Экологическое воспитание в начальной школе
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Маслова Людмила Николаевна

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Варварское отношение некоторых людей к природе - результат определённого воспитания в детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 Экологическое воспитание школьников на уроках окружающего мира в начальной школе.

Основная цель экологического воспитания:

Научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

 

Образовательные и воспитательные задачи:

1.Углубить и расширить экологические знания;

2.Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные;

3.Развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;

4.Сформировать ( воспитать) чувства бережного обращения к природе.

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки -

Я не поверю воде. И пусть в воздухе

Кислород, но не летает ласточка -

Я не поверю воздуху, и лес без

Зверей с одними людьми - не лес.

            М. И. Пришвин

 Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе - результат определённого воспитания в детстве. Убедительны слова В. А. Сухомлинского: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность.

 Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы - экологическое образование. Содержание его сегодня богато и разнообразно и может быть развёрнуто как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной или внешкольной работе. Зачастую встреча детей с природой протекает стихийно, вне педагогического воздействия.

Материалы, используемые для бесед

Кормушка

Серёжа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них спичку. Серёжа стал вешать кусочки сала для синички.

1.Каким представляется вам Серёжа?

2.Как бы поступили вы и почему?

3.Какую пользу приносят птицы?

Сурка

В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Суркой. Он очень полюбил мальчика и его маму.

1.Почему щенок привязался к мальчику и его матери?

2.В чём проявлялась их забота о нём?

3.Как поступили бы вы, если бы увидели где - то крошечного, ничейного щенка или котёнка?

Птичка

Поймал Серёжа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Серёжа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Серёжа перестал ловить птиц. ( По Л. Толстому)

1.Почему Серёжа никогда не ловил птиц?

2.Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?

3.В чём был виноват Серёжа?

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

По зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. Это они радостно приветствуют меня. Всё лето цветут эти милые цветы наших лугов!

                             ( По И. Соколову - Микитову)

1.Почему удивился писатель, когда вышел на луг? Какие слова он употребил, чтобы назвать окраску разных цветов?

2.Какие цветы писатель назвал милыми и почему?

3.Правильно ли поступают люди, когда уносят из леса, с поля и луга лучшие цветы?

4.Чему учит нас этот рассказ?

Жалейкин

Жалейкин - мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, всё испортить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костёр не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

- Вот неряхи! - вскричал Жалейкин. - Как им не жалко портить такой бережок! Придётся навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

  Снова стал бережок чистеньким. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно. Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги.

  Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

  А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

  Хотел Жалейкин как лучше, а вышло - хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

  Всякое дело  с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! ( Н. Сладков)

1.Как относился Жалейкин к злу? Что возмутило его в поведении туристов?

2.Как Жалейкин навёл порядок на берегу? К чему это привело?

3.Какова главная мысль рассказа и какими словами она выражена?

4.В каких пословицах заключён тот же смысл? ( Всякая работа мастера хвалит. За всё берётся, да не всё удаётся. Уменье везде найдёт примененье.)

5. Что следовало бы делать Жалейкину, чтобы вокруг было меньше недовольных?

6.Как вы оцениваете действия Жалейкина? Как бы поступили вы?

Мальчик с ландышами

В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Он вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики.

  Мальчик вошёл в вагон. Один пассажир объяснил ему что губить душистые ландыши нельзя. Сорвёшь цветок - погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зелёный наряд Земли.

1.Почему ландыши вырывались, как живые, и падали на дорогу? С чем или с кем их можно сравнить?

2.Какие чувства вызывает у вас мальчик?

3.Почему некоторые мальчики и девочки, да и взрослые, так себя ведут на природе? Дайте оценку такому поведению.

4.Опишите какой - либо цветок, дерево, куст или отдельные уголки природы, постарайтесь передать всю их красоту.

Пусть птица выводит птенцов

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Ветки осин украсились длинными серёжками. Зеленели молодые берёзки.

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что - то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пёстрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

Лесник поправил гнездо и повёл ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов! ( По Г. Скребицкому)

1.Почему лес весной очищают от хвороста?

2.Какие  предложения и слова подтверждают, что « хорошо в эту пору в лесу» ? ( Текст можно заранее написать на доске.)

3.Какие чувства вызывает к себе лесник?

4.Можно ли быть человечным, не любя животных и птиц?

5.Какие выводы для себя следует сделать из этого рассказа?

Старик и дерево

На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костёр. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.

Однажды по лесу шёл старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чём - то думал. Потом достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: « Живи назло злым!» ( Из журнала « Юный натуралист»)

1.Какой след оставили после себя ребята на лесной полянке? Как это их характеризует?

2.Как поступил старик? Легко ли было ему доставать глину?

3.Расскажите, как должен вести себя человек в лесу, у реки?

4.Как вы понимаете выражение « Живи назло злым!» ?

5.Как вы предполагаете все бы поступили в подобном случае так, как старик?

Старая кепка

  Мишутка и Оля спустились в овраг по тропинке. Над оврагом плыла большая тёмная туча. В кутах затрещало, будто кто - то обмывал ветки. Это из тучи падали тяжёлые капли дождя. Дождь шёл недолго. Мишутка вышел из - под груши, нагнулся и вытащил из куста старую мокрую кепку.

  В кустах послышался тихий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:

- Это моя. Я её нарочно на куст положил, а сам спрятался от дождя в дупле вербы.

- А кепку зачем оставил? - спросила Оля.

  Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашёл кепку:

- Смотрите!

Мишутка и Оля увидели гнездо. В нём было трое большеротых птенцов.

- Туча видели какая была, с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой.

- А как же другие птенцы? - спросила Оля.

- На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели. Их родителей убил ястреб.

- Как же они теперь? - грустно произнесла Оля.

- Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнёзда знаю, и мои птенцы не хуже других.

- Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над птенцом, они сразу же широко раскрыли рты и громко запищали, прося есть. ( По Н. Омельченко)

1.О чём вы узнали из разговора Васи с Олей и Мишей?

2.Что вы можете сказать о Васе? О выражении его лица? Как он заботился о птенца? Что знал мальчик о своих птенцах?

3.Как встречали птенцы Васю? Почему радостно?

4.Приведите известные вам случаи любовного отношения человека ко всему живому.

5.Какие чувтсва вызывает у вас Вася?

Андрейкин тополёк

  Осенью у дома рабочие посадили молодые тополя. Прошла зима. Весной топольки покрылись молодыми листочками. Только Андрейкин тополёк был очень слабый. Андрей и Наташа стали помогать деревцу. Ребята каждый вечер тащили на улицу ведро воды и поливали деревцо. Скоро у тополька зазеленели листочки. Ожило дерево! Летом оно стало весёлым и зелёным. ( По М. Басиной)

1.Почему Андрейка и Наташа стали помогать деревцу? Как это их характеризует?

2.Как относитесь к природе вы и ваши товрищи?

3.Что вы делаете в целях охраны природы по месту жителсьва?

4.Всегда ли вы или ваши товарищи спасаете деревья от гибели?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Экологическое воспитание в начальной школе

Цели, задачи и методы экологического воспитания младших школьников....

Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...