Конспект урока окружающего мира 3 класс "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое деньги?

Тип урока: открытие новых знаний

ЦЕЛЬ: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег.
2.Выявить причины возникновения денег.
3.Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;

Планируемые результаты

Предметные:

формируются представления  о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа, знакомится с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги»  и некоторыми денежными единицами

Метапредметные: познавательные - приёмы работы с учебником (поиск и выделение необходимой информации в учебнике, извлечение информации из иллюстрированного материала учебника); - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); - умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; - регулятивные умение формулировать и удерживать учебную задачу; умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); - коммуникативные - умение договариваться и распределять обязанности при работе в группе; - умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать его позицию, вступить в диалог

Личностные:

Формируется уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в группе 

Образовательные ресурсы:компьютер,экран,презентация, купюры денег

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

-Ребята, проверьте, все ли готово к уроку. Улыбнитесь друг другу и гостям, пожелайте удачи себе и одноклассникам.

- Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? 

Мы уже получили достаточно много экономических знаний. Я предлагаю вам проверить себя! На столах лежат вопросы. Ответьте на них

1.    Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров.

2.  Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже.  

3.   Правила, законы ведения хозяйства. 

4.   Составная часть экономики. 

5.   Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. 

6.  Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? 

- Давайте проверим ваши ответы!       

Проверка по эталону (на слайде) 6 вып.- 5 б,5 вып- 4, 4 вып - 3, 3 и мньше - оценка 2.

Выполняют

-экономика

- Труд

-Песок

-Экономика

-Отрасль

-Услуги

- Пищевая

Проверяют, выставляют

Действуют

Согласно инструкции учителя

II. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, продолжаем открывать тайны экономики. Какое экономическое понятие будем сегодня исследовать?

-Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке?

Как у наших у ворот,  чудо дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не цветочки на нём растут, а….

ответы

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя

Постановка учебной задачи

-Существует ли такое дерево, на котором вырастают деньги?  

- Что вы хотите узнать о деньгах?

-Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?

Каков же главный вопрос? Это тема урока.

-когда появились деньги? 
- Какими были первые деньги?
-Как называлась первая монета России? 
- как можно их использовать?

- что такое деньги

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя

III. Открытие новых знаний

 -как вы думаете, как появились деньги?

- в древних племенах уже велась торговля- как она осуществлялась?

- Люди  научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.Слайд

Что же получалось в таком обществе? Как же стали поступать люди?

слайд 4

Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана, за одного барана можно было получить четыре кувшина, два топора или телегу.

- И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо  рыбу обменять на корову: во – первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В – третьих, сделать так. Чтобы рыба не испортилась.  

 -Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди  и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.  

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Такой вид обмена называется бартер

- Найдите на стр. 68 определение, что такое бартер.

-  Кажется,  всё просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:                              

  У Светы  есть груша,  а она хочет морковку.

  У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

 У Миши есть банан, а хочет он грушу. 

 - Как быть? (Решение экономической задачи)

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем  бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.   А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду.  Сложно. Очень сложен  бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.   Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.  

- На стр. 69 найдите определение, что такое  купля – продажа.  Слайд 6

 - Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

- Какие бывают способы обмена?

- На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?

- Всегда ли существовали деньги? -Послушаем сообщение

Работа в группах (3 группы) Приём моделирования - на альбомных листах оформляют работу свой группы (в виде схем, рисунков и т.д.)

Из истории денег. - 1 группа

        Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. Одними из первых денег были раковины каури. Слайд 7 В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать  тысячи раковин.  

2 группа Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди.  Однако  и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты -  всё, во что вложен труд.

3 группа - «Из истории российских денег». Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

физминутка

Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: Какие денежные единицы используются в разных странах?(Ответы детей)

 Рубль, копейка в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро . слайд 8

Я хочу вам показать ещё деньги других государств. Это казахские тенге, старые деньги. Рассмотрите денежные купюры.

Определите соответствие между купюрами и странами.

 - кто такие нумизматы? 

Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы (от латинского слова «нумисма» - монета). Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях. (Рассматривание современных монет в парах.) (монеты и бумажные деньги) Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь это сбережение.

предполагают

Отвечают на вопросы учителя.

- они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.

-они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)

ответы

ответы

выполняют

предполагают

купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги

-бартер и купля – продажа  (Высказывания детей)

-нет

-Бартер - это прямой обмен одних товаров на другие.

Представление своих сообщений

предполагают

-выполняют, сравнивают

IV. Первичное закрепление

Самостоятельная  работа - прочитать текст в учебнике и карточке, выполнить тест

Лицевая сторона монеты называется аверс или «орел», а обратная – реверс «решка». Почему «орел» понятно, а почему «решка»? «Решка» от слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1.Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала «решкой».

ЛЕГЕНДА. Ребро монеты называется «ГУРТ»

Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т. е. обращённый лицом

В качестве чего получают деньги большинство людей?

Что покупает человек на заработанные деньги?

Но всегда ли человек что-то покупает на деньги?

Какие профессии напрямую связаны с деньгами?

- Все ли можно купить за деньги?      

- Чего нельзя купить?  Приведите свои примеры.

-В качестве заработной платы, то есть платы за работу

-Товары и услуги.

- Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь.

- банкир, кассир, продавец

-Нет.                                

- здоровье, дружба, уважение людей

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Адекватно воспринимают информацию.

Выполняют коммуникативные задачи, работая в группе

-Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия

Осознанно и строят речевое высказывание в устной форме

V. Закрепление изученного материала

ТЕСТ 1.Что не могло быть товаро-деньгами?

А) скот Б) бумага В) зерно

2. Шкурки куницы в роли денег назывались:

А) резаны Б) ногаты В) куны

3. К слову «рубль» однокоренное слово:

А) рубаха Б) рубин В) рубить

4. Лицевая сторона монеты называется:

А) аверс Б) реверс В) гурт

5. Надпись на монетах называется:

А) аверс Б) реверс В) легенда

Ответы: 1-Б, 2-В, 3- В, 4- А, 5- В.

выполняют

VI. Итог урока. Рефлексия.

 - Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?

Что такое деньги?

Как появились деньги?

Какими были первые деньги?

Что нового вы узнали на уроке?

да

Сегодня на уроке:

Я узнал…

    Я научился…

     Мне понравилось…

     Я бы хотел…

     Новые знания мне     пригодятся…

VI. Домашнее задание

стр.66-70 читать, с.161 - тест. По выбору: сообщение о какой-либо валюте, денежной купюре, сообщение о профессии людей, связанных с деньгами

Уточняют задание, объем работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы" 1 класс

аппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...

Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги?"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Что такое деньги»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 3 класс

Цель: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых. Планируемы результаты: -Предметные: научить детей называть основной призна...

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс

Конспект урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс Плешаков А.А....

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...