Конспект урока по окружающему миру "Страницы истории XIX века" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Куплевацкая Валерия Валерьевна

Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать о истории XIX в.  ;

-уметь запомнить и назвать события XIX в.

Личностные:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_xix_v.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                        ФИО учителя: Ряжапова Ф.Р.

Школа: Лебединский филиал                                                                                        ФИ студента: Куплевацкая Валерия        

Класс: 4                                                                                                                ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКАПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: "Страницы истории XIX века"

Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать о истории XIX в.  ;

-уметь запомнить и назвать события XIX в.

Личностные:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения,  развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, рабочая тетрадь, учебная презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

(слово учителя)

1 мин

Здравствуйте ребята.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Волевая саморегуляция (Р)

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод

(беседа)

5 мин

Блиц-опрос
1. В каком году началась Отечественная война (1812)
2. С кем воевала Россия? (Франция)
3. Кто командовал Французской армией (Наполеон )
4. Кто командовал Русскими войсками (Кутузов М.И)
5. Какое крупное сражение произошло 26 августа 1812 г? (Бородинское)
6. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?( оставить Москву)
7. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что: (сражался весь народ)
8. В каком веке происходила Отечественная Война с Наполеоном (19)
-А как военные и простой народ уходили из Москвы?. (конные повозки, пешком, забирали все, что могли унести)


На доску прикрепляются рисунок Конной повозки, корабля, ж/д

- Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века?
- Что из этого является лишним? (ж/д, ее еще не построили)
К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог, соединивших крупные города страны.)
– Однако почти все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, – между Москвой и Санкт-Петербургом (1851).
 

На доске появляется запись (выше первой, т.к. этот факт относится к более раннему времени – началу XIX века):
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?
Проблема урока: Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самоконтроль (Л)

Волевая саморегуляция в ситуации затрудения(Р)

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа)

3 мин

- Как же будет звучать тема нашего урока?

- А какую цель мы поставим на этот урок?

Тема: Страницы истории XIX века

Цель: Познакомимся с историей России в 19 веке. Узнаем, кто правил страной. Какие проблемы существовали в Российском обществе и как они решались.

Подведение под понятие (П)

IV. Открытие нового знания

Словесный (рассказ, беседа)

20 мин

Игра-моделирование «Строим железную дорогу».
– Перечислите, что можно увидеть на железной дороге

– Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта; что ещё нужно для того, чтобы железная дорога действовала?
– Откуда берутся эти материалы, топливо, техника?
– Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов?
– Сколько рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога?
- Зная это, попробуйте теперь объяснить, почему за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?

- Давайте посмотрим, как выглядели российские города и деревни и сравним их с европейскими.
Работу по иллюстрации на слайде
- Чем отличается работа в русской деревне и европейской
- Чем отличается работа в русском городе и европейском


Возникает вопрос:
- А почему в России был такой спад
Почему к концу XIX века в России появилось большое количество рабочих? Кем они были раньше?
Поиск решения проблемы.
– Вспомните, как назывался порядок, сохранявшийся в России в первой половине XIX века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам – дворянам?
– В чьей собственности была земля?
- Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки?


Прочитайте последний абзац в учебнике на с. 125. Сделайте вывод.
- Узнаем, что нужно было сделать, чтобы крестьянам стало жить легче, свободнее.

-Паровоз с вагонами, рельсы, шпалы.

- Ученики могут сказать, что шпалы и вагоны сделаны из дерева; рельсы, паровоз, ходовая часть вагонов – из стали; чтобы состав двигался – необходим уголь

- Всё это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах

- Рабочие

- Много

- Ученики могут предположить, что в первой половине XIX века рабочих было мало, а во второй половине появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог.

- Русская деревня и европейский город в первой половине XIX века

- ручной труд / автоматизированный труд

- работают сами крепостные рабочие в плохих условиях /работают вольнонаёмные

- последствия войны

- Крепостное право

- В собственности дворян

- Нет, не могли

- крестьяне были бесправны, за людей не считались

Определение основной и второстепенной информации (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения и ответа (К)

Учет разных мнений в работе с коллективом (К)

Физминутка

1 мин

Выполняют физминутку

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический

2 мин

Дети читают текст, затем в группах заполняют опорные таблицы и отвечают

1. Декабристы с. 122- 3 ряд

Восстание декабристов произошло в ____________году в городе_____________

_______________________ на __________________________________________.

В восстании участвовали_______________________________________________

____________________________________________________________________

Они выступали за _____________________________________________________

____________________________________________________________________

Учитель-Вспомните, мы читали текст о памятнике зайцу, который спас Пушкина. Вы задавали мне вопрос, куда он ехал и от какой смерти уберёгся. Пушкин ехал на Сенатскую площадь, поддержать восстание молодых аристократов, дворян, ученых, военных, поэтов, не согласных с политикой царя Александра 1.Они выступали против рабства, неуважения к правам личности, , тягостное положение русского солдата в военных поселениях, равнодушие общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы.

- Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2. Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель.

2. Освобождение крестьян. С 123 – 1 ряд

Отмена крепостного права произошла в ______________. Указ об отмене крепостного права подписал ______________________________. Царь был назван Освободителем потому, что_______________________________________ После отмены крепостного права все жители в России стали________________.

3. Жизнь после освобождения (карточка)-сообщение

Ученик-После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьяне с трудом могли прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне помещики жили в богатых домах, а бедные крестьяне, как и до отмены крепостного права, в тёмных избах.

- Из тех времен пришло к нам выражение «Работать из-под палки». До отмены крепостного права, крестьяне были абсолютно бесправны. После этой реформы жизнь их начала очень медленно меняться.

4. Россия обновлённая (карточка) выбрать и прекрепить на доску опорные слова

(Участие в судебных заседаниях, управление землями, выбор местожительства, свободная торговля, выбор места работы, капиталисты, школы, больницы, музеи)

После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу. Дворяне-помещики быстро богатели и становились капиталистами, а крестьяне начинали работать на заводах и фабриках и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а заработок маленьким, но для многих это было всё же лучше, чем нищета в деревне. В стране появлялись новые школы и больницы, театры и музеи. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны.

5. Технические новшества С. 124-125 – 2 ряд

В конце 19 века улицы освещались сначала _____________________, затем _________________, а потом ______________________ светильниками.

В городах появляется конка. Это____________________________________

Люди стали ездить на ______________________, в домах появляются _________________, а сообщения передавали с помощью _____________

В конце 19 века начинается строительство ___________________________

________________________________________________________________

Эта дорога связывала _____________________________________________

- Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника.

Найдите самую длинную ж/д. Это Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?

- Вернёмся к проблеме урока. Нам надо было выяснить чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?.

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества.

- Во второй половине 19 века в на территории современного Брянска был построен завод. Сначала он делал деревянные шпалы для ж/д, затем стал отливать стальные рельсы и был назван рельсопрокатным. Затем на этом заводе начали выпускать паровозы и вагоны. Что же это за предприятие? (БМЗ). Это один из старейших заводов России. А вокруг него со временем образовался город рабочих Бежица.

Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка.

 

Установление причинно-следственных связей (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

(упражнение)

5 мин

Сейчас я прочитаю вам песенку «Куда, Фома,

едешь?». Читаю песенку. Понравилась вам      

песенка? Такими песенками поздравляли во        

время старинных  зимних праздников семью, в

которой были девушки-невесты и  сыновья-    

женихи.

Сейчас я прочитаю вам песенку «Куда, Фома,

едешь?». Читаю песенку. Понравилась вам      

песенка? Такими песенками поздравляли во        

время старинных  зимних праздников семью, в

которой были девушки-невесты и  сыновья-    

женихи.

Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125.

-После мы проверим с вами то ,как вы выполнили работу

- Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Установите последовательность событий, выполняя задание 1 на с. 42. 

 Ученики работают с картой в учебнике и у доски

(1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Освобождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.)

(Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), высказывают свое мнение.)

Р: уметь организовать свою деятельность. Р:соотнесение своего результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений.

VII. Включение в систему знаний

Практический (упражнение)
словесный (беседа)

2 мин

 - Какое важнейшее событие произошло в 19 веке? (Отмена крепостного права)
- Распределим картинки на 2 группы: до отмены и после.
1. Перевозка грузов на пароходах и поездах (после)
2. Суд помещиков над своими крестьянами (до)
3. Передача сообщений по телеграфным линиям (после)
4. Перевозка грузов на телегах (до)
5. Передача писем и сообщений с посыльным (до)
6. Участие крестьян в судебных заседаниях и вынесении приговора (после)
Вывод: 19 век- век освобождения от крепостного права, освобождения от старых порядков.

Отвечают на вопросы

Установление причинно-следственный связей (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2 мин

-Как звучала тема нашего урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

- Продолжите фразу «Теперь я знаю, что..»

Самооценка

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

конспект урока по окружающему миру "Искусство 18 века"

урок 4 класса по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные:       - рассказыват...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Средние века: время рыцарей и замков". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Средневековье; религиях, возникших в Средние  века;  формирование знаний о книгопечатании; знакомство с эпохой Средних веков,...