Урок окружающего мира "Экология"
методическая разработка по окружающему миру

Ильинова Юлия Николаевна

Данный урок подходит для проведения во 2,3, 4 классах. Конечный результат - создание лепбука - интерактивной папки для дальнейшего использования в работе по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologiya.pptx1.27 МБ
Файл vyvody.docx14.12 КБ
Файл kartinki.docx1.35 МБ
Файл urok_ekologiya.docx602.99 КБ
Файл foto_lepbuka.docx633.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ч то такое экология? ЭКОЛОГИЯ Какие экологические проблемы существуют? Можете ли вы помочь в решении этих проблем?

Слайд 4

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ

Слайд 5

НИЧТО НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ

Слайд 6

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ



Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ

ПРИРОДА

ЗНАЕТ
ЛУЧШЕ

НИЧТО

НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ

ВСЕ

СВЯЗАНО

СО ВСЕМ

Что такое

экология?

Какие экологические проблемы существуют?

Можем ли мы помочь в решении этих проблем?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок  по теме: «Экология»

  1. Самоопределение (мотивация к деятельности).

-Здравствуйте ребята! Меня зовут ….  Сегодня прекрасный день, я очень рада познакомиться с вами. Давайте пожелаем друг другу успехов! (хлопки в ладони друг с другом).

  1. Актуализация. Включение в предметную деятельность.

1 сл. Картинка.

-Какие чувства (эмоции) вызвала у вас эта картинка?

-Запишите слово или 2 слова на листах бумаги.

-Выпишите все слова участников группы в столбик на отдельный лист.

-Озвучьте то, что получилось.

  1. Постановка учебной задачи.

-А вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

-Давайте сформулируем тему урока.

-Какую проблему нам предстоит решить?

-Вам знакомо слово экология?

-Сегодня мы должны узнать, что такое экология.

-Понять, какие экологические проблемы существуют в нашей области.

-Можете ли вы помочь в решении этих проблем?

-Для того, что бы после нашего урока у вас что-то осталось на память, мы с вами сегодня создадим лепбук. В переводе с английского языка обозначает «книжка на коленях». Она так же будет полезна для дальнейшей работы над экологическими проблемами нашей области и не только!

  1. Организация восприятия и осмысления новой информации.

1.Тест на экологический образ жизни

-Для начала, хочу предложить вам выполнить тест на экологический образ жизни.

-Как вы думаете, какие вопросы могут быть в этом тесте?

-Выполните тест.

-Кто желает озвучить результат?

2. Природные ресурсы 2 сл.

-Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

3 сл.

-Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,                                      

И стеклянной быть могу! (Вода)

 

4сл

-Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (земля)

5 сл.

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

6 сл. Живые организмы, существа, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. (Животные)

-Воздух, вода, земля, растения, животные – это природные ресурсы, которые использует человек для жизни.  Все эти ресурсы ученые делят на возобновляемые и невозобновляемые. 

-Как бы вы объяснили эти термины?

Способные к возобновлению – растения и животные. В природе они сами следят за своей численностью, размножаются и имеют множество связей между собой.

Ресурсы, не способные восстановиться в обозримом будущем, т.е. достаточно быстро, считаются невозобновимыми. Примером могут служить полезные ископаемые и земные ландшафты. Все они должны расходоваться разумно.

 -Какой вывод можно сделать? Кто знает лучше, человек или природа?

Вывод: природа знает лучше.

3. Охрана природы        

-Нужно ли охранять природу?

-Давайте вместе обсудим охрану животных и растений. 

-Они нуждаются в защите от чрезмерного использования. 

Информация для учителя:

1. На территории Ростовской области обитают немало редких и исчезающих видов животных, для сохранения популяции которых требуются государственные меры защиты.

2. Основной причиной, снижающей численность степных представителей семейства куньих, является хищническое истребление животных из-за их красивого меха.

3. Основными причинами, снижающими численность степных птиц, являются изменение среды их обитания и уменьшение ареала их проживания.

4. Основными причинами, снижающими численность рыб, являются - строительство гидротехнических и портовых сооружении, загрязнение воды, дефицит кислорода в воде, браконьерство. Всё перечисленное уменьшает количество рыбной молоди в местах размножения.

5. На севере Ростовской области обитает реликт фауны третичного периода - русская выхухоль. Редкий зверёк, занесённый в Красную книгу России. Из-за неумеренного охотничьего промысла практически полностью истреблена. Шкурки выхухоли очень ценились, и ценятся на меховых аукционах мира.

Ростовская область целиком расположена в степной зоне, чем и определяется характер покрывающей ее растительности. В прошлом, до начала активного вмешательства человека в природу, здесь господствовала вековечная целинная степь, от которой остались незначительные островки на склонах балок, на опушках лесов, а также в виде небольших участков, принадлежащих конезаводам и лесхозам - в основном в восточных районах. Остальные площади, удобные для обработки, либо распаханы, либо в разной степени выбиты скотом. 

-На отдельных листах напишите, как нужно охранять природу.

(Каждая группа озвучивает написанное по своему направлению: воздух, вода, земля)

Информация для учителя (дополнить ответы детей):

Большой проблемой окружающей среды области считается загрязнение воздуха. Источники загрязнения – транспортные средства и объекты энергетической сферы. Во время сжигания источников топлива в атмосферу выделяются вредные вещества. Несмотря на то, что предприятия используют очистительные сооружения, в окружающую среду все равно попадают загрязняющие частицы. (ВОЗДУХ)

Ростовская область имеет выход в Азовское море. В него постоянно сбрасываются промышленные и бытовые стоки, загрязняющие акваторию.

Кроме моря, к гидросистеме области относятся реки и водохранилища. В них тоже сбрасываются отходы, промышленные стоки, минеральные вещества, использующиеся в сельском хозяйстве. Это изменяет режимы рек. Также на акватории влияют дамбы и гидроэлектростанции. Водные ресурсы области загрязняются азотом и сульфатами, фенолом и медью, магнием и углеродами. (ВОДА)

Ростовская область целиком расположена в степной зоне, чем и определяется характер покрывающей ее растительности. В прошлом, до начала активного вмешательства человека в природу, здесь господствовала вековечная целинная степь, от которой остались незначительные островки на склонах балок, на опушках лесов, а также в виде небольших участков, принадлежащих конезаводам и лесхозам - в основном в восточных районах. Остальные площади, удобные для обработки, либо распаханы, либо в разной степени выбиты скотом. (ЗЕМЛЯ)

-Какой сделаем вывод? Если человек берет у природы, то надо за это «платить», т.е. думать о последствиях?  

Вывод: ничто не дается даром.

4.Экологические связи.

-Как вы думаете, связаны ли живые организмы между собой?

-Предлагаю вам выполнить следующее задание. Покажите стрелочками связь между живыми организмами.

(Каждая группа выполняет задание, после обсуждения корректируем конечное изображение)

Например: солнце дает энергию растениям - растения едят насекомые - насекомых едят насекомоядные птицы – этих птиц едят хищные птицы. А останки всех перерабатывают черви, грибы, микроорганизмы.

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: все связано со всем.

5.Сортировка мусора.

 - Послушайте стихотворение.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете...

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

ИЛИ

Андрей Усачёв

Про рыбалку

Мы ходили на рыбалку,

Рыбок удили в пруду.

Витя выловил мочалку,

А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки,

Саша – старые ботинки,

А Сабина и Сосо –

От машины колесо.

Мне попались две подмётки,

Боре – банка от селёдки,

А Серёжка на крючок

Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо

Рыбу мы удили зря.

Много выудили хлама,

И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды

Рыбы попросту помрут.

- Как вы думаете, о какой проблеме пойдет речь дальше?

Не меньшую опасность представляют отходы и мусор, источники загрязнения воздуха, воды и почвы. В регионе находится большое количество свалок, но их содержание не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Довольно часто случается возгорание отходов из-за их перегруженности, и в атмосферу выделяются химические вещества. К сожалению, в области функционирует только 3 предприятия, сортирующих мусор. В дальнейшем сырье можно использовать

!!! Сегодня по данным государственной корпорации «Ростехнологии», являющейся крупнейшим участником рынка мусоропереработки в стране, на территории России скопилось более 31 миллиардов тонн неутилизированных отходов. И их количество ежегодно увеличивается более чем на 60 миллионов тонн.

-Я предлагаю вам изучить опыт других стран по утилизации мусора.

(Каждой группе представлен опыт. После изучения, ребята рассказывают о том, что узнали)

Раздаточный материал для детей:

1.В Японии проблема утилизации отходов особенно актуальна, поскольку на островах не так много места. Во многом именно по этой причине японцы уже давно разработали систему сортировки мусора. Отходы делят на четыре категории: несгораемый, сгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. Более того — для каждого вида отходов предназначены особые пакеты определенного цвета и объема, чтобы проще было отличать, отбросы какого типа в них находится. Большинство мусора сжигают по особой безвредной технологии, а шлак идет на строительство новых островов.

2. Германия. Немцы с детства приучены заботиться об окружающей среде. Это означает для них также экономить природные ресурсы. Непереработанные отходы - яд для природы. А сортировка мусора упрощает его переработку. Вторичное использование переработанных материалов позволяет экономить ресурсы. А некоторые виды отходов можно использовать многократно - например, тару. Именно поэтому цветные контейнеры стоят в каждом дворе, на вокзалах, улицах и выходах из магазинов. Коричневые контейнеры – для пищевых отходов, синие – для бумаги и картона, желтые - металлические, пластиковые и смешанные упаковки,  в черные идет весь остальной мусор, так же есть специальные баки для стекла, старой одежды, мебели.

3. В Швеции всего 7% отходов отправляется на свалку: все остальное перерабатывается тем или иным способом. Во многом добиться этого удалось благодаря правильной сортировке мусора и особому отношению правительства к экологии страны. Даже маленькому ребенку не придет в голову выбросить обертку в непредназначенный для нее контейнер. Во-первых, потому что за неправильную сортировку грозят немалые штрафы, а во-вторых, потому что шведов с юных лет приучают выбрасывать мусор правильно.

В детских садах крохам рассказывают о том, как разделять отходы по категориям, ведь это не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, если упаковка состоит из нескольких материалов, то их нужно отделить друг от друга и поместить каждый в свой контейнер: допустим, снять со стеклянной бутылки этикетку и отправить ее к бумаге, а саму тару — к стеклу.

-Предлагаю вам рассортировать отходы, которые каждодневно человек выбрасывает.

(Ребята группами сортируют отходы, на отдельных столах, по 1 ведру на группу. Оставшиеся ведра сортируются совместно. Обсуждение выполненной работы)

 -Как вы думаете, достаточно знать об охране природы, о ресурсах и экосистеме, что бы сохранять природу? Какой вклад мы можем сделать?

-Какой вывод сделаем?

Вывод: все должно куда-то деваться.

-Благодаря нашей деятельности на уроке, мы с вами создали принципы экологии, которым обязательно нужно следовать. Давайте поместим их в наш  лепбук.

  1. Первичное закрепление.

-Все ли мы с вами обсудили?

-Какие правила необходимо соблюдать в природе?

-У меня есть 7 «НЕ». Давайте озвучим их.

-Что же можно в природе?

-Создайте в каждой группе по 2 условных значка о том, что можно в природе.

-Озвучьте их.

  1. Рефлексия.

-Ребята, закончите предложения (письменно)

Я сегодня понял (а) …

Я сегодня узнал (а) …

-Я думаю, что собрав все ваши предложения вместе, у нас получится книга «Свод правил для юных экологов», которую мы сможем разместить в нашем лепбуке.

-Послушайте (посмотрите) стихотворение (видео).

-Напишите на отдельных листах слово или 2 слова (ощущения, эмоции, ассоциации).

-Объедините слова всех участников группы и выпишите во второй столбик.

-Сравните слова. Что изменилось?

-Выразите цветом ваши новые ощущения на листах-карточках.

-Объясните, почему выбрали именно этот цвет.

-Что же такое экология?

  1. Итог урока.

-Ребята, мне бы хотелось подарить вам сборник со стихами о природе, который можно поместить в наш лепбук.

-Можно ли полученные знания применить в жизни? Как?



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\20210617_095520.jpg               C:\Users\User\Desktop\20210617_095756.jpg

   C:\Users\User\Desktop\20210617_095723.jpg

    C:\Users\User\Desktop\20210617_095642.jpg                                                           C:\Users\User\Desktop\20210617_095609.jpg                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...