где живет коростель?

- Какая же тема урока будет сегодня?

- Верно, «Луг» или лучше сказать «Жизнь луга». (на доску тему )

-Какую цель поставим перед собой? (изучить жизнь луга, как сообщество)

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Дети формулируют задачи).

 Задачи:

- что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга?  

-Работать будем по плану (план на доске)

- Приступим к реализации нашего плана. 

-Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг? Ответы детей

-Обратимся к толковому словарю С.Ожегова (читает ученик)

 Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь.  )

- Откроем учебник с.171, найдем определение слову луг  Слайд №

- Луг.

- Луг.

- Луг (Жизнь луга).

План

1. Название сообщества.

2. Какие организмы составляют сообщество.

3. Экологические связи в сообществе.

4. Значение сообщества для человека.

5. Влияние человека на сообщество.

6. Охрана сообщества.

 

 

Луг – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга составляют природное сообщество.

6. Реализация построенного проекта

- скажите, чем отличается луг от леса, если и тот и другой являются природным сообществом? 

-Вы только что называли  отличительные свойства (признаки) луга.

- Давайте выполним следующее задание, где точно узнаем, какие организмы составляют сообщество луга.

(работа в группах)

- Задание  по группам. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будут вопросы, и вам на них нужно будет ответить и представить нам свои результаты

1 группа будет отвечать на вопросы про растения луга, 2 группа - про животных,

3 группа – значение луга для человека, экологические взаимосвязи.

- Проверяем! 1 группа читаем свои вопросы и ответ.  Слайд 3,4,5,6,

Дополнительно Ядовитые растения (рассказывают ученики) Слайд 7

- 2 группа, какие у вас вопросы и ответы?

                                           Слайд8,9,10

- Спасибо!

-Послушайте голоса этих птиц. Своё присутствие выдаёт песенкой «пить – полоть» - перепел, а коростель  – громким скрипучим криком «дёрг – дёрг»,  трясогузка- постоянно потряхивает хвостиком, за что получила своё название.

 

- 3 группа.

- Хорошо, спасибо! Мы услышали все ответы, в начале урока мы не затруднялись ответить на вопрос «Кто такой коростель?(или дергач)». Сейчас мы можем сказать?

Еще необходимо добавить, что все представители лугового сообщества взаимодействуют и тесно связаны между собой, они образуют экологическую систему луга. В основном их связи основаны на питании.   Когда животные и растения погибают, их останки перерабатывают почвенные бактерии, которые создают почвенное плодородие. То есть постоянно происходит круговорот веществ в луговой экосистеме, в котором участвуют также компоненты неживой природы - энергия солнца, ветер, почва, влага в виде дождей, снега и весенних разливов.

Физминутка??????

(Дети садятся на места)

 -В ходе работы мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга.

 

- Давайте вернемся к нашему плану. На все ли вопросы мы ответили?

- 1. Что такое луг?

- 2. Какие организмы составляют сообщество?

 

- 3. Экологические связи в сообществе (это связь в природе одного от другого)

-4. Значение сообщества для человека  

- 5. Влияние человека на сообщество  

- 6. Охрана сообщества.

- Молодцы!

- На лугу растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная, животные маленькие в основном нет хищников.

 

Девиз

Вместе не трудно,

Вместе не тесно

Вместе легко и всегда интересно!

Карточки раздаю +карточки-помощницы, карточки- ответы.

кк

- На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы. Всё растёт на открытой местности. Растения любят свет и тепло. (Называют некоторые растения).

- Большое разнообразие  живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом, следят друг за другом. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и т.д.). Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом.

- Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека.

- Да, это птица, которая живет на лугу.

 

 

-

 Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.

- На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и тд..)

На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и тд..)

- растения – насекомые - птицы

- Растения - насекомые - мелкие животные и птицы – хищные птицы. После гибели их перерабатывают почвенные бактерии и дают плодородие земле.

- Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека...

- Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия...

- Люди должны бережно относится, охранять и беречь луга, (больш. Значение для с/хозяйства)

 

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А теперь закрепим полученные знания.-  Работа в парах.

1. (п.тетр. с78 №1)взаимопроверка

2. (п.тетр. с79 №4)проверяем и дети себя оценят !, +, -

Кол-ная  работа

- Составьте цепи питания луга  в п/тетр с.80 Слайд 11

Проверка

-Найдите ошибки в рассказе. Сколько их?                                   

                 Слайд 12

Проверка Слайд 13

Ответы слайда

Нек. цветов-бабочка-перепел

Мятлик-кобылка-коростель

Растение-кузнечик-ящерица

(их 5)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(учитель раздает карточки).

‒ А теперь работаем самостоятельно.

 

9. Включение в систему знаний и повторение

- Назовите, какие мы теперь знаем природные сообщества

-Прочитаем вывод Мудрой черепахи Слайд 14 

 

- Мы знаем два природных сообщества лес и луг.

- Лес - это природное сообщество, в котором растут деревья, кустарники, травы и живут птицы и звери.

- Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.

10. Рефлексия учебной деятельности

─ Итак, какая тема урока у нас сегодня была?

 - Какая была цель урока ?  

- Мы достигли поставленной цели?

 -Подведём итог урока (по вопросам на доске)

(Ответы детей)

- Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поселите на картинку зелёную бабочку, не всё понятно – жёлтую.

 Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и  не понятный –  красную.

(дети клеят бабочек на картинку)

 Д/з в п/т с.78, №2, с.82 №7

Вы сегодня молодцы, оценки обсудим позже, после проверки тестов.

Спасибо за урок!     Слайд 15

Поздравление гостей с наступ. Н.годом!

(Вручение подарков

‒ Тема «Жизнь луга»,

изучить жизнь луга, как сообщество, учились отличать луг и его обитателей от другого природного сообщества леса.

Катя Федина???????

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам – жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!



Предварительный просмотр:

 

Предмет: Окружающий мир

Учебник: УМК «Школа России»

Класс: 4 класс  

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Жизнь луга»

Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о природных сообществах (лес).
  2. Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).
  3. Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.

Планируемые результаты:

        

Предметные:

- знать, что такое луг;

- знать и называть компоненты луга;

- отличать луг от других сообществ;

- приводить примеры растений и животных луга, устанавливать взаимосвязи между ними.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: работа с информацией.

Регулятивные: сформулировать совместно с учителем цель, тему, план урока; самоконтроль, самооценка.

Личностные: понимать значение природного сообщества луга в жизни человека и природы.

Коммуникативные: работа в группах.

Оборудование: презентация, задания на карточках. 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя 

 

Деятельность ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем!

Прозвенел для вас звонок

Начинается урок!

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

 

- Ребята, перед вами на доске высказывание (читаю) Слайд 1

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…

А.И.Герцен

- Объясните  смысл этих слов.

- Молодцы!

- Сегодня мы продолжим разговор о природе нашего края!

- Что мы изучали на предыдущем уроке?

Приветствуют гостей

-Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой.

- Мы изучали жизнь леса

2. Актуализация опорных знаний

 - А что такое лес?

- Что такое «природное сообщество»?

- Скажите, какие  живые организмы обитают в лесу?  

 - А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание.

- Лес – это  единство живой и неживой природы.

– Это единство живых организмов.

астения, животные, грибы, насекомые, бактерии

3. Пробное учебное действие

(на доске слова: грибы, коростель,  волк, заяц)

- Из слов на доске составьте цепь питания.  

Какие ответы у вас получились?  (один ученик у доски)

-Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания?

- Почему это слово лишнее?

- А вы знаете, кто это коростель? Где они живут?

- (на доску вывешиваю картинку луга) Что изображено на картинке?

- Перед вами место, где живет коростель.

- Грибы - заяц-волк.

- (доказывают свое решение)

- Коростель.

- Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/ наугад.

- Нет/ в поле/ в  лесу/ на лугу (разные ответы детей)

- Поле/луг/ лужайка.

4. Выявление места и причины затруднения

- Почему у нас получились разные ответы?

- Давайте разбираться, кто же такой коростель и где он обитает.

- Мы не знаем, кто такой коростель и где он обитает.

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Послушайте стихотворение: Слайд 2

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На нём разбросаны букеты.

- Какое ключевое слово вы услышали?

- Значит, как называется место, где живет коростель?

- Какая же тема урока будет сегодня?

- Верно, «Луг» или лучше сказать «Жизнь луга». (на доску тему )

-Какую цель поставим перед собой? (изучить жизнь луга, как сообщество)

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Дети формулируют задачи).

 Задачи:

- что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга?  

-Работать будем по плану (план на доске)

- Приступим к реализации нашего плана. 

-Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг? Ответы детей

-Обратимся к толковому словарю С.Ожегова (читает ученик)

 Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь.  )

- Откроем учебник с.171, найдем определение слову луг  Слайд №

- Луг.

- Луг.

- Луг (Жизнь луга).

План

1. Название сообщества.

2. Какие организмы составляют сообщество.

3. Экологические связи в сообществе.

4. Значение сообщества для человека.

5. Влияние человека на сообщество.

6. Охрана сообщества.

 

 

Луг – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга составляют природное сообщество.

6. Реализация построенного проекта

- скажите, чем отличается луг от леса, если и тот и другой являются природным сообществом? 

-Вы только что называли  отличительные свойства (признаки) луга.

- Давайте выполним следующее задание, где точно узнаем, какие организмы составляют сообщество луга.

(работа в группах)

- Задание  по группам. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будут вопросы, и вам на них нужно будет ответить и представить нам свои результаты

1 группа будет отвечать на вопросы про растения луга, 2 группа - про животных,

3 группа – значение луга для человека, экологические взаимосвязи.

- Проверяем! 1 группа читаем свои вопросы и ответ.  Слайд 3,4,5,6,

Дополнительно Ядовитые растения (рассказывают ученики) Слайд 7

- 2 группа, какие у вас вопросы и ответы?

                                           Слайд8,9,10

- Спасибо!

-Послушайте голоса этих птиц. Своё присутствие выдаёт песенкой «пить – полоть» - перепел, а коростель  – громким скрипучим криком «дёрг – дёрг»,  трясогузка- постоянно потряхивает хвостиком, за что получила своё название.

 

- 3 группа.

- Хорошо, спасибо! Мы услышали все ответы, в начале урока мы не затруднялись ответить на вопрос «Кто такой коростель?(или дергач)». Сейчас мы можем сказать?

Еще необходимо добавить, что все представители лугового сообщества взаимодействуют и тесно связаны между собой, они образуют экологическую систему луга. В основном их связи основаны на питании.   Когда животные и растения погибают, их останки перерабатывают почвенные бактерии, которые создают почвенное плодородие. То есть постоянно происходит круговорот веществ в луговой экосистеме, в котором участвуют также компоненты неживой природы - энергия солнца, ветер, почва, влага в виде дождей, снега и весенних разливов.

Физминутка??????

(Дети садятся на места)

 -В ходе работы мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга.

 

- Давайте вернемся к нашему плану. На все ли вопросы мы ответили?

- 1. Что такое луг?

- 2. Какие организмы составляют сообщество?

 

- 3. Экологические связи в сообществе (это связь в природе одного от другого)

-4. Значение сообщества для человека  

- 5. Влияние человека на сообщество  

- 6. Охрана сообщества.

- Молодцы!

- На лугу растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная, животные маленькие в основном нет хищников.

 

Девиз

Вместе не трудно,

Вместе не тесно

Вместе легко и всегда интересно!

Карточки раздаю +карточки-помощницы, карточки- ответы.

кк

- На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы. Всё растёт на открытой местности. Растения любят свет и тепло. (Называют некоторые растения).

- Большое разнообразие  живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом, следят друг за другом. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и т.д.). Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом.

- Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека.

- Да, это птица, которая живет на лугу.

 

 

-

 Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.

- На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и тд..)

На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и тд..)

- растения – насекомые - птицы

- Растения - насекомые - мелкие животные и птицы – хищные птицы. После гибели их перерабатывают почвенные бактерии и дают плодородие земле.

- Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека...

- Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия...

- Люди должны бережно относится, охранять и беречь луга, (больш. Значение для с/хозяйства)

 

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А теперь закрепим полученные знания.-  Работа в парах.

1. (п.тетр. с78 №1)взаимопроверка

2. (п.тетр. с79 №4)проверяем и дети себя оценят !, +, -

Кол-ная  работа

- Составьте цепи питания луга  в п/тетр с.80 Слайд 11

Проверка

-Найдите ошибки в рассказе. Сколько их?                                   

                 Слайд 12

Проверка Слайд 13

Ответы слайда

Нек. цветов-бабочка-перепел

Мятлик-кобылка-коростель

Растение-кузнечик-ящерица

(их 5)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(учитель раздает карточки).

‒ А теперь работаем самостоятельно.

 

9. Включение в систему знаний и повторение

- Назовите, какие мы теперь знаем природные сообщества

-Прочитаем вывод Мудрой черепахи Слайд 14 

 

- Мы знаем два природных сообщества лес и луг.

- Лес - это природное сообщество, в котором растут деревья, кустарники, травы и живут птицы и звери.

- Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.

10. Рефлексия учебной деятельности

─ Итак, какая тема урока у нас сегодня была?

 - Какая была цель урока ?  

- Мы достигли поставленной цели?

 -Подведём итог урока (по вопросам на доске)

(Ответы детей)

- Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поселите на картинку зелёную бабочку, не всё понятно – жёлтую.

 Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и  не понятный –  красную.

(дети клеят бабочек на картинку)

 Д/з в п/т с.78, №2, с.82 №7

Вы сегодня молодцы, оценки обсудим позже, после проверки тестов.

Спасибо за урок!     Слайд 15

Поздравление гостей с наступ. Н.годом!

(Вручение подарков

‒ Тема «Жизнь луга»,

изучить жизнь луга, как сообщество, учились отличать луг и его обитателей от другого природного сообщества леса.

Катя Федина???????

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам – жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)

Классный час  знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...