Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Таскужанова Гульсара Галимуратовна

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс. Автор учебника Н.Ф.Винградова "Окружающий мир, 3 класс, в 2-х частях". В программе есть пояснительная записка и календарно-тематический план уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx98.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Усовская средняя общеобразовательная школа

C:\Users\Admin\Desktop\image.png

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

(протокол от «__»_____2020 г.№__)

Руководитель МО

______/Г.Г.Таскужанова/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______/М.А.Кондрашенко/

«___» __________ 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 01.09.2020 г. № 110

Директор школы

______ /А.А. Чудинова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет (учебный курс): Окружающий мир

Класс: 3

Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год

Количество часов: всего – 68  часов, в неделю – 2 часа

                        

Ф.И.О. учителя, разработавшего программу:  Таскужанова  Гульсара Галимуратовна

с. Усово – 2020

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира,
  • расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника,
  •  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

        

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

 К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположенияобсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

        Земля — наш общий дом (7ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. 

Универсальные учебные действия:

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

        Человек изучает Землю.(4 ч)Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

Анализировать масштаб, условные обозначения на карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

        Царство природы (14 ч.) 

Бактерии. Грибы (2 ч)

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду

Растительный мир Земли (12 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Животный мир Земли (12 ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. 

Универсальные учебные действия:

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

 Характеризовать значение растений для жизни;

Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения.Проводить несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

        Наша Родина: от Руси до России  - (11ч).

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

 Универсальные учебные действия

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти.Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России

        Как люди жили в старину (12 ч.)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина  Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

 Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. 

Универсальные учебные действия

 Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?».Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе ( например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

        Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. 

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п.п.

Наименование разделов

Количество часов на раздел

1

Земля — наш общий дом.

7 ч.

2

Человек изучает Землю.

4 ч.

3

Царство природы.

14 ч.

4

Животный мир Земли -.

12ч

5

Наша Родина: от Руси до России.

11 ч.

6

Как люди жили в старину.

12ч.

7

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

4 ч.

8

Информационные технологии в современном мире

4 ч

9

Итого

68

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                          Приложение

п/п

Тема урока

Кол.

часов

Дата

План

Факт

Земля – наш общий дом – 7ч.

1

 Где и когда ты живешь?

Комбинированный

1

2

Солнечная система

Природные  тела и природные явления

Комбинированный

1

3

Земля – планета Солнечной системы Комбинированный

1

4

Изображение Земли

Комбинированный

1

5

Условия жизни на Земле  Вода – условие жизни на Земле Комбинированный

1

6

Воздух – условие жизни на Земле

Комбинированный

1

7

Воздух – условие жизни на Земле  Практическая работа: «Свойства воздуха» Комбинированный

1

Человек изучает Землю (4 ч.)

8

Человек познает мир

Экскурсия в природу

1

9

Человек познает мир

Практическая работа с картой

1

10 - 11

Человек познает мир

Проверочная работа по теме: "Земля — наш общий дом"

2

Царство природы. (14 ч.)

12 -13

Бактерии.

Грибы Комбинированный

2

14

Растительный мир Земли (12 ч)

Растения встречаются повсюду Растения культурные и дикорастущие  Комбинированный

1

15

Какие растения живут на Земле  Комбинированный

1

16

Растения прекрасные, но опасные Комбинированный

1

17

Разнообразие растений
на Земле
Комбинированный

1

18

Разнообразие растений
на Земле
Комбинированный

1

19–21

Растения – живые тела (организмы) Комбинированный

3

22

Как питается растение Обобщающий

1

23

Размножение растений

1

24

Продолжительность жизни растений Комбинированный

1

25

Обобщение « Проверь себя». Охрана растений 

Проверочная работа по теме: "Растительный мир Земли" Комбинированный

1

Животный мир Земли - 12ч.

26

 Животные – часть природы. Роль животных в природе Комбинированный

1

27

Животные и человек 

Комбинированный

1

28

Разнообразие животных Комбинированный

1

29

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Комбинированный

1

30

Птицы и звери – позвоночные животные Комбинированный

1

31

Животные – живые тела (организмы) Комбинированный

1

32

Жизнедеятельность животных Комбинированный

1

33

Размножение животных Комбинированный

1

34

Поведение животных Комбинированный

1

35 -36

Природные сообщества

Комбинированный

2

37

Обобщение «Проверь себя» Охрана животных 

Проверочная работа. Тест по теме: "Животный мир Земли" Контрольный 

1

Наша Родина: от Руси до России  - 11ч.

38 - 39

Древняя Русь Комбинированный

2

40 -41

Древнерусское государство Комбинированный

2

42  - 44

Московская Русь Комбинированный

3

45–48

Российская империя Комбинированный

4

«Как люди жили в старину» - 12 ч.

49

Из истории имён.

1

50 - 52

Какими людьми были наши предки? Комбинированный

3

53

Жилища Комбинированный

1

54 - 55

Одежда Комбинированный

2

56 - 57

Русская трапеза Комбинированный

2

58 - 60

Во что верили славяне 

Проверочная работа на тему: "Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)"  Комбинированный

3

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)- 4 ч.

61

Что такое земледелие?  О крепостных и помещиках Комбинированный

1

62

Что создано трудом ремесленника, рабочего?

Экскурсия в музей  Комбинированный

1

63

Контрольная работа. по теме: "Повторение изученного в 3 классе".

1

64

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках Комбинированный

1

Информационные технологии в современном мире – 4 ч

65

        Что такое информация и информационные технологии?

1

66

Развивающие игры и мультимедийные тренажеры

1

67

Интерактивные экскурсии

1

68

Познавательные  видеофайлы («Уроки тетушки Совы»)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...