Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

Сергеева Татьяна Константиновна

автор делится своими мыслями о методе проектов в началной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младшего школьника

на  уроках окружающего мира

Сергеева Т.К.

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 38» г. Саратов

    Просматривая методические журналы, прочитала слова К. Д. Ушинского : «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Написав эти слова в 19 веке, великий педагог, сам того не подозревая, обозначил проблему, волнующую и современных учителей : как сделать так, чтобы все , что наполняет голову ученика , имело смысл, четкую форму, и осознавалось бы не только как знание ради знания, но как то, что необходимо ему в жизни ? Ответ очевиден – надо использовать новые технологии, соответствующие веянию времени.

   В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования:   прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому из главных современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Наверное, поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.                                                   Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Главная идея метода проектов:

-развитие познавательных интересов учащихся;

-развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

-развитие критического мышления.

Известно, что метод проектов – это способ обучения проектной деятельности, которая включает в себя следующие этапы :

-выбор темы проекта;

-постановка целей и задач ;

-планирование проектной деятельности ;

-реализация проекта;

-оценка и самооценка проекта ;

-презентация.

На каждом этапе используются определенные методы обучения.

Метод проектов очень хорош в том плане, что позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по тому или иному признаку – уровню подготовленности, склонностям, интересам. Или же наоборот – создавать группы из детей разных типов. 
Объединение детей над одним проектом дает им опыт коллективной работы, позволяет обмениваться идеями и критическими замечаниями, дает возможность осознать реальную экономию сил и времени, предоставляемую разделением труда                    . 
Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний         .
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности            . 
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.      
Предлагаю свой опыт использования метода проекта:
     На уроках окружающего мира в 4 классе по учебнику А. А. Плешакова «Мир   вокруг нас»
                                   .              
Материал раздела «Страницы истории   Отечества» (19 час.) очень важен для воспитания патриотических чувств у детей, осознания того, что защита Родины – долг каждого гражданина. Работая над разделом , четвероклассники вовлекаются в разные виды урочной и внеурочной деятельности. Во внеурочное время проводится игра-путешествие «По маршруту отступления французской армии 1812 года». Во внеурочное время учащиеся готовят сообщения на темы: «Александр Невский», «М.И. Кутузов - великий русский полководец». На экскурсиях в школьный и краеведческий  музеи ребята знакомятся с памятниками Славы в городе и крае, орденами и медалями. На уроках технологии дети выполняют творческие работы – аппликации, открытки, а также работу в технике оригами – журавлик мира. На классных часах проводятся уроки мужества, выставки книг по теме «Великая война и Великая Победа».  Итоги данной работы подводятся на обобщающем уроке по разделу     .
На уроках окружающего мира во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» была организована работа над проектами : «Мир живой и неживой природы осенью», «Лекарственные растения нашей местности», «Красная книга нашего края». Работа над проектом «Мир живой и неживой природы осенью» проводилась в форме подготовки устного журнала , который включал в себя разделы :

-страничка наблюдателя;

-из жизни пернатых;

-осенние новости леса;

-проба пера;

-подумай, отгадай.

Работая над проектом, ребята сами выбирали интересный им раздел, подбирали  материал. Ну, а кто-то решил принять участие в иллюстрации журнала - рисовал картинку на осеннюю тему.

Интересно проходила работа над проектом «Душевный мир и радуги убранство», отправной точкой работы над которым послужила работа над картиной А.Веницианова «Жнецы» на уроке литературного чтения. Работа была продолжена на уроках русского языка, где были созданы детьми творческие работы о бабочках, а потом дети решили ответить на вопрос : «Почему каждый из них отдает предпочтение какому-то цвету, создавая описание бабочки или цветка ?»

Кроме урочной деятельности такой вид работы проводится и на классных часах. С интересом работали дети над проектом «Что в имени моем ?». Работа проводилась в следующих направлениях :



1 . Исследование распространённых имен                             .
С целью исследования рассматривается список учащихся класса. По этому списку выявляются распространённые имена поколения детей (мужские и женские), имена их мам и пап, а по отчествам родителей – имена дедушек. Имена бабушек выявляются по данным опроса учащихся. Данные заносятся в таблицы.

2 . Анкетные сведения об именах                       .
Чтобы выяснить, почему каждому человеку родители дают именно такое имя, а не какое-то другое, и нравятся ли людям их имена, проводится анкета среди третьеклассников и их родителей. 

3 . Значение имен. Работа с дополнительной литературой.
Во внеурочное время происходит обработка полученных результатов, составляется презентация проектной работы под руководством учителя. Защита проекта происходит на классном часе.
Во время работы над разделом  «Как уберечь себя от беды ?» ведется проектная работа по теме: «Друзья Мойдодыра». Класс делится на 5 групп, каждая из которых получает свое задание:
1 группа – подготавливает загадки и рисунки о предметах личной гигиены;
2 группа – готовит сообщения по теме: «Из истории мыла»;
3 группа – находит материал по теме: «Когда появилась зубная щетка?»
4 группа – работает со справочной литературой по теме: «Из истории носового платка»
5 группа – разучивает с учащимися комплекс дыхательной гимнастики, готовит рисунки о здоровом образе жизни.

Защита проекта происходит на классном часе. Работая над проектом, ребята не только готовят информацию по теме, но также различные тесты и игровые упражнения.
В заключение хочется отметить, что в проектной деятельности детей развиваются общеучебные , познавательные умения и навыки:

- рефлексивные умения (осмысливать задачу, отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения этой задачи?»);

- поисковые умения (самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи);

- оценочные умения;

- умения и навыки работать в сотрудничестве ;

- коммуникативные умения (вступать в диалог, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения) ;

- презентационные умения (навыки монологической речи, артистические умения, использовать наглядность во время выступления, уметь отвечать на незапланированные вопросы).
Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям.



Список литературы                .          

 
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2. Белянкова Н.М. Исследовательская и проектная деятельность в младших классах . Начальная школа.2009, 9

3. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. М. Просвещение. 2010

4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические  рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей  у учащихся». Самара, 2003

5. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект ? М. Первое сентября, 2012

6. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград. Учитель.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе

Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Он...

Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте начального об­щего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом форми­рование у младших школьников метапредметных резул...

Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира».

     Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов,...