«Формирование учебно исследовательских и проектных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира»
статья по окружающему миру

Пряникова Марина Геннадьевна

В данной статье описывается опыт работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы.496.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пряникова М.Г.

                                                                                     учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»,

г. Новокузнецк, Кемеровская область

«Формирование учебно исследовательских и проектных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира»

Анотация: Статья рассматривает исследовательскую и проектную работу как как формирование компетенций младших школьников на уроках окружающего мира. Приводятся опыт работы по формированию компетенций с 1 класса.

Ключевые слова: учебно исследовательские и проектные компетенции, формирование компетенций, способ познания окружающего мира, метапредметные результаты обучения, деятельность, младшие школьники, формирование разносторонне развитой  личности, частично-поисковый  метод.            

         Любые способности ребёнка развиваются непосредственно в процессе деятельности. Известно, что дети младшего школьного возраста очень любознательны. На начальной ступени обучения в школе, ребёнок стремится к познанию окружающей его действительности, открытию новых знаний, творчеству и активной деятельности. Именно эти интересы играют важнейшую роль в формировании исследовательских и проектных компетенций младших школьников, а также являются основной исследовательской деятельности. В настоящее время проектная и исследовательская деятельность у младших школьников выступает как метод обучения, и способ познания окружающего мира, позволяет самостоятельно мыслить, выбирать интересующую детей тему, способствует  творческому  усвоению  знаний,  накоплению опыта  и достижению метапредметных результатов обучения. Исследовательская деятельность  помогает формировать разносторонне развитую  личность,  способствует  общему развитию младших школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности  как  умение классифицировать,  обобщать,  отбирать  разные варианты решения, составлять  план своих  действий,  рассматривать объект  с  разных  точек  зрения,  сравнивать  различные  объекты,  а  так  же   проводить самоконтроль.

         Работа над проектами и исследованиями достаточно сложна для учащихся начальной школы, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Я начинаю работу по формированию исследовательской и проектной компетенции уже с 1 класса, прибегая к  частично-поисковому  методу,    организую и направляю деятельность  детей.  В ходе применения данного метода у младших школьников развиваются  умения  планировать,  видеть проблему и выбирать способ её решения, осознавать  цель  своей  деятельности и уметь задавать вопросы по достижению положительного результата исследования; формируются  приёмы  анализа  и  синтеза. Так, при изучении темы «семья» по окружающему миру УМК «Начальная школа 21 века», дети не только занимаются исследованием своей семьи, но также выполняют проект «Книжка малышка» «Профессия моих родителей». В ходе выполнения учащиеся осознают свою роль в семье, различают степени родства, определяют и оценивают свое отношение к каждому из членов своей семьи с помощью таких терминов как «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др., имеют представление о семейных традициях и ценностях, знакомятся с профессиями своих родителей, бабушек, дедушек.E:\DCIM\100PHOTO\SAM_4254.JPGE:\DCIM\100PHOTO\SAM_4257.JPG

      В ходе наблюдения за погодой учащиеся выполняют проект дневника наблюдений «У природы нет плохой погоды». Дети самостоятельно выбирают оформление своего дневника наблюдений, исследуют литературные произведения и фольклор о временах года и погоде, осуществляют целенаправленный поиск наиболее характерных признаков смены времён года, устанавливают зависимость между изменениями в неживой и живой природе, учатся организации собственной деятельности и сотрудничества, в данном случае, с родителями.

E:\DCIM\100PHOTO\SAM_4261.JPGE:\DCIM\100PHOTO\SAM_4263.JPGE:\DCIM\100PHOTO\SAM_4264.JPG

      Во втором и третьем классе при изучении материков, учащиеся работают непосредственно не только с контурной картой и глобусом, но и занимаются исследованием различной литературы, затем разбиваются на группы и создают альбом по выбранной теме, и итогом исследовательской работы является защита альбома. Данная работа даёт прочный фундамент для  постепенной  ориентировки  детей  в  окружающем мире,  построения прочных знаний  о  научной картине мира.E:\DCIM\100PHOTO\SAM_4498.JPGE:\DCIM\100PHOTO\SAM_4495.JPG

       Ученики моего класса – активные участники научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Начиная с 1 класса, дети готовят свои проекты и исследовательские работы как на школьные, районные, городские так и на региональные конференции, занимая призовые места. Детей интересуют различные темы; они изучают особенности домашних животных- «Моя кошка», рассматривают экологические вопросы – «Кукольный домик или вторая жизнь гафрокартона», явления природы- «Этот удивительный снег», физическая подготовка школьников- «Могу ли я стать космонавтом», здоровьесбережение- «Хлеб всему голова», «Лук от семи недуг».

     Таким образом, мы  можем  сделать  вывод,  что  формирование учебно исследовательских и проектных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира, воспитывает ответственность у учащихся за свой учебный опыт, принятие решений, повышает мотивацию в исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития  исследовательской  деятельности  учащихся  //  Исследовательская работа школьников. –No1. –С 24 –33.
  2. Виноградова  Л.П.  Приобщение  младших  школьников  к  учебно-исследовательской  деятельности  в  процессе  развивающего  обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.-Комсомольск-на -Амуре, 2004. -21 с
  3. Матяш,  Н.В.  Проектная  деятельность  младших  школьников:  кн.  для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Граф, 2004. –112 с.
  4. Кондукова  А.С.  Формирование исследовательских действий младших школьников на занятиях по предмету «Окружающий мир»/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: ttps://docplayer.ru/39756078-Vypusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html
  5. Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки» – направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3

ФИО

Пряникова Марина Геннадьевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Новокузнецк, Кемеровская область.

Должность

Учитель начальных классов

Учебная степень, учёное звание

Контактный телефон (рабочий, мобильный)

716592

89502659269

Е-mail

pmarina.69@mail.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

автор делится своими мыслями о методе проектов в началной школе...

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс?  Предмет: окружающий мир 3 класс...

Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников                    ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте начального об­щего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом форми­рование у младших школьников метапредметных резул...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...