Рабочая программа Рассказы по истории Самарского края 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Полякова Виктория Александровна

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В процессе изучения учебного курса «Рассказы по истории Самарского края» младшие школьники используют умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, что способствует рационально - научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное нетиповое
общеобразовательное учреждение Самарской области
«Академия для одаренных детей (Наяновой)»

Рассмотрено на заседании учебно-методического совета
«___» ______________20__,

протокол № ____

Председатель УМС

________________________

/М.В. Степкина/

Проверено

Руководитель учебно-методического управления

_______________________

/А.В. Синицкий/

«___» _____________ 20_ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор _______________

                  /М.В. Наянова/

Приказ от «___»_____ 20__ № ___

Рабочая программы внеурочной деятельности

«Рассказы по истории Самарского края»


Класс 4 «А», «Б», «В», «Г», «Д»

Учебный год: 2019-2020

Разработал:

Полякова В.А.

Самара – 2019

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся общего представления об истории Самарского края как части истории России;

обеспечение включенности младших школьников в исторический процесс в качестве преемников культурного наследия, созданного поколениями предков;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно относящегося к историческому наследию своей страны, малой Родины.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

формирование у обучающихся национального самосознания, познавательного интереса к истории малой Родины;

формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

приобщение обучающихся к социальному опыту предшествующих поколений, духовно-нравственным и культурным ценностям, к многовековой российской истории.

Специфика курса «Рассказы по истории Самарского края» состоит в следующем:

познание истории Отечества через историю городов региона, старейших сёл, населенных пунктов;

историко-антропологический подход – изучение деяний великих земляков (от князя Г. Засекина до земляков-космонавтов; изучение бытовой истории рядовых самарцев и их повседневной жизни); 3

цивилизационный подход - понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса – связь истории региона с мировой историей;

изложение материала в доступной для младших школьников форме, форме рассказа.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В процессе изучения учебного курса «Рассказы по истории Самарского края» младшие школьники используют умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, что способствует рационально - научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика учебного курса

Курс «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлен на формирование у младших школьников общего представления об истории Самарского края.

Содержание курса позволит продолжить формирование познавательного интереса у детей к изучению своего города, села, населенного пункта, предоставив каждому ребенку возможность соприкоснуться с прошлым посредством легенд и сказаний о крае, рассказов о выдающихся земляках и важных событиях, природных и исторических памятниках края.

В основе изложения учебного материала курса лежит хронологический подход – от волжской пристани Сомар до строительства крепости; от князя Г. Засекина до образования Самарской губернии; от первых губернаторов до Первой мировой войны и революции; от событий гражданской до Великой Отечественной войны; от строек XX века до мирового футбола в Самаре.

В программе существенное внимание уделяется судьбам людей, жившим в Самарском крае, которые внесли огромный вклад в историю не только края, но и России и мира.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся 3(4) классов.

В преподавании курса «Рассказы по истории Самарского края» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.

Преподавание курса «Рассказы по истории Самарского края» поддерживается сайтом (https://самарскийкрай.рф), где будут размещаться дополнительные материалы по истории Самарского края, и куда будут отправлять обучающихся и педагогов QR-коды учебного пособия.

Место учебного курса в учебном плане

На изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» отводится по 1 часу в неделю в 3 (4) классе начальной школы. Программа рассчитана на 34 учебных часа (34 учебные недели).

Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса

Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личного развития;

4) формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом;

5) развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность по изучению истории родного края;

2) освоение способов решения задач творческого и поискового характера; 3

) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

4) умение работать с учебной и внешкольной информацией по истории родного края, использовать современные источники информации;

5) развитие навыков сотрудничества, коллективной работы; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты:

  1. овладение целостным представлением об историческом пути народов родного края как неотъемлемой части истории своей страны и человечества в целом;
  2. ) понимание особой роли Самарского края в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины;

3) сформированность уважительного отношения к прошлому и настоящему России, родного края, семьи;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности;

5) готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторического и культурного наследия своего края и страны.

Содержание учебного курса

Введение. 1 час. Край, в котором ты живешь. Его история в новом учебном курсе.

Рассказ «Реки Волга и Самара». 1 час

Самарский край – волжский край. Мы – волжане. Волга-матушка. Рекатруженица. Река Волги на современной карте России и на карте Птолемея. Волга – древний водный путь. Князь Александр Невский и купец Афанасий Никитин на Волге. Человек подчинил реку. Река Самара – приток Волги. Самарское урочище. Засамарская слобода и современное Засамарье. Легенда о двух реках.

Термины:

Гидроэлектростанция – сооружение на реке, которое преобразует энергию падающей воды в электричество.

Золотая орда – государство, созданное монголами в 13 в. и распавшееся в 15 в.

Слобода – поселение за стенами крепости.

Стрелка рек – остроугольный участок берега, который образуется слиянием рек.

Урочище – участок, отличающийся от окружающей местности.

Рассказ «Жигули – природная жемчужина Самарского края». 1 час.

Жигули – горы внутри Самарской луки. Природоохранные зоны: национальный парк «Самарская лука» и Жигулевский заповедник. Геологические древности Жигулевских гор. Туристический маршрут «Жигулёвская кругосветка». Природные памятники Самарской луки. Легенда о Соколе и Жигуле.

Термины:

Альпинисты — спортсмены или туристы, занимающиеся восхождением на горы.

Археологи — учёные, изучающие историю по материальным остаткам жизни и деятельности людей (орудиям труда, украшениям, оружию и другому).

Барды — авторы-исполнители песен. «Жигулёвская кругосветка» — кольцевой речной маршрут вокруг Самарской Луки.

Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубахи из металлических колец.

Курган — невысокая гора.

Утёс — отвесная скала, каменный обрыв.

Рассказ «Волжская пристань Сомар (Самар)». 1 час.

Волжская пристань Сомар на карте братьев Пиццигани. Волжская пристань Самар на карте Фра Мауро.

Рассказ «Битва на Кондурче». 1 час.

Самарский край в составе Золотой Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир Самарканда Тимур (Тамерлан). Сражение армий Тохтамыша и Тимура на Кондурче. Современные этно-исторические фестивали на территории Красноярского района.

Термины:

Империя — большое по размерам государство, включающее территории других народов и стран.

Хан — титул правителя, владетельного лица в некоторых восточных странах. Эмир — в странах Востока правитель, равнозначный князю.

Рассказ «Предсказание митрополита Алексия». 1 час.

Митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Легенда о предсказании святителя Алексия. Алексий – небесный покровитель Самары. Часовня святителя Алексия в Самаре.

Термины:

Дань — плата, которую победитель берёт с побеждённого.

Известняк — горная порода, строительный материал.

Митрополит — глава Русской православной церкви в X—XVI (10—16-м) веках.

Святитель — высшее церковное лицо, после кончины признанное церковью святым.

Ставка — место расположения главного военачальника.

Отшельник — религиозный человек, который отказался от общения с другими людьми и переселился в безлюдное место.

Преподобный — праведный, святой. Даты: 1357 г. – путешествие митрополита Алексия по Волге, остановка на самарской земле.

Рассказ «Волжская вольница». 1 час.

Окраинные земли на Волге. Волжская вольница: национальный и социальный состав, занятия, средства перемещения. Атаманы волжской вольницы. Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири. Вытеснение волжской вольницы из Самарского края. Самарские топонимы и гидронимы, связанные с волжской вольницей.

Термины:

Атаман — выборный начальник у казаков.

Ватага — группа людей, собравшихся для какого-то общего дела или промысла.

Воевода — начальник войска.

Вольница — в старину люди, бежавшие от подневольной жизни, селившиеся на окраинных землях Российского государства.

Ногайская Орда — государство, располагавшееся в Нижнем Поволжье. Выделилось из состава Золотой Орды в конце XIV (14-го) — начале XV (15-го) века.

Посол — представитель, посланник государства.

Рассказ «Князь Засекин — основатель крепости Самара». 1 час. Политика Русского государства на восточных границах. Волжский торговый путь. Биография основателя Самары Григория Засекина. Строительство крепости Самары. Увековечение памяти Засекина в Самаре.

Термины:

Барельеф — выпуклое скульптурное изображение фигур или орнамента на плоскости.

Гарнизон — часть войска, охраняющая город, крепость.

Караван — следующие друг за другом вьючные животные, перевозящие грузы и людей в пустыне или в степи. Кочевники — племена, перемещающиеся с места на место.

Стрельцы — в Российском государстве постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием. Даты: 1586 г. – основание крепости Самары.

Рассказ «Степан Разин в Среднем Поволжье». 1 час.

Донской казак Степан Разин. Разинцы в Самаре и на Самарской луке. Народные предания о Разине и его соратниках. Увековечение памяти Степана Разина в Самарском крае.

Термины:

Бархат — шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким густым ворсом. Казна — в данном случае — ценности, принадлежавшие городу.

Мятежный — принимающий участие в мятеже, то есть в бунте, восстании. Сан — звание, связанное с почётным положением, высокой должностью; звание священнослужителя.

Струг — плоскодонное парусно-гребное судно для перевозки людей и грузов.

Патриарх — с XVI (16-го) века титул главы Русской православной церкви. Проспект — большая, обычно широкая и прямая улица. Даты: 1670 г. – занятие Самары разинцами.

Рассказ «Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки». 1 час.

Рыбное изобилие Волги. Рыбный промысел: способы ловли, заготовка и транспортировка рыбы. Соляной промысел на Самарской луке. Технология добычи соли. Голландский путешественник Ян Стрейс о соледобыче в Самарском крае.

Термины:

Варница — закрытое помещение для выварки соли.

Монастырь — религиозная община монахов (или монахинь), живущая по единым правилам.

Невод — большая рыболовная сеть.

Пуд — старинная русская мера веса, равная 16,5 кг.

Промысел — занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования.

Ярмарка — крупный рынок, периодически устраиваемый в определённое время и на постоянном месте.

Рассказ «Пётр I и Самарский край». 1 час.

Переименование Самары из крепости в город. Азовский поход Петра I и следование русской военной флотилии на виду Самары. Корнелий де Бруин о Самаре 1703 года. Упоминание реки Сок в первом номере газеты «Ведомости». Посещение Самары императором Петром I в 1722 году. Добыча серы в Самарском крае. Командировка придворного медика Готлиба Шобера в Самарский край по поручению Петра I.

Термины:

Верста — старинная русская мера длины, равная 1,06 километра.

Император — титул главы Российского государства с 1721 по 1917 год. Сподвижник — помощник в важном и трудном деле.

Даты: 1722 г. – посещение Самары императором Петром I.

9 Рассказ «Василий Татищев и Оренбургская экспедиция». 1 час. Государственная задача освоения заволжских земель. Оренбургская экспедиция. Начальники Оренбургской экспедиции. Деятельность Оренбургской экспедиции в Самаре. Основание Ставрополя-на-Волге. Увековечение памяти Татищева в Тольятти.

Термины:

Осёдлый — постоянно проживающий на одном месте.

Реликвия — предмет, который почитают как очень ценный и памятный. Университет — учебное заведение, в котором получают высшее образование. Экспедиция — путешествие с определённой целью.

Даты: 1736 - 1743 гг. – нахождение штаба Оренбургской экспедиции в Самаре.

Рассказ «Мятежные крепости Самарского края». 1 час.

Предводитель народного восстания Емельян Пугачев. Крепость Самара накануне ее занятия пугачевцами. Отряд атамана Арапова в Самаре. Поражение пугачевцев под Самарой и захват Самары отрядом правительственных войск. Расследование Г. Р. Державина о переходе самарцев на сторону Пугачева.

Термины:

Амбар — строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров. Бургомистр — глава города.

Вал — длинная земляная насыпь.

Конвой — вооружённый отряд, охраняющий кого-либо или что-либо. Комендант — начальник крепости.

Крепостник — владелец крепостных крестьян, которыми он мог распоряжаться по своему усмотрению, например наказать или продать. Манифест — торжественное письменное обращение правителя.

Молебен — краткое богослужение.

Мятежник — участник мятежа, то есть бунта.

Набат — сигнал к сбору людей, подаваемый ударом колокола. Пехота — войско, передвигавшееся пешком.

Ссыльный — человек, которого выслали с места жительства в наказание за проступок или преступление.

Староста — человек, управляющий делами какого-нибудь небольшого коллектива.

Даты: 1773 г. – захват Самары пугачевцами.

Рассказ «Гербы городов: учимся понимать символы родной земли». 1 час.

Структура герба города. Герб города Сызрани. Герб города Тольятти. Герб города Самары.

Термины:

Ладья — небольшое парусное судно или лодка.

Даты: 1683 г. – основание крепости Сызрань.

Рассказ «Самарцы в Отечественной войне 1812 года». 2 часа.

Краткий обзор войны с Наполеоном.

Самарцы – участники боев с французами в составе русской армии. Денис Давыдов в Сызранском уезде. Самарцы в Симбирском ополчении. Пленные французы в Самаре. Самарский городничий Иван Алексеевич Второв.

Термины:

Городничий — начальник небольшого города.

Губерния — большая область или округ в составе государства.

Гусар — конный воин из частей лёгкой кавалерии.

Натиск — стремительное движение.

Маршал — высшее воинское звание в некоторых армиях.

Ополчение — войско из лиц, не состоящих на военной службе.

Партизаны — люди, добровольно взявшиеся за оружие, ведущие боевые действия на территории, занятой противником.

Поручик — офицерский чин в русской армии.

Уезды — области, на которые делились губернии.

Рассказ «Образование Самарской губернии». 1 час.

Открытие Самарской губернии. Краткий географический и этнический обзор новой губернии. Уезды. Губернатор К. К. Грот. Цивилизационные изменения в Самарской губернии и в губернском центре. Герб Самарской губернии.

Термины:

Андреевская лента — лента голубого цвета в гербах губернских городов и для ордена Святого Андрея Первозванного.

Волость — территория, состоявшая из нескольких сёл и деревень с окружающей их землей; несколько волостей составляли уезд.

Гимназия — общеобразовательное среднее учебное заведение.

Квартал — часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами.

Колонисты — переселенцы из другой местности или государства.

Проценты — плата за пользование взятыми взаймы деньгами. Типография — учреждение для печатания книг, газет, журналов.

Даты: 1851 г. – основание Самарской губернии.

Рассказ «Хлебный край». 1 час.

Самарский край как центр производства зерна и торговли хлебом в России. Путь хлебных зёрен от поля до потребителя. Самара – центр хлеботорговли. Конкурентное преимущество самарских купцов.

Термины:

Баржа — грузовое судно, которое перемещается буксиром или толкачом. Обмолот — извлечение зерна из колоса.

Рассказ «Труженица Волга. Бурлаки и пароходы». 1 час.

Волга – древний торговый путь. Состав бурлацкой артели. Бурлацкий труд. Трудовая основа песни «Дубинушка». Картина Репина «Бурлаки на Волге». Буксирные пароходы. Речное пассажирское сообщение. Говорящие названия волжских пароходов.

Термины:

Бечева — прочная верёвка, канат.

Лохань — деревянная посуда круглой или овальной формы с невысокими краями.

Даты: 1871 г. – посещение Самары императором Александром II.

Рассказ «Первый паровоз в Самарском крае». 1 час.

Начало строительства железных дорог в России в XIX веке. Вокзалы и железнодорожные ветки на правобережье и левобережье Самарского края. Сызранский мост через Волгу. Новый железнодорожный вокзал в Самаре.

Термины:

Инженер — учёный-строитель различного рода сооружений. Железнодорожная ветка — рельсовый путь для поездов.

Даты: 1880 г. – открытие Александровского (Сызранского) моста.

Рассказ «Городской голова Пётр Алабин». 1 час.

Краткие биографические сведения о П.В.Алабине. История Самарского знамени от идеи его создания до статуса национальной реликвии. Дела Алабина на благо Самары и Самарского края: театр, водопровод, публичная библиотека, музей, традиция празднования Дня города, книги по истории Самары и Самарского края.

Термины:

Арабеска — орнамент из стилизованных листьев, цветов, фигур, выполненный в восточном стиле.

Грот — неглубокая пещера с широким входом. Кирилл и Мефодий — братья-монахи, создатели славянской азбуки; причислены христианской церковью к лику святых.

Древко — длинный шест, на который навешивается полотнище знамени, флага, насаживается острие копья.

Полотнище — большой широкий кусок материи.

Османская империя — государство, сложившееся в XV (15-м) веке в результате завоеваний турок-османов и распавшееся в начале XX (20-го) века.

Ополченец — участник ополчения.

Оранжерея — застеклённое помещение для выращивания и содержания растений.

Эмаль — стекловидная бесцветная масса, окрашиваемая в различные цвета. Эскиз — предварительный набросок рисунка, картины.

Даты: 1876 г. – создание Самарского знамени. 1877 г. – вручение Самарского знамени болгарским ополченцам.

Рассказ «Технический прогресс в жизни горожан». 1 час.

Человек и технический прогресс. Первые телефоны в России и Самаре. Синематограф в Самаре. Первые автомобили в Самаре.

Термины:

Интерьер — внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Синематограф — название кинематографа в первые годы его существования, прибор для демонстрации на экране движущихся картин, а также помещение, театр для публичной демонстрации таких картин.

Рассказ «Самарский край в годы войн и революций». 2 часа. Революционные выступления в городах и селах Самарской губернии. Жители Самарской губернии в годы Первой мировой войны. Революционный 1917 год. В.И. Ленин и Самара. Революционную власть в Самаре. В.В. Куйбышев. Гражданская война на территории Самарского края. Электрификация России и самарец Г.М. Кржижановский. Борьба с неграмотностью и развитие системы образования в Самарском крае в 20 – 30-е гг. XX века.

Термины:

Госпиталь — больница (чаще военная).

Династия — правители, которые принадлежат к одной семье и возглавляют государство друг за другом (сын за отцом, младший брат за старшим). Институт — специальные учебные заведения, где получают высшее образование.

Помещик — землевладелец.

Реальное училище — среднее учебное заведение, в котором упор делался на преподавании естественных и точных наук (математика, ботаника, зоология и другие).

Республика — форма правления, при которой верховную власть в стране выбирает народ.

Революция — внезапная перемена, переворот в жизни общества.

Экзамен — проверка знаний по какому-либо учебному предмету. Электрификация — переход к использованию электричества взамен других видов энергии (например, пара).

Энергетик — специалист по разным видам энергии.

Даты: 1935-1991 гг. – город Самара именуется Куйбышевом.

Рассказ «Война народная, священная война». 2 часа.

Великая Отечественная война. Наши земляки-герои на фронтах войны и увековечение их имен. Куйбышев – запасная столица. Военный парад в г. Куйбышеве 7 ноября 1941г. Бункер Сталина. Промышленный район Безымянка. Производство штурмовиков Ил-2. Памятник Ил-2 в Самаре. Заводы Куйбышевской области – для фронта. Героический труд взрослых и подростков. Переселенцы и госпитали в Куйбышевской области. Героический лётчик Алексей Маресьев в Куйбышеве. Повседневная жизнь людей в годы войны. Диктор Юрий Левитан в Куйбышеве.

Термины:

Беженцы — люди, покинувшие место проживания из-за войны.

Бункер — бетонированное подземное укрытие, убежище.

Диверсант — военный, который разрушает, выводит из строя объекты военного и государственного значения в тылу противника.

Диктор — работник радиовещания или телевидения, читающий текст перед микрофоном.

Совинформбюро (Советское информационное бюро) — информационное бюро, которое в годы Великой Отечественной войны информировало население о положении на фронтах.

Капитуляция — прекращение военных действий и сдача победителю на условиях, им предъявленных.

Магистраль — широкая и прямая городская улица, обычно с интенсивным 13 движением по ней транспорта.

Продовольственный паёк — количество продуктов питания, выдаваемое на определённый срок (например, на день, неделю, месяц).

Полигон — место, где роисходят артиллерийские учения, пальба из орудий. Постамент — основание памятника.

Призывник — человек, который призывается на военную службу. Штурмовик — боевой самолёт для атаки наземных целей.

Эвакуация — организованный вывоз населения и имущества в случае опасности во время военных действий или стихийных бедствий.

Даты: 7 ноября 1941 г. – проведение военного парада в г. Куйбышеве.

Рассказ «Большие стройки XX (20-го) века». 2 часа.

XX век – век развития техники и гигантских строек. Строительство Жигулёвской ГЭС. Волжский автомобильный завод. Шоколадная фабрика «Россия».

Термины:

Карьер — место добычи песка, камня.

Конвейер — устройство непрерывного действия для передвижения изделий от одного рабочего к другому.

Ралли-марафон — гонка на длинные дистанции по пересечённой местности, проходящая в течение нескольких дней.

Створ — место у реки, где производится измерение расхода воды и исследование водного режима реки.

Шлюз — сооружение на реке для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования.

Даты:

1957 г. – ввод в строй Жигулевской ГЭС.

1964 г. – переименование города Ставрополя-на-Волге в Тольятти.

1970 г. – ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗа).

Рассказ «Космическая столица». 2 часа.

Выдающийся учёный и конструктор С.П. Королёв. Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) и завод «Прогресс». Д.И. Козлов – конструктор ракетно-космической техники. Космонавт Юрий Гагарин в Куйбышеве до и после полета. Космонавты – уроженцы Самарского края. Музейновыставочный центр «Самара Космическая». Конструктор ракетных двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Современная Самара – один из центров российской космонавтики. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва: подготовка специалистов космической отрасли.

Термины:

Бюст — скульптурное изображение человека по грудь или по пояс. Краеугольный камень — основа, база, фундамент.

Эксперимент — научный опыт.

Даты: 12 апреля 1961 г. – прибытие первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина после космического полета в Куйбышев.

Рассказ «Мировой футбол в Самаре». 1 час.

Первые футбольные матчи в Самаре. Команда «Крылья Советов». Подготовка к чемпионату мира по футболу: строительство стадиона «Самара Арена» и нового терминала аэропорта, реконструкция дорожной инфраструктуры. Создание комфортной городской среды. Прием болельщиков и организация футбольных матчей и трансляций. Имидж страны и Самарского края.

Термины:

Диаметр — прямая линия, проходящая через центр круга или шара и соединяющая две противоположные точки окружности.

Капсула — герметически закрытый контейнер.

Талисман — предмет, приносящий счастье, удачу.

Терминал — здание в аэропорту, где пассажиры покупают билеты, сдают и получают багаж, проходят через охрану, ждут посадки в самолёты.

Даты: 2018 г. – в Самаре проводятся матчи Чемпионата мира по футболу.

Рассказ, который ты напишешь сам. 1 час.

Повторение и обобщение изученного материала. Квест-игра «Из прошлого в настоящее Самарского края».

Итоговое повторение – 1час.

Систематизация изученного материала по истории Самарского края. Презентация проекта, подготовленного по одной из предложенных в учебном пособии тем.

Резерв – 1 час.

Организация экскурсии.

Тематическое планирование

№ урока

Темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

Введение. Край, в котором ты живешь.

1

Знакомиться с новым учебником, новым учебным курсом, читать обращение губернатора, рассуждать, зачем нужно изучать историю родного края, изучать условные обозначения, навигацию учебника, определять по содержанию планируемые результаты изучения данного курса.

2

Реки Волга и Самара.

Изучать информацию в учебнике, рассматривать карту Самарской области, находить на ней основные города и села, рассказывать легенду, о происхождении названия реки Волги, проводить учебное исследование о происхождении названия рек, отвечать на вопросы, анализировать, обобщать изученный материал

3

Жигули — природная жемчужина Самарского края.

Изучать информацию в учебнике, рассматривать карту Самарской Луки, иллюстрации к параграфу, заполнять таблицу о легендах жигулевских гор, работать с эпиграфом и словарем, готовить проект «Достопримечательности Самарской Луки».

4

Волжская пристань Сомар (Самар).

Читать текст параграфа, проводить сравнительный анализ старинных карт, вычислять площадь портулана, работать со словарем, отвечать на вопросы к параграфу.

5

Битва на Кондурче.

Читать текст параграфа, работать с информацией, со словарем и эпиграфом, пересказывать по предложенному плану.

6

Предсказание метрополита Алексия.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, расшифровывать предсказание святителя Алексия о городе Самаре, работать с иллюстрациями.

7

Волжская вольница.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, расшифровывать предсказание святителя Алексия о городе Самаре, работать с иллюстрациями.

8

Князь Засекин – основатель крепости Самара.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, рисовать изображение крепости, готовить рассказ о князе Григории Засекине, рассматривать фотографии памятника и барельефа на нем, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать со словарем.

9

Степан Разин в Среднем Поволжье.

Читать текст параграфа, рассматривать иллюстрации и готовить словесный портрет Степана Разина, читать и анализировать стихотворение А. Навроцкого «Утес Стеньки Разина», работать над проектом «Степан Разин: легенды и сказания».

10

Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, составлять рассказы о рыбном и соляном промыслах, работать с картой и иллюстрациями к параграфу, анализировать информацию, делать выводы.

11

Пётр I и Самарский край.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, проводить учебное исследование, используя дополнительные источники информации, проводить сравнительный анализ описания Самары, сделанное различными авторами.

12

Василий Татищев и Оренбургская экспедиция.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, составлять рассказ о жизни и деятельности В.Н. Татищева в Самарском крае, готовить электронную презентацию.

13

Мятежные крепости Самарского края.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить рассказ о сражении за Самару, работать с картой, находить на ней населенные пункты, связанные с восстанием Е. Пугачева, анализировать информацию, делать выводы.

14

Гербы городов: учимся понимать символы родной земли.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, анализировать изображения гербов, проводить учебное исследование и заполнять 18 таблицу, описывая, что символизируют гербы городов Самарского края.

15

Самарцы в Отечественной войне 1812 года.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, эпиграфом, проводить учебное исследование и готовить рассказы о земляках, принимавших участие и отличившихся в боях с французами.

16

Самарцы в Отечественной войне 1812 года.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, эпиграфом, проводить учебное исследование и готовить рассказы о земляках, принимавших участие и отличившихся в боях с французами.

17

Образование Самарской губернии.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, эпиграфом, анализировать информацию, делать выводы, дополнять схему административного устройства Самарской губернии, изучать герб.

18

Хлебный край.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, анализировать полученную информацию, делать выводы.

19

Труженица Волга. Бурлаки и пароходы.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, эпиграфом, анализировать информацию о труде бурлаков, рассматривать картину Репина «Бурлаки на Волге», прослушивать песню «Дубинушка», готовить устные сообщения о тяжелом труде бурлаков.

20

Первый паровоз в Самарском крае.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, рассматривать иллюстрации к параграфу, готовить устные сообщения о строительстве Сызранского моста, сравнивать изменения, произошедшие на железной дороге за два века

21

Городской голова Пётр Алабин.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, рассуждать, заполнять таблицу о деятельности П. Алабина на благо Самары и Самарского края, рассказывать о проведении Дня города, поселка, в котором принимали участие.

22

Технический прогресс в жизни горожан.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить исследовательский проект «Развитие техники в Самарском крае в конце XIX – начале XX века».

23

Самарский край в годы войн и революций.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, анализировать информацию, проводить исследование о событиях того времени в крае, готовить сообщения с электронной презентацией об исторических лицах, связанных в этот период с Самарским краем.

24

Самарский край в годы войн и революций.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, анализировать информацию, проводить исследование о событиях того времени в крае, готовить сообщения с электронной презентацией об исторических лицах, связанных в этот период с Самарским краем.

25

Война народная, священная война.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить устные сообщения о земляках – участниках Великой отечественной войны, рассказывать об участии в акции «Бессмертный полк», рассматривать иллюстрации, изучать схему «Бункера Сталина», проводить исследование о названиях улиц, посвященных героям Великой Отечественной войны.

26

Война народная, священная война.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить устные сообщения о земляках – участниках Великой отечественной войны, рассказывать об участии в акции «Бессмертный полк», рассматривать иллюстрации, изучать схему «Бункера Сталина», проводить исследование о названиях улиц, посвященных героям Великой Отечественной войны.

27

Большие стройки XX (20 – го) века.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, заполнять таблицу о больших стройках XX века на территории Самарского края, готовить сообщение о земляках, участвовавших в строительстве.

28

Большие стройки XX (20 – го) века.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, заполнять таблицу о больших стройках XX века на территории Самарского края, готовить сообщение о земляках, участвовавших в строительстве.

29

Космическая столица.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить устные сообщения о космонавтах – уроженцах Самарского края, совершать экскурсию в Музейно-выставочный центр «Самара Космическая».

30

Космическая столица.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, готовить устные сообщения о космонавтах – уроженцах Самарского края, совершать экскурсию в Музейно-выставочный центр «Самара Космическая».

31

Мировой футбол в Самаре.

Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, иллюстрациями, готовить устные сообщения об истории Самарского футбола, делиться впечатлениями, готовить рассказ на тему «Я - болельщик чемпионата мира по футболу 2018 года».

32

Рассказ, который ты напишешь сам.

Проведение квест-игры «Из прошлого в настоящее Самарского края», целью которой является: повторить и обобщить изученный материал.

33

Итоговое повторение.

Презентация проекта, подготовленного по одной из предложенных в учебном пособии тем.

34

Экскурсия по городу Самара.

Презентация проекта, подготовленного по одной из предложенных в учебном пособии тем.


Темы
Введение

 Край, в котором ты живешь. Его история в новом учебном курсе.
Знакомиться с новым учебником, новым учебным курсом, читать обращение
губернатора, рассуждать, зачем нужно изучать историю родного края, изучать
условные обозначения, навигациюучебника, определять по содержанию
планируемые результаты изучения данного курса.


Реки Волга и Самара

1 Река Волга, ее географические характеристики. Река Самара.
Междуречье Волги и Самары.
Изучать информацию в учебнике, рассматривать карту Самарской области,
находить на ней основные города и села, рассказывать легенду о происхождении названия реки Волга, проводить учебное исследование о происхождении названий рек, отвечать на вопросы, анализировать,
обобщать изученный материал.


Жигули — природная жемчужина Самарского края

2 Самарская лука. Геологические древности Жигулевских гор.

«Жигулёвская кругосветка». Природные памятники
Самарской луки.
Изучать информацию в учебнике, рассматривать карту Самарской Луки,
иллюстрации к параграфу, заполнять таблицу о легендах Жигулевских гор,
работать с эпиграфом и словарем, готовить проект
«Достопримечательности Самарской Луки».

Волжская пристань Сомар (Самар)

3 Волжская пристань Сомар на карте братьев Пиццигано. Волжская пристань
Самар на карте Фра Мауро.
Читать текст параграфа, проводить сравнительный анализ старинных карт,
вычислять площадь портулана, работать со словарем, отвечать на вопросы к
параграфу.


Битва на Кондурче

4 Самарский край в составе Золотой Орды.
Хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир Самарканда Тимур (Тамерлан). Сражение
армий Тохтамыша и Тимура на Кондурче.
Читать текст параграфа, работать с информацией, со словарем и эпиграфом,
пересказывать по предложенному плану.


Предсказание митрополита Алексия
5 Легенда о предсказании святителя Алексия. Алексий – небесный
покровитель Самары.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, расшифровывать
предсказание святителя Алексия о городе Самара, работать с иллюстрациями.


Волжская вольница

6 Волжская вольница: национальный и социальный состав, занятия, средства
перемещения. Атаманы волжской вольницы. Самарские топонимы и
гидронимы, связанные с волжской вольницей.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, готовить план
пересказа о волжской вольнице, рассматривать иллюстрации, исследовать Самарские топонимы и гидронимы, связанные с казачьей вольницей.


Князь Засекин — основатель крепости Самара
7 Политика Русского государства на восточных границах. Волжский торговый
путь. Биография Григория Засекина. Строительство крепости Самара.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, рисовать
изображение крепости, готовить рассказ о князе Григории Засекине,
рассматривать фотографии памятника и барельефа на нем, рассуждать,
анализировать, делать выводы, работать со словарем.

Степан Разин в Среднем Поволжье
8 Разинцы в Самаре и на Самарской луке. Народные предания о Разине и его
соратниках. Имя Разина в названиях улиц городов и сел. Природные памятники
разинцам.
Читать текст параграфа, рассматривать иллюстрации и готовить словесный
портрет Степана Разина, читать и анализировать стихотворение
А.Навроцкого «Утес Стеньки Разина», работать над проектом «Степан Разин:
легенды и сказания».


Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки
9 Рыбный промысел: способы ловли, заготовка и транспортировка рыбы.
Соляной промысел на Самарской луке. Технология добычи соли.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, составлять рассказы о рыбном и соляном промыслах, работать с картой и иллюстрациями к параграфу, анализировать информацию, делать
выводы.


Пётр I и Самарский край
10 Переименование Самары из крепости в город. Азовский поход Петра I. Корнелий де Бруин о Самаре 1703 года. Посещение Самары императором Петром I в 1722 году. Добыча серы в Самарском крае.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, проводить учебное исследование, используя дополнительные источники информации, проводить сравнительный анализ описания Самары, сделанное различными авторами.
Василий Татищев и Оренбургская экспедиция
11 Государственная задача освоения заволжских земель. Оренбургская
экспедиция: ее начальники и деятельность. Основание Ставрополя-наВолге. Увековечение памяти Татищева в Тольятти.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, составлять рассказ о жизни и деятельности В.Н. Татищева в
Самарском крае, готовить электронную презентацию.


Мятежные крепости Самарского края
12 Предводитель народного восстания Емельян Пугачев. Отряд атамана Арапова в Самаре. Поражение пугачевцев под Самарой и захват Самары отрядом правительственных войск.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, готовить рассказ о сражении за Самару, работать с картой, находить на ней населенные пункты, связанные с восстанием Е. Пугачева, анализировать
информацию, делать выводы.


Гербы городов: учимся понимать символы родной земли
13 Структура герба города. Герб города  Сызрань. Герб города Тольятти. Герб
города Самара.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, анализировать изображения гербов, проводить учебное исследование
и заполнять таблицу, описывая, что символизируют гербы городов Самарского края.


Самарцы в Отечественной войне 1812 года
14 Самарцы – участники боев с французами в составе русской армии. Денис Давыдов в Сызранском уезде. Самарцы в Симбирском ополчении. Самарский
городничий Иван Алексеевич Второв.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, эпиграфом, проводить учебное исследование и готовить рассказы о
земляках, принимавших участие и отличившихся в боях с французами.


Образование Самарской губернии
15 Открытие Самарской губернии. Губернатор К. К. Грот. Цивилизационные
изменения в Самарской губернии и в губернском центре. Герб Самарской
губернии.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, эпиграфом, анализировать информацию, делать выводы, дополнять
схему административного устройства Самарской губернии, изучать герб.


Хлебный край

16 Самарский край как центр производства зерна и торговли хлебом в России. Самара – центр хлеботорговли.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, анализировать полученную информацию, делать выводы.


Труженица Волга. Бурлаки и пароходы
17 Волга – древний торговый путь. Бурлацкий труд. Трудовая основа песни

«Дубинушка». Картина Репина «Бурлаки на Волге». Буксирные пароходы. Речное пассажирское сообщение.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, эпиграфом, анализировать информацию о труде бурлаков,
рассматривать картину Репина «Бурлаки на Волге», прослушивать песню
«Дубинушка», готовить устные сообщения о тяжелом труде бурлаков.


Первый паровоз в Самарском крае
18 Начало строительства железных дорог в России в XIX веке. Вокзалы и
железнодорожные ветки на правобережье и левобережье Самарского края.
Сызранский мост через Волгу. Новый железнодорожный вокзал в Самаре.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, рассматривать иллюстрации к параграфу, готовить устные сообщения о строительстве Сызранского моста, сравнивать изменения, произошедшие на
железной дороге за два века.


Городской голова Пётр Алабин
19 Краткие биографические сведения о П.В.Алабине. История Самарского
знамени от идеи его создания до статуса национальной реликвии. Дела Алабина на благо Самары и Самарского края.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, рассуждать, заполнять таблицу о деятельности П.В.Алабина на благо
Самары и Самарского края, рассказывать о проведении Дня города, поселка, в
котором принимали участие.


Технический прогресс в жизни горожан
20 Человек и технический прогресс. Первые телефоны в России и Самаре.
Синематограф в Самаре. Первые автомобили в Самаре.
Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, готовить исследовательский проект «Развитие техники в Самарском
крае в конце XIX – начале XX века».


Самарский край в годы войн и революций
21 Революционные выступления в городах и селах Самарской губернии. Жители Самарской губернии в годы Первой мировой войны. Революционный 1917 год. В.И.Ленин и Самара. В.В. Куйбышев в Самаре. Гражданская война на
территории Самарского края
. Самарец Г.М.Кржижановский. Борьба с
неграмотностью и развитие системы  образования в Самарском крае в 20 – 30-е
гг. XX века.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, анализировать информацию, проводить исследование о событиях того времени в крае, готовить сообщения с электронной презентацией об
исторических лицах, связанных в этот период с Самарским краем.


Война народная, священная война
22 Великая Отечественная война. Наши земляки-герои на фронтах войны и
увековечение их имен. Куйбышев – запасная столица. Промышленный район
Безымянка. Заводы Куйбышевской области – для фронта. Героический труд
взрослых и подростков. Переселенцы и госпитали в Куйбышевской области.

Повседневная жизнь людей в годы войны.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, готовить устные сообщения о земляках – участниках Великой
отечественной войны, рассказывать об участии в акции «Бессмертный полк»,
рассматривать иллюстрации, изучать схему «Бункера Сталина», проводить
исследование названий улиц, посвященных героям Великой Отечественной войны.


Большие стройки XX (20-го) века
23  XX век – век развития техники и гигантских строек. Строительство
Жигулёвской ГЭС. Волжский автомобильный завод. Шоколадная
фабрика «Россия».


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, заполнять таблицу о больших стройках XX века на территории
Самарского края, готовить сообщение о земляках, участвовавших в
строительстве.


Космическая столица

 24 Выдающийся учёный и конструктор С.П.Королёв. Центральное
специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) и завод «Прогресс».
Д.И.Козлов – конструктор ракетнокосмической техники. Космонавт Юрий

Гагарин в Куйбышеве. Космонавты –
уроженцы Самарского края. Музейновыставочный центр «Самара
Космическая». Конструктор ракетных двигателей Николай Дмитриевич
Кузнецов. Современная Самара – один из центров российской космонавтики.
Самарский национальный исследовательский университет имени
академика С. П. Королёва.


Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со
словарем, готовить устные сообщения о космонавтах – уроженцах Самарского
края, совершать экскурсию в Музейно-выставочный центр «Самара Космическая».


Мировой футбол в Самаре

25 Читать текст параграфа, отвечать на поставленные вопросы, работать со словарем, иллюстрациями, готовить устные сообщения об истории Самарского футбола, делиться впечатлениями, готовить рассказ на тему «Я - болельщик чемпионата мира по футболу 2018 года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

Рабочая программа "Рассказы по истории Самарского края"

Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Рассказы по истории Самарского края »

Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...

Внеурочное занятие по курсу «Рассказы по истории Самарского края». 4 класс. Тема: «Петр первый и Самарский край».

Материал содержит конспект внеурочного занятия по курсу "Рассказы по истории Самарского края" на тему "Петр1 и Самарский край"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Рассказы по истории Самарского края"

Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края" разработана  с учетом возрастных особенностей.Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но...