Конспект урока по окружающему миру в 1-ом классе «Кто такие птицы?».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Федорова Ксения Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру в 1-ом классе «Кто такие птицы?». Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass_1.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1-ом классе

«Кто такие птицы?»

Цель урока – познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.

Планируемые результаты – учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; называть птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану.

Оборудование и учебный материал:

  • Интерактивная доска;
  • Перфокарты;
  • Картинки с изображением птиц;
  • Разные по размеру, форме и цвету перья птиц,
  • Лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний:
  1. Беседа
  • Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе? (Ответы детей.)
  • Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей?
  • Отгадайте загадку.

                       На дне, где тихо и темно,

                       Лежит усатое бревно. (Сом.)

Сом – это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5 м, а масса – 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет. 

  1. Работа с перфокартами

(Учитель раздает детям перфокарты с названиями рыб.)

https://ped-kopilka.ru/images/231(2).jpg

  • Какие рыбы речные, а какие морские? Закрасьте кружочки: речные рыбы — зеленым цветом, морские рыбы — синим цветом.
  1. Самоопределение к деятельности

Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо.

( «Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?»)

  • Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу? (Птиц.)
  • Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
  • Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка? (Нет.)
  • Почему? (Бабочка — насекомое.)
  • Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О птицах.)
  • Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Кто такие птицы?)
  • Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
  1. Работа по теме урока
  1. Игра «Кто больше»
  • Вспомните, каких птиц вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)

  • Молодцы! Сколько птиц назвали!
  • А как можно отличить птиц от других животных? (Ответы детей.)
  1. Работа по учебнику

  • Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали? (Летучую мышь, ночную бабочку, курицу, белку- летягу.)
  • Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
  • Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам? (Курица, у нее есть крылья.)
  • Но ведь курица летает плохо, а ее ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать — не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)
  • Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело, которых покрыто перьями.)
  • Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы.
  • Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)
  1. Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Практическая работа в парах

(На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья птиц.)

  • Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
  • Каждое перо имеет стрежень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
  • А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
  • Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
  • Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)
  • Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
  • Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)
  • Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
  • Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Чтобы летать.)
  • Для чего же нужны маленькие перышки? (Для тепла.) Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

(Учитель может рассказать и показать, как писали перьями.)

  • Что можно сказать об окраске перьев? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)

(Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 25, № 1) и сообщают о результатах своей работы, после показ фильма о строении пера)

  1. Подведение итогов урока
  • Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Тело которых покрыто перьями.)
  • Приведите примеры птиц.
  • По какому плану мы описывали птицу?
  1. Рекомендации для занятий дома
  1. Рассказать об одной из птиц по плану на с. 37 учебника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"

Конспект урока по окржующему миру. 2 класс. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"...

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе "Кто такие звери"

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе "Кто такие звери" ....

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...