Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
календарно-тематическое планирование

Загаина Наталья Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края" разработана  с учетом возрастных особенностей.Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Кузбасса». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochke.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ишимская основная общеобразовательная школа»

                                                Утверждена

                                                      Приказом № __

                                                                 От «_________»2019г.

                                           Директор:

                                                                             _____________ Л.В.Антонова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию

«История родного края»

(«Историческое краеведение Кемеровской области»)

4 класс

                                                                            Составитель: Загаина Н.А.

                                                                                 Учитель начальных классов

                                        Рассмотрена

                                                           педагогическим советом

                                                                             протокол от «___________» 2019г

Ишим

2019

Программа четвертого класса содержит пятьразделов: «Город Кемерово», «Наша область», «Мифы и легенды Кузбасса». «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1

Наш город

14

2

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

28

3

Мифы и легенды Кузбасса

12

4

Люди нашего края

10

5

Итоговое занятие

4

Итого:

68

Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Кузбасса». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Дата

№у\т

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Город Кемерово- 14 часов

04.09

1-2

Этапы становления города Кемерова: село Щеглово-город Щегловск- город Кемерово – Кемеровская область

Фронтальная беседа

11.09

3-4

Путешествие в средний город

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой.

18.09

5-6

Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов города.

25.09

7-8

Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультативная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

02.10

9-10

Музеи в городе Кемерово

Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию.

09.10

11-12

Улицы, названные в честь великих людей и великих событий.

Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах названных в честь великих людей и великих событий.

16.10

13-14

Памятные места в городе Кемерово

 Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах города.

Наша область  - 28 часов

23.10

15-16

1-2

Границы Кемеровской области. Причины ее образования.

Фронтальная беседа о причинах образования Кемеровской области. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. Кроссворд «Кузбасс»)

30.10

17-18

3-4

Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой)

13.11

19-20

5-6

Население Кемеровской области. Народности Кузбасса.

Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?»

20.11

21-22

7-8

Просмотр видеофильма о музее «Томская писаница».

27.11

23-24

9-10

Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультативная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

04.12

25-26

11-12

История заселения и освоения Земли Кузнецкой. Памятники древности.

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Кузнецкой, памятниках древности. Конкурс «Узнай город»

11.12

27-28

13-14

Создание проекта «Памятники древности земли Кзнецкой»

Практическая работа

18.12

29-30

15-16

Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга.

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой, нахождение на физической карте Кемеровской области горные системы и равнинные территории. Работа с контурной картой. Найти отличия.

25.12

31-32

17-18

Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области.

Формирование представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов. Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте.

15.01

33-34

19-20

Водные ресурсы. Типы питания рек. Определения рек нашего региона.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой.

22.01

35-36

21-22

Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга.

Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира степи, горной тундры и альпийского луга.

29.01

37-38

23-24

Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов.

Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультативная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему «Как мы можем защитить лес»

05.02

39-40

25-26

Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные.

Беседа по содеожанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику таежных, горно-таежных, степных и лесостепных животных.

12.02

41-42

27-28

Животный мир. Пресмыкающиеся . охрана и восстановление животного мира Кузбасса.

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.

Мифы и легенды Кузбасса – 12 часов

19.02

43-44

1-2

Йети в Горной Шории: вымысел или реальность?

Фронтальная беседа. Практическая работа: моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Работа со свежей прессой. Обзор периодической печати по теме.

26.02

45-46

3-4

Как легенды о кузбасском снежном человеке сказались на развитии культуры в нашем регионе.

Фронтальная беседа. Практическая работа: работа со свежей прессой. Дискуссия.

04.03

47-48

5-6

Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Йети?)

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме. Обзор периодической печати по теме. Защита проекта.

11.03

49-50

7-8

Мифы нашего края: НЛО в Осинниках, золото Колчака, Тайга – соприкосновение двух миров, Мертвая царевна в Тисульском селе.

Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. Обзор периодической печати по теме.

18.03

51-52

9-10

«Шестаковские болота» (Чебулинский район)- уникальное захоронение скелетов достоисторических ящуров, так называемое «Кладбище динозавров»

Фронтальная беседа. Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия. Работа со свежей прессой. Обзор периодической печати.

01.04

53-54

11-12

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация)

Люди нашего края- 10 часов

08.04

55-56

1-2

Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями. Произведения для детей: Береснева, Шумилова, Фадеевой, Матвеева и др. Издания Союза писателей Кузбасса (выступление обучающихся на уроке)

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, презентация на тему: «Поэты и писатели нашего края»)

15.04

57-58

3-4

Заслуженные и известные артисты Кемеровской области.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах Кемеровской области.

22.04

59-60

5-6

Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках Кемеровской области.

29.04

61-62

7-8

Экскурсия в музей искусств.

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится Кузбасс»

06.05

63-64

9-10

Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. профессии  и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)

 Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, презентация на тему: «Трудовые династии» текст «Люди земли Кузнецкой»

Итоговые занятия 4 часа

13.05

65-66

1-2

Научно-практическая конференция «Кузбасс – мой край родной»

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультативная работа. Защита собственных исследовательских работ.

20.05

67-68

3-4

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа в группах, в парах. Защита проектов.

Итого:68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

рабочая программа по литературе родного края

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...