Рабочая программа с КТП по интегрированному курсу Мир профессий (УМК "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру

Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования

(в        соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред.от 31.12.2015 № 1576), утвержденной приказом

МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2019 № 409

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область: обществознание и естествознание

Учебный предмет: Мир профессий

Класс: 1-4

Учитель: Назмиева Н. Ю.

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Интегрированный курс «Мир профессий»

Пояснительная записка.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

          О множестве профессий школьники практически не имеют информации. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Знакомство с миром профессий в школе начинается с 1 класса интегрировано с предметами «Окружающий мир», «Трудовое обучение», «Литературное чтение» и «Изобразительное искусство».

        Программа курса направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

          Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.                  

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития.

Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Задачи программы:

  • формировать положительное отношение к труду и людям труда  
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией 
  • воспитывать уважение к рабочему человеку.

Планируемые результаты

В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Учащиеся должны знать:

- Значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии

- Понятие «профессия» и «профессиональная деятельность»

Учащиеся должны уметь:

- Соотносить свои индивидуально-психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии

- Составлять свой личный профессиональный план быстро его менять

- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования

 Ожидаемые результаты:

- Осознанное профессиональное самоопределение учащихся

- Знание своих психологических и психофизических особенностей

- Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону

- Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации

- Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

Содержание программы. Общая характеристика программы.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Тематическое планирование

1 класс - 33 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Раздел 1. Человек - человек

11 часов

Раздел 2. Человек - техника

7 часов

Раздел 3. Человек - природа

11 часов

Раздел 4. Человек - знак

1 час

Раздел 5. Художественный образ

3 часа

 Тематическое планирование

2 класс - 34 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Человек - человек

9 часов

2

Раздел 2. Человек - техника

 5 часов

3

Раздел 3. Человек - природа

5 часов

4

Раздел 4. Человек - знак

7 часов

5

Раздел 5. Художественный образ

8 часов

Тематическое планирование

3 класс - 34 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Человек - человек

6 часов

2

Раздел 2. Человек - техника

9 часов

3

Раздел 3. Человек - природа

4 часа

4

Раздел 4. Человек - знак

4часа

5

Раздел 5. Художественный образ

11 часов

Тематическое планирование

4 класс - 34 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

  1

Раздел 1. Человек - человек

11 часов

2

Раздел 2. Человек - техника

6 часов

3

Раздел 3. Человек - природа

7 часов

4

Раздел 4. Человек - знак

3 часа

5

Раздел 5. Художественный образ

7 часов

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Мир профессий» 1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Человек – человек 11 часов

Профессия - спасатель

Окружающий мир

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

Почтальон

Окружающий мир

Как путешествует письмо?

Модельер, швея, портниха

Окружающий мир

Когда появилась одежда?

Кем быть? Каким быть?

Окружающий мир

Когда мы станем взрослыми?

Дворник

Технология

Рукотворный и природный мир города

Кондитер – кто это

Технология

В мастерской кондитера

Кто создаёт праздники?

Технология

Праздники и традиции весны. Какие они?

Флорист- составитель букетов

Изобразительное искусство

Цветы

Весёлый портняжка

Изобразительное искусство

Как украшает себя человек

Профессия моих родителей

Литературное чтение

К.Д. Ушинский «Солнце и радуга»; В.А. Жуковский «Загадка»..

Хлеб – всему голова

Литературное чтение

С.Я. Маршак «Дождь»; Л.Н. Конырев  «В полях …».

Раздел 2. Человек – техника 7 часов

Высоко в облаках

Окружающий мир

Что у нас над головой?

Энергетик, электрик, электромонтёр

Окружающий мир

Откуда в наш дом приходит электричество?

Космическое путешествие

Окружающий мир

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Рукодельница

Технология

Вышивка. Для чего она нужна?

Работники ткацкой фабрики

Технология

Мир тканей. Для чего нужны ткани?

Агроном

Литературное чтение

Н.А. Кончаловская «Про овощи»; О.Е. Григорьев «Человек с зонтом».

Профессия шофёр

Литературное чтение

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Раздел 3. Человек – природа 11 часов

У бабушки в деревне

Окружающий мир

Что у нас под ногами?

Мастер-цветовод

Окружающий мир

Что растёт на клумбе?

Метеоролог

Окружающий мир

Где живут белые медведи?

Учёные -энтомологи

Изобразительное искусство

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Учёные - ихтиологи

Изобразительное искусство

Красивые рыбы. Монотипия.

Учёные - орнитологи

Изобразительное искусство

Украшение птиц. Объёмная аппликация

Ловись, рыбка!

Литературное чтение

А.С.  Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные [р], [р]. Буквы Р,р.

Кто лечит животных?

Литературное чтение

О братьях наших меньших. Звуки [з], [з]. Буквы З,з.

Садовник

Литературное чтение

Сад, садовые растения. Чтение тестов с буквой Я

Профессия кинолог

Литературное чтение

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак»

Труженики леса

Литературное чтение

Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж»

Раздел 4. Человек – знак 1 час

Программист – кто это?

Окружающий мир

Что умеет компьютер?

Раздел 5. Художественный образ 3 часа

Художник

Изобразительное искусство

Изображение всюду вокруг нас

Работники музеев

Изобразительное искусство

Художники и зрители

Архитектор

Изобразительное искусство

Дома бывают разные

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Мир профессий» 2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Человек – человек 9 часов

Военные профессии

Технология

День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии

Музыкант

Литературное чтение

Способы передачи настроения героя Описание «ощущения »героя В.В.Лунин «Музыка»

Все профессии важны

Окружающий мир

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Кто работает в нашей поликлинике

Окружающий мир

Если хочешь быть здоров

ДПС- что это?

Окружающий мир

Школа пешехода

Осторожно- пожар!

Окружающий мир

Пожар

МЧС – как расшифровать?

Окружающий мир

На воде и в лесу

Экскурсовод

Окружающий мир

Путешествие по Москве

Путешествуем с фотоаппаратом

Окружающий мир

Путешествие по планете

Раздел 2. Человек – техника 5 часов

Кто изготавливает игрушки?

Технология

Какой секрет у подвижных игрушек?

На шпульной фабрике

Технология

Какие бывают нитки? Как они используются?

Профессии города и села

Окружающий мир

Город и село

Профессия нефтяник

Окружающий мир

Заглянем в кладовые Земли

Строительные профессии

Окружающий мир

Как построить дом

Раздел 3. Человек – природа 5 часов

Анималист

Изобразительное искусство

Изображение характера животных

Работники зоопарка

Технология

Наши проекты. Африканская Саванна

Тракторист

Литературное чтение

Скрытый смысл. Поучение в сказке - притче К.Д.Ушинский «Два плуга»

Метеорология

Окружающий мир

Что такое погода

Зоолог

Окружающий мир

Какие бывают животные

Раздел 4. Человек – знак 7 часов

Библиотекарь

Литературное чтение

Библиотечный урок. Определение содержания книги по её элементам. Знакомство с каталогом библиотеки

Лесник

Литературное чтение

Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных.

Кто наблюдает за звёздами

Окружающий мир

Звёздное небо

Агроном- кто это

Окружающий мир

Дикорастущие и культурные растения

Экономист

Окружающий мир

Что такое экономика

Кто работает в школе

Окружающий мир

В школе

Географ

Окружающий мир

Формы земной поверхности

Раздел 5. Художественный образ 8 часов

Живописец

Изобразительное искусство

Белая и чёрная краски

Скульптор

Изобразительное искусство

Образ человека в скульптуре

Архитектор

Технология

Что интересно в работе архитектора?

Раскройщица ткани

Технология

Как ткань превращается в изделие? Лекало

Писатель

Литературное чтение

Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А. Черченко «Как рождается сказка?»

Маляр

Литературное чтение

Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро - весёлый маляр»

Режиссёр, актёр

Окружающий мир

Культура и образование

Артисты театра и кино

Окружающий мир

Мы – зрители и пассажиры

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Мир профессий» 3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Человек – человек 6 часов

Кто делает посуду?

Изобразительное искусство

Посуда у тебя дома

Строитель

Литературное чтение

Н. Абрамцева «Сказка  про старый дом»

Лесник

Литературное чтение

Е. Пермяк «Некрасивая елка»

Кто поможет, если ты заболеешь?

Окружающий мир

Здоровый образ жизни

Инспектор ГИБДД

Окружающий мир

Чтобы путь был счастливым

Какая бывает промышленность

Окружающий мир

Какая бывает промышленность

Раздел 2. Человек – техника 9 часов

Мастер - швея

Технология

История швейной машины

Крановщик, каменщик

Технология

Строительство и украшение дома

Изобретатели

Технология

Модели и конструкции

Кузнец

Изобразительное искусство

Ажурные ограды

Птичница

Литературное чтение

В. И. Белов «Диалог». Рассказы о всякой живности. Петух.

Почтальон

Литературное чтение

Первый урок. Ю.Н. Кушак  «Почтовая история».

Орнитолог

Литературное чтение

С. Островой «Загадочная птица»

Профессия шахтёр

Окружающий мир

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Маляр, штукатур

Изобразительное искусство

Обои и шторы у тебя дома

Раздел 3. Человек – природа 4 часа

Повар

Литературное чтение

О. Э. Мандельштам «Кухня».

Кто такие экологи

Окружающий мир

Что такое экология? Мир глазами эколога

Учёные зоологи

Окружающий мир

Охрана животных

Профессия геолог

Окружающий мир

Полезные ископаемые

Раздел 4. Человек – знак 4 часа

Программист, Сетевое обеспечение

Технология

Знакомимся с компьютером

Учитель

Литературное чтение

Н.Н. Носов «Федина задача»

Овощевод

Литературное чтение

А. Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Действия героя стихотворения

Химики

Окружающий мир

Тела, вещества, частицы

Раздел 5. Художественный образ 11 часов

Скульптор

Технология

Как работает скульптор

Детский дом творчества

Технология

Вышивка и вышивание

Дизайнер

Технология

Декорирование (украшение) готовых форм

Художник – декоратор. Филигрань и квиллинг

Технология

Художник - декоратор

В кукольном театре

Технология

Театральные куклы - марионетки

Художник в цирке

Изобразительное искусство

Художник в цирке

Художник в театре

Изобразительное искусство

Художник в театре

Кто оформляет афишу

Изобразительное искусство

Афиша, плакат

Как художник помогает сделать праздник

Изобразительное искусство

Как художник помогает сделать праздник

Работники музеев искусства

Изобразительное искусство

Музеи искусства

Известные портретист

Изобразительное искусство

Картина- портрет

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Мир профессий» 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Человек – человек 11 часов

Парикмахер

Изобразительное искусство

Красота человека (женский образ)

Древнерусские воины - защитники

Изобразительное искусство

Древнерусские воины - защитники

Учитель

Литературное чтение

Сцены из детской жизни. С. Чёрный. Приготовишка, М.Я. Бородицкая. Первоклассник, М.И. Цветаева. Наши царства, Л.Н. Толстой. Ивины

Кто шьёт одежду?

Технология

История одежды и текстильных материалов

Профессия наших пап

Технология

День защитника Отечества

Профессия наших мам

Технология

Весенние цветы

Звание военных 1812 г.

Окружающий мир

Отечественная война 1812 года

Звание военных в годы Великой Отечественной войны

Окружающий мир

Великая Отечественная война и Великая Победа

Кто такой юрист?

Окружающий мир

Основной закон России и права человека

Кто работает в суде?

Окружающий мир

Мы – граждане России

Кто работает в администрации города

Окружающий мир

Славные символы России

Раздел 2. Человек – техника 6 часов

Плотник

Изобразительное искусство

Образ традиционного русского дома (избы)

Мастер по дереву

Изобразительное искусство

Украшение деревянных построек и их значение

Изобретатель

Литературное чтение

Зачем и для кого.  В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке

Каким профессиям нужен компьютер

Технология

Создание текста на компьютере

Кто добывает полезные ископаемые

Окружающий мир

Наши подземные богатства

Кто летает в космос?

Окружающий мир

Страна, открывшая путь в космос

Раздел 3. Человек – природа 7 часов

Астроном

Окружающий мир

Мир глазами астронома

Географ

Окружающий мир

Мир глазами географа

Историк

Окружающий мир

Мир глазами историка

Эколог

Окружающий мир

Мир глазами эколога

Егерь

Окружающий мир

Леса России

Охотник, лесник

Литературное чтение

Почему человек и дерево – родственные души? А.А. Фет. Одинокий дуб.

Океанолог

Окружающий мир

У Чёрного моря

Раздел 4. Человек – знак 3 часа

Библиотекарь

Литературное чтение

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства». У. Эко. Имя Розы,  В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека…

Кто работает в архиве

Окружающий мир

Средние века: время рыцарей и замков

Корреспондент

Окружающий мир

Путешествие по России

Раздел 5. Художественный образ 7 часов

Русские поэты и писатели

Литературное чтение

Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. Детская библиотека, А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе», М.Я. Басина. В садах Лицея»

Композитор

Литературное чтение

Прелести детства. М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут,  С. Павлютина. Земляничный рай.

Воспитатель

Литературное чтение

Вводный урок. Дети и взрослые.

Кто создаёт рекламу

Технология

Реклама и маркетинг

Дизайнер

Технология

Упаковка для мелочей

Кто украшает помещения

Технология

Интерьеры разных времён

Модельер

Технология

Об истории школьной формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на  основе типовой программы «Школа 2100»...

Рабочая программа 1 вида по учебному курсу «Математика» для 1-го класса по программе Занкова

Рабочая программа 1 вида по учебному курсу "Математика" для 1-го класса по программе Занкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

Рабочая программа с КТП по интегрированному курсу Краеведение (УМК "Школа России")

Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образован...

Рабочая программа ПМ.01 «Выполнение штукатурных работ» для профессии 08.01.06

Рабочая программа ПМ.01 «Выполнение штукатурных работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08...

Рабочая программа ПМ.04 «Выполнение малярных работ» для профессии 08.01.06

Рабочая программа ПМ.04 «Выполнение малярных  работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Тропинка в профессию" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Тропинка в профессию" 1 класс...