Урок окружающего мира в 1 классе: "Кто такие птицы?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Наталья Викторовна С

Формирование  у обучающихся на основе поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности четких  представлений о существенных и отличительных признаках птиц как  животных.

Развивающие образовательные технологии являются решающим ресурсом реализации системно - деятельностного подхода. Их дидактический          аппарат  обеспечивает  формирование всех аспектов  учебной деятельности. Они  помогают   включить  учащихся  в познавательную деятельность и эффективно управлять ею. Проблемно- диалоговый метод развивает умение анализировать, приводить аргументы, строить суждения и высказывания. Обучение в парах сменного состава  обеспечивает продуктивную групповую работу  и активный процесс взаимообучения и взаимоконтроля. РКМЧП- важный ресурс обучения школьников приемам анализа и переработки информации, её поиска и освоения нового знания. Технология критериального оценивания  способствует обучению школьников структурировать УМ, прогнозировать  свой  успех, формирует  самоанализ и самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx26.6 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.1 КБ
Файл retsenziya.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся

На доске стихи  о дружбе и успешной совместной работе

Позитивный настрой учеников на работу, ориентация всех на успех

Принимают положительный настрой от учителя.

Актуализация опорных знаний

Создание  проблемной ситуации с целью повышения  мотивации к учебной деятельности школьников

Дидактическая игра «Объедини в группы».

Работа в парах по карточкам с изображением  бабочки, рыбы,  мухи,  жука, птицы. Нужно закрыть зеленой фишкой насекомых, синей – рыб. (Проверка фронтальная)

Беседа:

- Все ли животные оказались  закрыты?

 Кто остался?  (Птица)

– Почему? ( не является  насекомым, не является  рыбой)

Проведение дидактической игры по классификации животных

Фронтальная беседа по выявлению  «лишнего» животного и организация коллективного обсуждения и аргументации учащимися своего выбора

Дети работают  в парах, классифицируют животных по видам

Дети  проводят классификацию животных, выделяют лишнее  и пытаются объяснить свой выбор

4. Самоопределение  темы и целей  урока.

Совместная деятельность учеников и учителя по формулированию темы и постановке целей урока.

Проведение фронтальной беседы:

Как вы думаете,  о ком  пойдет речь на уроке?

 Что вы хотите узнать о птицах?

Чему вы хотите научиться?

Организация  этапа коллективного целеполагания

Коллегиально  определяют тему и ставят цели  урока

5. Выделение главной проблемы урока

Прослушивание 1 куплета песенки Цыпленка из м/ф «Что я за птица?»

«Надо в дорогу, надо в дорогу нам торопиться,

Надо узнать , надо узнать, что я за птица?....»

Проведение фронтальной беседы:

 - Давайте поможем цыпленку узнать, кто такие птицы  и по какому   главному   признаку мы сможем отличать птиц от других животных, на основе анализа содержания песенки.

Подведение детей к главной учебной задаче  урока, узнать кто такие птицы, каков их главный  отличительный признак

Уточняют главную учебную задачу урока

6. Изучение нового материала.

Физкультминутка «ЦЫПКИ»

1)Организация деятельности учащихся по  решению проблемного вопроса «Кто такие птицы ?»

Слушание 2 куплета.

«Птицами считают, Только тех, Которые летают.»
Беседа:

- Правда ли , что птицы – это все, кто летает?

 Рассматривание картинок бабочки, летучей мыши и формулировка вывода.

Хотя и  бабочка, и летучая мышь умеют летать, они не являются птицами

Вывод:

«Умение летать не является главным признаком птиц, так как летают и другие животные, а некоторые птицы не умеют летать»

Слушание 3 куплета.

 «Птичек узнают, Потому что,
Птички песенки поют»
После коллективного обсуждения детьми  правильности утверждения цыпленка выдвигается гипотеза.

Проведение беседы.

-Можно ли сказать, что все, кто поет – это птицы?

Прослушивание аудиозаписи пение дельфина.

Дельфины умеют петь, но являются ли они птицами?

 НЕТ.  

Можно ли сказать. Что все, кто поет – это птицы?

Вывод:  Умение петь не является главным признаком птиц, так как умеют петь и другие животные.

Слушание 4 куплета.

Птички-птички, птички-птички,
Даже гнезда вьют.

Демонстрация иллюстрации.

Беседа по иллюстрации «Рыба колюшка – лучший строитель гнезд»

Чтение текста учащимися с  доски .

Рассказ учителя о строительстве гнезда

- Можем  ли  мы теперь утверждать, что гнезда вьют только птицы?  

Подведение обучающихся к выводу: хотя  птицы и вьют гнезда, но  этот признак не является главным, так как гнезда вьют не только птицы  

Слушание  следующего куплета.

«Кто ж такие птички?
Те, которые несут яички.»

Проведение беседы.

Демонстрация иллюстраций  о том, как крокодил  и черепаха откладывают яйца.

Вывод: птицы откладывают яйца, но этот признак не является главным, так как яйца откладывают и другие животные

Слушание 5 куплета.

«Птицами зовут: Которые летают, Которые поют, Несут яички, Гнезда вьют»
Беседа.

Давайте подведем итог  - Итак, что умеют делать птицы:

Почему Цыпленок не смог  узнать,  кто такие птицы?

(Все перечисленные признаки могут относиться и к другим животным)

Вывод: Цыпленок не смог определить, кто такие птицы, так как не нашел главного их признака

Давайте дальше искать главный признак птиц

Посмотрите на  чучело  птицы. Потрогайте его руками,  найдите общий признак всех птиц. (Это оперение)

Так, каких же животных мы будем называть птицами? (Тело которых покрыто перьями) Их еще называют ПЕРНАТЫМИ

Проведение физкультминутки, организация отдыха обучающихся

Создание проблемной  ситуации ,вызова.  Воспитание познавательного интереса у обучающихся.

Постановка учебной задачи: выяснить главный признак птиц как вида животных

Организация исследовательской работы

Демонстрация иллюстраций.

Фронтальная беседа по выявлению вопроса : «Все ли летающие животные являются птицами?»

  На доске 1. Летает

Организация поисковой деятельности учащихся по оценке следующего признака птиц

как вида животных.

Создание ситуации познавательного затруднения. Организация поисковой деятельности по решению проблемного вопроса, можно ли утверждать, что все поющие животные-птицы?

На доске:

  1. Летают
  2. Умеют петь

Организация поисковой деятельности учащихся по оценке следующего признака птиц: умение вить гнезда

Создание ситуации познавательного затруднения.

Организация поисковой деятельности учащихся по решению проблемного вопроса

На доске:

  1. Летают
  2. Умеют петь
  3. Вьют гнезда

Организация поисковой деятельности учащихся по оценке следующего признака птиц: умение откладывать яйца

Создание ситуации познавательного затруднения

На доске:

  1. Летают
  2. Умеют петь
  3. Вьют гнезда
  4. Откладывают яйца

Организация поисковой деятельности учащихся по оценки следующего признака птиц

Создание ситуации познавательного затруднения. Поиск главного признака птиц.

Технология здоровьесбережения

Слушание 2 куплета песни

Выделения  первого признака птиц – умение летать

Дети дают разные ответы на поставленный вопрос. Обсуждают в парах.

Дети делают вывод, что не всякое летающее животное является птицей

Оценка детьми  правильности высказывания  цыпленка  об умении птиц петь,  обязательном признаке птиц.

Оценка детьми  правильности высказывания  цыпленка.

Учатся наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы

Оценка детьми  правильности высказывания  цыпленка

Выдвигают гипотезу о главном признаке птиц

В совместной деятельности с  учителем делается  вывод  о главном признаке птиц  - оперении

Выполнение физкультминутки

Практическая работа.

Информация о домашнем задании

Ознакомление учащихся со строением тела птицы

Давайте вспомним: чем покрыто тело птицы?

- Итак, тело птиц покрыто перьями. Это основной признак, по которому мы относим  этих животных к группе птиц.

Давайте узнаем какую роль играет оперение в жизни птиц

Узнаем, какие бывают перья. Проведем исследования.            

- Чем различаются эти перья? (цветом, формой, размером)

Опыт 1

Возьмите  перо и проведите по нему вниз .Что стало с пером? (перо станет «растрёпанным») (показывают друг другу).

 Проведите  в обратную сторону. Что вы наблюдаете? перо станет опять гладким и ровным. . 
– А вы хотите узнать, почему это так происходит? 
Рассказ учителя: Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.

А хотите сами увидеть их?

Рассматривание пера  через лупу.

Опыт 2.

Возьмите перо в руку
- Какое перо по весу? Давайте узнаем, почему оно легкое?

Разрежьте  ножницами перо.

 Что вы видите внутри ствола? (Ничего. Оно пустое внутри)

Вывод: правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие., это помогает птице летать

Опыт 3. 

 Опустите перо в стакан с водой. Стало ли перо мокрым? (Нет, вода скатилась капельками)

Рассказ учителя:  если  бы перо не обладало этим качеством

Это свойство пера помогает птицам летать и в непогоду. Особенно это свойство важно для водоплавающих птиц

Рассматривание различных видов перьев и уточнение их роли.

Рабочая тетрадь №2  Дома вам надо рассмотреть оперение разных птиц и  сравнить.

А сейчас мы познакомимся со строением птицы.

Создание ситуации вызова, желания узнать свойства пера птицы

Проведение опытно-экспериментальной работы с учащимися по выявлению свойств перьев

Беседа по ТБ

Организация опытно – экспериментальной  работы учащихся

Информирование обучающихся о домашнем задании.

Экспериментируют, наблюдают, учатся делать выводы

Парная работа

Рассматривание пера через лупу

Проведение наблюдений над внутренним строением ствола пера

Проведение опыта: опускают перо в стакан с водой и наблюдают за состоянием пера. Делают выводы вместе с учителем

Закрепление изученного материала

Итог урока

Рефлексия.

Обозначение частей тела птицы в рамках работы пар  сменного состава.

Раздается  карточка без надписей названия частей тела и каждый ребенок заполняет карточку своего партнера. После взаимного обсуждения и проверки, происходит смена состава пар. На последнем этапе идет самопроверка   всей выполненной работы на основе сличения с образцом

С какими признаками птиц мы познакомились? Чему научились?

Какой же главный признак птиц? (оперение)

Оцените, пожалуйста, свои достижения на урок и наклейте символическую птицы нужного цвета  на дерево и кормушку.

Оцените, пожалуйста, свои достижения на урок и наклейте символическую птицы нужного цвета  на дерево и кормушку.

Зеленая птичка обозначает « Я знаю, умею, уверен, могу рассказать другим».

Желтая  птичка – « Я все понял,  запомнил, но не уверен, что рассказать     смогу»

Красная  птичка – « Я не все запомнил, мне нужна помощь»

Организация  взаимоконтроля в рамках технологии  обучения в парах сменного состава

Организация фронтальной работы

Пользуясь опорой назвать все признаки птиц.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Учитель

Сударенкова Н.В.

Тема урока

Кто такие птицы?

Педагогическая цель

 Формирование  у обучающихся на основе поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности четких  представлений о существенных и отличительных признаках птиц как  животных.

 

Программа. Учебник

Школа России. Плешаков А.А Окружающий мир .1 класс (2 часа в неделю)

Задачи урока

1 Развивать у школьников исследовательские  компетенции.

2.Обучать приемам логического анализа информации.

3. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать  им.

4. Формировать рефлексивную и оценочную деятельность  обучающихся.

 

Тип урока

Освоение нового материала

Предметные результаты

Знание и выделение основного признака птиц как животных.

Личностные
результаты

1.Проявление интереса к познанию, экспериментированию, поиску.

2.Стремление помогать животным, охранять природу.

3. Толерантность.

 

Регулятивные: 1. Постановка, принятие и удерживание  учебной задачи.

2. Умение осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

 3.Умение вносить  необходимые дополнения, исправления в свою работу.

Познавательные: 1. Использование на доступном уровне логических приемов мышления, овладение способами самостоятельной деятельности.

2 Умение выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

3. Овладение исследовательскими методами познания.

 Коммуникативные: сотрудничество и взаимообучение в парах сменного состава .

 

Универсальные
учебные действия
(метапредмет

ные)

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, иллюстрации с изображением птиц,  перья птиц, карточки с заданием для групповой и парной работы, презентация «Кто такие птицы?», аудиозапись «Голоса птиц», песенка из м/ф «Что я за птица?», цветные силуэты птиц.

Характерис

тика класса

В классе 13 человек: 8 девочек и 5 мальчиков. Мои ученики пришли в основном хорошо подготовленные к школе. Они много знали и умели, а главное, хотели учиться. Основные  проблемные  зоны в развитии детей – это  зрительный  анализ, недостаток развития мелкой моторики руки, трудности пространственной ориентации.

Образова-

тельные технологии

 Развивающие образовательные технологии являются решающим ресурсом реализации системно - деятельностного подхода. Их дидактический          аппарат  обеспечивает  формирование всех аспектов  учебной деятельности. Они  помогают   включить  учащихся  в познавательную деятельность и эффективно управлять ею. Проблемно- диалоговый метод развивает умение анализировать, приводить аргументы, строить суждения и высказывания. Обучение в парах сменного состава  обеспечивает продуктивную групповую работу  и активный процесс взаимообучения и взаимоконтроля. РКМЧП- важный ресурс обучения школьников приемам анализа и переработки информации, её поиска и освоения нового знания. Технология критериального оценивания  способствует обучению школьников структурировать УМ, прогнозировать  свой  успех, формирует  самоанализ и самооценку.



Предварительный просмотр:

                                                                Рецензия

на урок окружающего  мира по теме: «Кто такие птицы» - в 1 классе

Урок освоения нового материала обучающимися

провела учитель начальных классов высшей  квалификационной категории Сударенкова Наталья Викторовна

Урок был проведен в  период адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.

( октябрь месяц)

Анализ эффективности данного урока проведен в соответствии  с технологической картой анализа  и самоанализа урока, разработанного ШМО учителей начальных классов (ЧОУ СОШ «МАШ»)

Данный урок был  проведен учителем в рамках научно-практического семинара по теме: «Преемственность в  в образовательном процессе»  для преподавателей начальной школы и воспитателей детского сада «Юные  капитаны».

Структура и содержание урока в полной мере обеспечили  реализацию механизмов преемственности начальной школы с дошкольным образованием в соответствии с основными принципами  развивающей системно-деятельностной парадигмы образования (ФГОС).

Основой педагогической технологии проведения данного  урока  является реализация всех этапов,   составляющих  учебную деятельность школьников:

-включение  учащихся в процесс целеполагания;

-организация рефлексивной  деятельности школьников;

-включение обучающихся в самостоятельную поисковую  деятельность и эффективное управление ею.

Учитель методически грамотно отобрала содержание учебного материала, успешно использовала  современные образовательные технологии: КСО, РКМЧП, проблемно-  диалоговые. Педагогу удалось включить своих учеников в исследовательскую деятельность и  добиться высокой результативности работы детей.

Повышению усвоения учебного материала способствовала глубокая дифференциация образовательного процесса. Учитель оперативно и своевременно осуществляла оперативный контроль за качеством работы  обучающихся.

Разнообразные методы,   приемы, образовательные технологии, дифференцированный подход, проведение физкультминутки  обеспечило   своевременную  релаксацию школьников  и условия здоровьесбережения на уроке.

В полной мере на уроке был реализован воспитательный аспект: обучение приемам работы  в паре, экологическое воспитание школьников.

Наблюдения показывают, что  СударенковаН..В. целенаправленно и успешно  формирует и  развивает УУД:  регулятивные,  познавательные, коммуникативные.

На протяжении всего урока  был выдержан доброжелательный стиль общения и сотрудничества учителя с учениками,  их взаимопонимание и взаимоподдержка.

Анализ свидетельствует о том, что  учителю удалось добиться высокого уровня сформированности предметных образовательных результатов: 90% обучающихся успешно справились  с предложенной работой.

Урок проведен на  высоком методическом и  творческом уровне.

Заместитель директора по УВР ЧОУ СОШ «МАШ»                  Кобзарь В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Урок окружающего мира 3 класс "Что такое почва?"

Проведение опытов, использование ИКТ....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Что такое Бенилюкс"

Урок разработан с использованием технологии смешанного обучения ("ротация станций")...

Урок окружающего мира 3 класс "Что такое экология"

Урок – путешествие.ЦЕЛЬ: Дать представление о науке – экологии.ЗАДАЧИ  УРОКА: Образовательные: Научить детей обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.Познак...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Что такое деньги?"

формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления....