"В декабре, в декабре..." окружающий мир, 1 класс, "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна

Конспект урока по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx407.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 1 п. Эльбан

Амурского муниципального района Хабаровского края

СЦЕНАРИЙ УРОКА

УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс

Окружающий мир

«В декабре, в декабре все деревья в серебре»

Урок подготовила:  Ренина Ольга Вячеславовна,

учитель начальных классов

                                                                                  МБОУ НОШ № 1  п. Эльбан

2019 г

Тема урока: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: ученик научится кратко характеризовать зимние изменения в природе, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся об основных изменениях в природе зимой.
  2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование УУД:

Познавательные:

1. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

  1. Формируем ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Оборудование: мультимедиа-проектор, учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 1 (Н.Ф. Виноградова); карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

I.Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.

      1.Организационный момент.

Окружающий нас мир    

Интересно познавать!  

Его тайны и загадки      

Предстоит нам разгадать!

- Итак, ребята, начнем наш урок.

        2. Определение темы, цели и плана урока.

-Отгадайте мою загадку:

Снег идёт, под белой ватой  

Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята -
Снова к нам пришла …(Зима)

- О каком времени года пойдет речь на уроке?  (о зиме)

- Почему именно о зиме? (сейчас на дворе зима)

- Ребята, поднимите руки, кто любит читать журналы?

- А зачем вы их читаете? (чтобы получить  из них много интересной, полезной информации.)

 -Я вам сегодня предлагаю пролистать «необычный» журнал - устный, страницы которого вы увидите на слайдах. Каждый журнал имеет своё название, а как называется наш журнал, вы узнаете, отгадав загадку:

Году конец, и начало зиме.

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюги, и снег на дворе

К нам в гости приходит зима в … (декабре)

- Наш устный журнал называется «В декабре, в декабре …»

- Выскажите предположение, о чём этот журнал? О чем хотели бы прочитать?

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023ifq65vk-002.png- Давайте ваши ответы попробуем выстроить в определенном порядке, нам помогут в этом картинки на экране:

http://yutazy.ru/images/uploads/news/2019/4/8/6c8f5a94ee34de5cf87aaf885236a804.jpeghttps://c.pxhere.com/photos/ae/47/snow_christmas_tree_blue_sky_evergreen_winter_outdoors_fir_pine-647779.jpg!dhttps://cs5.pikabu.ru/post_img/big/2014/11/29/7/1417261163_29718718.jpg

План:

  1. Погода зимой.
  2. Растения зимой.
  3. Животные зимой.
  4. Занятия людей.

II. Открытие нового знания.

- Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Декабрь – это первый зимний месяц. Второй месяц – январь – середина зимы, третий месяц – февраль - конец зимы.

- Скажите, а в каком месяце мы сейчас живем? (в декабре)

               

- Перед нами 1страница журнала «Прогноз погоды».

- О чём мы будем говорить, листая эту страницу?  Для чего люди составляют прогноз погоды?

- Что вы можете сказать о погоде в декабре?

- В народе декабрь называют по разному - хмурень, лютый, хвостик года, студень. Попробуйте объяснить эти названия.

На доске слова:    ДЕКАБРЬ              лютый

                                                               хмурень

                                                               студень

- Посмотрите, какая погода за окном?

- Чем покрыта земля в зимнее время года? Что мы можем сказать про снег, какой он бывает?

- Какое сегодня небо? Светит ли солнышко?

- Что можно сказать о температуре воздуха?

- Крепкий ли мороз?

- А дует ли сильный ветер?

- Какие наблюдательные, молодцы!

- А сейчас поиграем в игру « Знатоки народных примет»  

( детям нужно узнать примету по картинке)

Дым из трубы поднимается столбом (к морозу)

Кошка прикрывает лапой нос (к лютым морозам).

Собака или кошка, валяющиеся в снегу (к вьюге)

- Переворачиваем страничку нашего журнала. Перед нами 2 страница - «Растения зимой»

- Откройте учебник на стр.87. Рассмотрите иллюстрацию.

- Как зимуют травы? (Под снегом)

- Как зимуют деревья? (Находятся в состоянии покоя. Деревья спят.) Есть ли на деревьях листья? А если бы деревья не сбрасывали листья на зиму?

- А все ли деревья сбрасывают листву с приходом зимы?

- Всем известна загадка о ёлочке: «Зимой и летом одним цветом». Но почему же она в течение года одного цвета? Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, а не все сразу. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Дерево и стоит зелёным круглый год.

- Прочитайте строки в самом верху страницы: «В декабре, в декабре, все деревья в серебре…»

- О каком серебре идет речь? Почему автор сравнивает снег с серебром? А знаете ли вы, откуда взяты эти строки? Это строки из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака, которое нам сейчас расскажет Таисия Белкина.

Маршак С.Я. «В декабре, в декабре»

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись,
как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки,
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют двенадцать раз.

- Ребята, как нужно обращаться с растениями зимой? (С растениями зимой нужно обращаться особенно бережно, т.к. ветки их хрупкие).

Сделаем вывод: растения находятся в состоянии покоя, «спят», укрытые снежным покрывалом, как серебром.

Листаем дальше наш журнал - 3 страница - «Птицы зимой»

Игра «Узнай птицу по описанию»

1.Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный. (Воробей)

2.Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое. (Синица)

3. Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (Снегирь)

4.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные. (Дятел)

5.Голова, крылья, хвост у этой птицы - чёрные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)

- Чем питаются птицы?

- Что  страшнее птицам зимой холод или голод?

- Как человек может облегчить жизнь птиц зимой?

Вывод: зимой птички часто гибнут не от холода, а от голода, поэтому не нужно забывать ежедневно подкладывать корм в кормушки.

Физкультминутка

4 страница журнала «Звери зимой»

- Назовите, каких животных видите на слайде. Что объединяет этих животных? (лиса, заяц, волк - эти звери бодрствуют зимой)

- Как зимует белка?  (На дереве у белок свой домик - дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Там тепло. Бывает в сильные морозы, несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи запасы, которые она заготовила себе еще летом и осенью).

- Что объединяет ежа и медведя? (Они впадают в спячку).

-  Где спит медведь? (в берлоге).  (А ежи на зиму устраиваются в укромное место в сухих листьях и траве, сворачиваются клубочком и спят до весны).

- Что может произойти, если животное выйдет из спячки раньше положенного времени?

Вывод: Все звери зимуют по- разному, но тревожить животных во время спячки нельзя, т.к. они могут погибнуть из-за отсутствия корма.

Игра «Чьи следы»

- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Соедините простым карандашом изображение животного с изображением его следов на снегу.

(один ученик выполняет это задание у доски с разрезными карточками)

- Молодцы, все усвоили правильно. Настало время открыть последнюю страничку нашего журнала.

5 страница журнала «Занятия людей»

- Расскажите, а какие изменения происходят в жизни людей с наступлением зимы?

- Как люди готовятся к зиме?

- Зима - прекрасное время года  для укрепления организма и занятий зимними видами спорта.

- Давайте попробуем отгадать загадки о зимних развлечениях.

1.Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!» —

Значит, там игра...                                    (хоккей).

3. Я бегу на них зимой,
Две дорожки вслед за мной
В горку тихо поднимаюсь,
Вниз стремительно спускаюсь.
Палки по бокам "летят",
Если надо ,тормозят.
(Лыжи)

4.Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики?                                      (Коньки)

5. Они сами едут с горки,

А на горку не хотят.

То их тянут за веревку,

То они везут ребят.                                  (Санки)

  1. Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой.

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.    (Ледяная горка)

III. Закрепление.

- Откроем тетради на стр. 34: «Отвечай на вопросы только словами да или нет»

(читает Тютяев Вадим вслух)

В декабре в лесу листопад? (нет)

Медведь в берлоге спит? (да)

Ежик зимой под листиками прячется? (да)

В лесу в декабре тихо, никого нет? (нет)

Снег сверкает на солнце? (да)

Снегири ловят мошек и мух? (нет)

Дятел стучит клювом по коре, отыскивает вредителей дерева? (да)

Игра «Соображалки» Отметь только то, что относится к природе. Ответь свой обоснуй.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Расскажите, как люди одеваются зимой? Почему?

- Самостоятельная работа в тетради. Задание «Соображалки» с.35 «Найди одинаковые варежки»

- Самопроверка, сверка с образцом на доске.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Оценим свою работу. (Работа в тетради с.35)

- Раскрасим один цветок.

-Итак, мы закрываем наш устный журнал.

-Как он назывался?

- Зима - прекрасное время года, она дарит нам много прекрасных моментов.  Символ зимы – снежинка. Сегодня я дарю вам снежинки и желаю много зимних радостей, быть наблюдательными и внимательными к природе. Спасибо за работу на  уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. 3 класс."Начальная школа XXI века"

Тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" для 3 класса.по Учебному плану: русский -5ч, математика -4ч, чтение-3ч, окр.мир-2ч, технология-2ч, изо-1ч, музыка -1ч, физ-ра - 3ч....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК  «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...

уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание серии «Наглядная шк...

Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание с...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Урок окружающего мира в малокомплектной школе 1,3 класс "Начальная школа 21 века"

Материал включает конспект урока по окружающему миру для 1,3 классов . Тема урока 1 класса «Звери- млекопитающие», тема урока в 3 классе «Разнообразие животных»...