Конспекты уроков Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Новикова Елена Адольфовна

Окружающий мир 3 класс

Конспекты уроков

Гос.бюджет

Золотое кольцо России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gos._byudzhet.doc38 КБ
Microsoft Office document icon zolotoe_koltso_rossii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Государственный бюджет»

Цель урока: познакомить детей с понятиями бюджет, доход, расход, налоги.

Задачи:

- сформировать новые понятия бюджет, доход, расход, налоги;

- выделить составляющие части бюджета доход, расход, показать их взаимосвязь;

- обучить переносу знаний о бюджете в повседневные ситуации;

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики.

Ход урока

I этап. Самоопределение к деятельности.

Уч. (Учитель демонстрирует разные деньги) Что вы видите?

Дети. Это деньги.

Уч. Что такое деньги?

Дети. Это особый товар, который можно обменять на любой другой товар или услуги.

Уч. Теперь я вам предлагаю разгадать кроссворд по теме «Деньги», чтобы выяснить насколько хорошо, вами была усвоена эта тема. Работать вы будете в паре, поэтому давайте вспомним правила работы в группе.

Дети. Работать вместе. Выслушивать мнение товарища. Спорить, но не ссориться. По окончанию работы взявшись за руки, поднять их вверх.

Уч. Взяли кроссворды и приступили к работе.

После завершения работы над кроссвордом, проводится проверка.

Кроссворд.

По горизонтали:1. Надпись на монете. 2. Плата за работу. 3. Ребро монеты. 4. Оборотная сторона монеты. 5. Лицевая сторона монеты. 6. Особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

По вертикали:7.Денежная единица России. 8. Прямой обмен одних товаров на другие. 9. Часть денег, отложенная на будущее. 10. Некоторое количество денег, обмениваемое на товар.

Уч. Теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска новостей. Внимательно послушать, о чём пойдет речь в сюжете.

Уч. О чем шла речь в этом выпуске?

Дети. В этом сюжете говорили про бюджет, о доходах и расходах.                                                                      Уч. Что это такое государственный бюджет?

Дети. Мы этого понятия ещё не знаем.

Уч. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Дети. Тема нашего урока «Государственный бюджет».

Уч. Вы правы тема нашего урока «Государственный бюджет»

( На доске появляется первая опорная табличка «Государственный бюджет»)

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Уч. Что же мы должны сегодня выяснить на уроке?

Дети. Мы должны узнать, что такое государственный бюджет?

Уч. Как  мы можем это узнать? (Учитель выслушивает предложения детей)

Дети. Можно найти это понятие в словаре.

Уч. В каком словаре будем искать это слово?

Дети. В толковом словаре.                                                                                                                                                                      (Ученики находят в толковых словарях понятие «бюджет» и зачитывают его)  «Бюджет – это таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определённый период времени.

Уч. Как хорошо известно «денежки счёт любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они получены и истрачены, должны подсчитать, сколько денег поступит из разных источников и сколько денег будет истрачено на разные нужды. Само слово «бюджет» в переводе с английского обозначает «денежная сумка». Бюджет, или денежный план, составляют государства, города, организации и даже семьи.

На экране появляется изображение кошелька с надписью «государственный бюджет».

Уч. Давайте положим в этот кошелёк монетки. Вы пополнили «государственный бюджет» и деньги, которые были вложены, имеют свое название "доходы". (На доске появляется табличка со словом "доходы".)

Теперь представьте, что нам необходимы средства на разные нужды. Что мы будем делать?

Дети. Мы возьмем деньги из «сумки».

Уч. Подумайте, как будут называться деньги, которые тратятся из бюджета?

Дети. Это «расходы» (На доске – табличка "расходы".)

Уч.При каком распределении расходов и доходов бюджет будет более рациональным:

А) доходы должны быть больше расходов (часть денег бюджета не работают и не приносят прибыль);

Б) доходы должны быть равны расходам;

В) доходы должны быть меньше расходов (слишком большие траты приводят к недостаточности средств, называемым дефицитом).

(Дети приходят к выводу, что  наиболее рациональным будет бюджет, в котором доходы равны расходам)

Физ. пауза

Уч. Теперь я предлагаю вам выяснить, из чего складываются доходы и расходы государства. Для этого вам необходимо поработать с учебником с. 71-74. Работаем в паре.

Дети делают вывод(на доске появляются таблички).

Уч. Что такое налоги?

Дети. Это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

Уч. За правильностью начисления и уплаты налогов следит специальный государственный орган – налоговая инспекция. (Демонстрируется картинка с изображением Ногинской налоговой инспекции)

III этап. Диагностика качества усвоения темы.

Уч. Какая тема нашего урока?

Дети. Государственный бюджет.

Уч. Что мы должны были сегодня узнать?

Дети. Мы должны были узнать, что такое бюджет, доходы, расходы.

Уч. Расскажите с помощью опорной схемы о государственном бюджете.

Дети с помощью опорных схем рассказывают о государственном бюджете.

Уч. Достигли  мы поставленной цели на уроке?

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Решение экономических задач.

Задачи:

Два бизнесмена поспорили, кто получит большую прибыль. В итоге: один получил от продажи своих товаров доход 5 миллионов рублей, а расход его составил 3 миллиона рублей. Другой наторговал  на 1 миллион рублей меньше, но и затратил всего 1 миллион рублей. Кто выиграл спор?

Бюджет государства составляет 1000 условных единиц. Рассчитайте расходы государства на образование и на здравоохранение, если на них выделяется одинаковая сумма, при этом на содержание армии и полиции выделено 200 условных единиц, на науку и культуру - 100 условных единиц, на пенсии  и пособия – 400 условных единиц, а на охрану природы – 60 условных единиц.

V этап. Рефлексивная деятельность.

Продолжите фразу:

- Было интересно узнать, что …

- Меня удивило …

- Было трудно…

- Теперь я знаю, что…



Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Золотое  кольцо России»

    Урок строится в виде путешествия по древним русским городам «Золотого кольца России», где учащиеся становятся слушателями и  экскурсоводами этого  путешествия.

Цель урока:

  • познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями;
  • развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Оборудование:

  • карта России;
  • карта «Золотое кольцо России»;
  • фотографии с изображением городов;
  • изделия из финифти;
  • картинка автобуса;
  • микрофон;
  • таблички с названием городов, основателей, святых;
  • красные кружки;
  • репродукции картин И.Левитана.

Ход урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

У:   Сегодня у нас не простой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах «Золотого кольца России». Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. < Слайд 1>

У:  Посмотрите, кто нас ждёт?

   

     Что за чудо - синий дом!

     Ребятишек много в нём.

     Носит обувь из резины

     И  питается бензином!                                                            

 Д:  Автобус. < Слайд 2>

  У:  Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо».

Кукушкина Е.Ю.

У: Рассмотрите карту «Золотое кольцо России» в учебнике на странице 88. ( Окружающий мир. Плешаков А.А.) < Слайд 3>

     Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

Д: Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.

У: Покажите на карте эти города.

А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.

2.   Объяснение нового материала.

У:   В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России.  (На карте указан маршрут следования) < Слайд 4>

У:    Покажите на карте столицу нашей Родины.

 Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?

 Кто основал Москву?

Д:  Князь - Юрий Долгорукий.

У:  Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. 

( Говорит в микрофон)

Экскурсовод 1:  Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо – восток. И вот мы прибываем в город Сергиев – Посад. < Слайд 5>

   Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение  России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

У:   В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря  Сергиева - Посада.

Д:   Троице – Сергиева лавра.

Экскурсовод 2:   Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский. 

  <Слайд 6>

    Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и при- влекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

У:     Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

Д:     Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.

Экскурсовод 3:  Затем наш путь лежит в Ростов. <Слайд 7>

    Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

     За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.                                                                                              

                                                                                                                  Кукушкина Е.Ю.

            Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути!  <Слайд 8,9,10>

У:     Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.

Д:     Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

Экскурсовод 4:   Дорогие пассажиры! Следующая остановка - город Углич. <Слайд 11>

     Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых  постоенных на Волге.  А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

У:   Какие достопримечательности  в городе Углич? Запишите.

Д:   Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.

Экскурсовод 5:  Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. <Слайд 12>

      Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

У:   Впишите в таблицу  название церквей и прославленного памятника.

Д:   Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Экскурсовод 6:     Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. <Слайд 13>

     Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город,  она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский  и  Анастасиин монастыри. Доброго пути!

У:  Чем славен этот город? Запишите в таблицу.

Д:   Торговые ряды, Ипатьевский  монастырь, Анастасиин монастырь.

Экскурсовод 7:    Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. <Слайд 14>

     Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник - Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. ( Показ репродукций И.Левитана). <Слайд 15>

У:   Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.

Д:    Музей И.И.Левитана.

                                                                                                                 

                                                                                                                  Кукушкина Е.Ю.

Экскурсовод 8:    Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. <Слайд 16>

     Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается  красотой этих архитектурных творений. Счастливого  вам пути!

У:    Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.

Д:    Музей деревянного зодчества.

Экскурсовод 9:      От Суздаля совсем недалеко до Владимира. <Слайд 17>

    Его основал князь Владимир Мономах.  Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по  его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

У:   Запишите памятники старины в этом городе.

Д:    Золотые ворота, Успенский собор,  Дмитриевский собор.

У:     Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.

3.  Закрепление  изученного.

У:       1.  Узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47

под № 3.

Д:        Сергиев – Посад, Кострома, Углич, Суздаль.

У:      2. Вспомните,  с именами  каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4?  Соедини линиями.  Кто эти люди?

Д:        Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.

У:       3. Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: «Золотое кольцо России». (Раздаточный материал)

4. Итог урока.

У:       Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

Д:    Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.  <Слайд 18,19>

Почему кольцо? Почему золотое?

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...