Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Тушинская Тамара Владимировна
Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 3 класса разработана на основе нормативно – правовых документов: 1. Приказа Министерства образования российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 2. Учебного плана образовательного учреждения. 3. Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель В.В.Воронкова. Под редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2010 год).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности» для 3 класса разработана на основе нормативно – правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/ 2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  2. Учебного плана образовательного учреждения.
  3. Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (Программы для  подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель В.В.Воронкова. Под редакцией В.В. Воронковой.  Москва, «Просвещение», 2010 год).

Программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,  который необходим им для социальной адаптации.

Занятия по данному учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные, тесно связаны с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами.

Цель:  создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:

  1. формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире и мире, который находится вне поля их чувствительного опыта;
  2. корригировать и развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие,  аналитико-синтетическую деятельность учащихся, мышление на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, обогащать словарный запас учащихся и активизировать его;
  3. способствовать освоению элементарных социальных навыков и формированию духовно – нравственных ценностей.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основными видами деятельности учащегося по предмету являются:

  • обогащение и уточнение словаря,
  • наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности,
  • чтение литературы по изучаемому материалу,
  • называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам,
  • сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями,  их классификация, установление элементарных зависимостей,
  • активное участие в беседе,
  •  составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя),
  • описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,
  • связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
  • дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
  • составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
  • использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
  • освоение на практике полученных знаний.

Основные направления коррекционной работы:  

  •  развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;  
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку  обусловливает его специфику. Все знания учащегося являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Структурно и содержательно программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития  речи,  чтения и развития  речи,  развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе, и рассчитана на 68 часов в год ( 2 ч в неделю).

       Программа составлена  для учащегося 3 класса. Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год. Учащийся обучается в инклюзивном классе. В соответствии с учебным планом на изучение предмета в 3 классе выделено 2 часа в неделю.  Общий объём учебного времени составляет 68 часов в год. 

Форма организации учебного процесса: индивидуальный маршрут в классе, инклюзивное образование.

На всех уроках по развитию речи на основе изучения предметов и явлений и окружающей действительности  наряду с решением задач обучения детей VIII вида проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений развития речи:  фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, формированию диалогической и монологической речи учащегося.

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Учащийся должен уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения.

Учащийся должен знать:

  • название и свойства изученных предметов и их частей;
  • выучить правила дорожного движения.

III. Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение

окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой(чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Повторение пройденного.

                       Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Вспоминая лето. (1ч)

Сезонные изменения в природе (15)

Улица, транспорт (6)

Посуда. (2ч)

Одежда. (2ч)

Обувь. (2ч)

Растительность (14ч)

Животный мир (17ч)

Экология (2ч)

Человек (7ч)

IV. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата урока

1

Инструктаж по ТБ. Сентябрь - осенний месяц. Экскурсия.

1

05.09

2

Школа. День школьника

1

07.09

3

Летние каникулы.

1

12.09

4

Осень.

1

14.09

5

Инструктаж по ТБ. Сентябрь - осенний месяц.

1

19.09

6

Растения на клумбе.

1

21.09

7

Овощи: картофель.

1

26.09

8

Овощи: капуста.

1

28.09

9

Овощи: свёкла.

1

03.10

10

Овощи: горох.

1

05.10

11

Бахчёвые культуры: арбуз, дыня.

1

10.10

12

Сезонные изменения в природе: золотая осень.

1

12.10

13

Растения в природе; их значение в жизни человека.

1

17.10

14

Лиственные деревья; дуб.

1

19.10

15

Лиственные деревья: тополь.

1

24.10

16

Инструктаж по ТБ. Улица, на которой расположена школа. Экскурсия

1

26.10

17

Сезонные изменения в природе: ноябрь.

1

07.11

18

Транспорт.

1

09.11

19

Наземный транспорт.

1

14.11

20

Правила дорожного движения.

1

16.11

21

Правила дорожного движения.

1

21.11

22

Посуда.

1

23.11

23

Посуда: виды посуды.

1

28.11

24

Осень. Обобщающий урок

1

30.11

25

Инструктаж по ТБ. «Декабрь – первый месяц зимы».

1

05.12

26

Сезонные изменения в природе: начало зимы.

1

07.12

27

Одежда.

1

12.12

28

Сезонная одежда: зимняя одежда.

1

14.12

29

Обувь и уход за ней.

1

19.12

30

Виды обуви: зимняя обувь.

1

21.12

31

Зимние забавы детей

1

26.12

32

Зимующие птицы: снегирь.

1

11.01

33

Зимующие птицы: синица.

1

16.01

34

Перелётные птицы: грач.

1

18.01

45

Перелётные птицы: скворец.

1

23.01

36

Человек и природа: помощь зимующим птицам.

1

25.01

37

Инструктаж по ТБ. Сезонные изменения в природе: январь. Экскурсия.

1

30.01

38

Домашние птицы: утка.

1

01.02

39

Домашние птицы: курица.

1

06.02

40

Сезонные изменения в природе: февральские приметы.

1

08.02

41

Труд жителей города и села зимой.

1

13.02

42

Зима – время года.

1

15.02

43

Домашние животные: коза.

1

20.02

44

Домашние животные: овца.

1

22.02

45

Дикие животные: ёж.

1

27.02

46

Дикие животные: медведь.

1

01.03

47

Растения и животные весной.

1

06.03

48

Март – весенний месяц.

1

08.03

49

Природа весной.

1

13.03

50

Комнатные растения и уход за ними: традесканция.

1

15.03

51

Комнатные растения: герань.

Практическая работа.

1

20.03

52

Комнатные растения: герань.

Практическая работа.

1

22.03

53

Раннецветущие растения: подснежник. Красная Книга.

1

03.04

54

Насекомые: муравей.

1

05.04

55

Насекомые: муха.

1

10.04

56

Разнообразие животного мира.

1

12.04

57

Охрана животных.

1

17.04

58

Экология воздуха и охрана окружающей среды.

1

19.04

59

Инструктаж по ТБ. Сезонные изменения весной. Экскурсия.

1

24.04

60

Человек. Охрана здоровья.

1

26.04

61

Глаза – органы зрения.

1

01.05

62

Органы слуха – уши и уход за ними.

1

03.05

63

Органы обоняния нос.

1

08.05

64

Органы осязания кожа.

1

10.05

65

Орган вкуса – язык.

1

15.05

66

Зубы и уход за ними.

1

17.05

67

Что мы узнали о живой природе.

1

22.05

68

Что мы узнали о неживой природе.

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

 Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на   основе «Программы специальных (коррекционных) ...

Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.

Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс

Пояснительная записка  Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...