Рабочая программа с КТП по интегрированному курсу Краеведение (УМК "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру

Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования

(в        соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред.от 31.12.2015 № 1576), утвержденной приказом

МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2019 № 409

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область: обществознание и естествознание  

Учебный предмет: Краеведение

Класс: 4

Учитель: Назмиева Н. Ю.

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Интегрированный курс «Краеведение»

Пояснительная записка.

Изучение интегрированного курса «краеведения» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Учащиеся младших классов получат знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях.

Изучение курса в школе начинается с 1 класса интегрировано с предметами «Окружающий мир», «Трудовое обучение», «Литературное чтение» и «Изобразительное искусство».

        Программа курса направлена на расширение кругозора младших школьников в изучении Югорского каря.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития.

Главная цель интегрированного курса «Краеведения» - формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2.        Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

3.        Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Планируемые результаты

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Югорского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Югорского края;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

        Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

        Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

        Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Югорского края, г. Когалыма;
  • описывать достопримечательности Югорского края и г. Когалыма;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Югорского края и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии

        Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах

Коммуникативные действия:

        Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

        Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

        

Содержание программы. Общая характеристика программы.

Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Земля, вода, растительный и животный мир - вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов.

Произведения фольклора (сказки, легенды, поговорки, приметы н т.д.), произведения местных поэтов и писателей - основной материал интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы». Материал вызывает интерес учащихся, представлен ярко, колоритно, лаконично. Тематика произведений близка детям по содержанию и логически взаимосвязана.

Задачи интегрированного курса «Краеведения» определяют его содержание и структуру.

Так, содержание курса в 1 классе составляют темы: «Введение», «Любовь к Отчизне окрыляет сердце», «Природа Югры», «Коренные народы Югры, их занятия и традиции».

Во 2 классе изучают темы: «Мир природы», «Традиции и быт народов Севера», «Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера».

Курс 3 класса включает темы: «Природа Югорского края», «Подземная кладовая Югры», «Земля и люди Югорского края», «Художники Югорского края».

Темы: «Моя земля - Югория», «Край таежных рек и озер», «Живая связь времен» составляют содержание курса в 4 классе.

Содержание и методика преподавания интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы» направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы. Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы, объяснения. Своеобразие содержания курса дает возможность применять такие нетрадиционные методы обучения, как встречи и беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Подведение итогов по интегрированному курсу «Краеведения» в 1 - 4 классах про водится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведённом наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни и быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведении праздника, конференции, деловой или имитационной игре, путешествие по станциям и др.

Тематическое планирование

1 класс - 33 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Раздел 1 «Ведение»

4

Раздел 2 «Любовь к отчизне окрыляет сердце»

7

Раздел  3. «Природа Югры»

13

Раздел 4. Коренные народы Югры, их занятия и традиции

9

2 класс - 34 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Раздел 1 «Ведение»

3

Раздел 2 «Любовь к отчизне окрыляет сердце»

9

Раздел  3. «Природа Югры»

15

Раздел 4. Коренные народы Югры, их занятия и традиции

7

3 класс - 34 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Раздел 1 «Ведение»

3

Раздел 2 «Любовь к отчизне окрыляет сердце»

9

Раздел  3. «Природа Югры»

15

Раздел 4. Коренные народы Югры, их занятия и традиции

7

4 класс - 34 часа

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Раздел 1 «Ведение»

7

Раздел 2 «Любовь к отчизне окрыляет сердце»

8

Раздел  3. «Природа Югры»

13

Раздел 4. Коренные народы Югры, их занятия и традиции

6

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Краеведение» 1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема, с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Введение.

Введение. Наш край.

Окружающий мир

Что такое Родина? (Урок путешествие)

Югра – единая семья.

Изобразительное искусство

Строим город.

Я – гражданин Когалыма

Окружающий мир

Проект «Мой класс и моя школа»

Растительный и животный мир Тюменской области.

Изобразительное искусство

Здравствуй лето! Урок любования (Обобщение темы)

Раздел 2. Любовь к отчизне окрыляет сердце

Хантыйский народный календарь.

Технология

Природные материалы. Как их соединить?

Сказки народов севера.

Окружающий мир

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Климатические особенности нашего края.

Изобразительное искусство

Времена года.

Короткое северное лето.

Окружающий мир

Как зимой помочь птицам?

Суровая зима нашего края.

Окружающий мир

Где зимую птицы?

Природные богатства нашего края.

Окружающий мир

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Хантыйская сказка о происхождении нефти.

Изобразительное искусство

Загадки, песни. Особенности жанров

Раздел 3. Природа Югры

Природа Югры.

Изобразительное искусство

Мастер изображения учит видеть.

Реки и озёра ХМАО

Окружающий мир

Куда текут реки?

Разнообразный мир животных Югры

Окружающий мир

Кто такие звери?

Разнообразный мир животных Югры. Птицы  

Окружающий мир

Кто такие птицы?

Красота окружающей природы.

Окружающий мир

Как живут растения?

Значение природы для человека, его влияние на природу

Литературное чтение

М.Я.Бородицкая «Зима сбежала за ворота»; Я.Л.Аким «Апрель».

Разнообразный мир животных Югры. Насекомые.

Окружающий мир

Кто такие насекомые?

Разнообразный мир животных Югры. Рыбы.

Окружающий мир

Кто такие рыбы?

Твоё отношение к природе. Красная книга Югры.

Окружающий мир

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Ягоды нашего края.

Литературное чтение

В.В. Бианки «Прилетела красавица…»;  К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Особенности растений нашего края.

Окружающий мир

Что общего у разных растений?

Взаимосвязь живого и растительного мира.

Технология

Природа и творчество. Природные материалы.

Значение природы для человека, его влияние на природу.

Окружающий мир

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Раздел 4. Коренные народы Югры и их традиции

Хантыйские игрушки

Литературное чтение

В.В. Лунин «Я видела чудо», «Весь дом волшебный».

Священные птицы народов севера.

Изобразительное искусство

Изображать можно в объёме

Оленеводство. Одно из главных занятий ханты и манси.

Изобразительное искусство

Праздник весны.

Трудовое воспитание в семье.

Технология

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны

Жилище народов севера.

Изобразительное искусство

Постройки в нашей жизни.

Рыболовство. Одно из главных занятий ханты и манси.

Технология

Материалы для лепки. Что может пластилин.

Традиционная одежда народов Югры.

Технология

Ножницы. Что ты о них знаешь?

Народные инструменты.

Литературное чтение

С. Чёрный «Песня солнечного луча».

Традиционная кухня народов Югры.

Технология

Игла-труженица. Что умеет игла?

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Краеведение» 2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Введение.

Наш родной края.

Окружающий мир

Водные богатства

Народный календарь.

Окружающий мир

В гости к зиме.

В гости к хантам.

Технология

Наши проекты. Создадим свой город

Раздел 2. Любовь к отчизне окрыляет сердце

Поверхность нашего края.

Технология

Что такое линейка и что она умеет?

Праздники в нашем доме.

Технология

Поздравляем женщин и девосчек

Любовь к отчизне окрыляет сердце.

Окружающий мир

Впереди лето.

Чем богаты земли Югры?

Изобразительное искусство

Изображение и фантазия

Хантыйская сказка «В Югорском лесу»

Изобразительное искусство

Тихие и звонкие цвета

Образы детей в Югорских сказках.

Литературное чтение

Чтение сказки по ролям. Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка

Традиции народов Севера.

Изобразительное искусство

Человек и его украшения

Сказки народов севера.

Литературное чтение

Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И. Белов «Как воробья ворона обидела»

Сказки народов севера.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Раздел 3. Природа Югры

Сезонные изменения в природе.

Окружающий мир

Явления природы

Югорские лесе и лесные чудеса.

Окружающий мир

Природа и рукотворный мир

Югорское разнотравье.

Окружающий мир

Какие бывают растения

Мы и наши младшие братья.

Литературное чтение

Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения героев. Э.Ю. Шим «Жук на ниточке»

Ягоды нашего края.

Технология

Какова роль цвета в композиции?

Птицы Югры.

Литературное чтение

События в рассказе. В.А. Бахревский «Хозяева лета».

Югорским ребятам о наших зверятах.

Окружающий мир

Ориентирование на местности

Красная книга родного края.

Окружающий мир

Невидимые нити

Лекарственные травы нашего края.

Технология

Какие бывают цветочные композиции?

Цветы Югры.

Окружающий мир

Комнатные растения

Взаимосвязь человека и природу.

Литературное чтение

Скрытый смысл. Поучение в сказке - притче К.Д.Ушинский «Два плуга»

Бережное отношение к природе.

Изобразительное искусство

Характер линий

Животные Югры.

Окружающий мир

Животные живого уголка

Будь природе другом.

Окружающий мир

Будь природе другом

Природное сообщество.

Изобразительное искусство

Изображение природы в разных состояниях

Раздел 4. Коренные народы Югры и их традиции

Зимние забавы народов севера.

Литературное чтение

Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»

Трудовое воспитание в Югорской семье.

Окружающий мир

Наша дружная семья

Игрушки детей Югры.

Технология

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную

Домашняя утравь – искусное мастерство северян.

Изобразительное искусство

Образ здания

Жилище народов севера.

Изобразительное искусство

Постройка и фантазия

Рыболовство. Одно из основных занятий хантов.

Литературное чтение

Сказочные события Структура сказки. О.О. Дриз «Как родилась Зима»

Украшение и одежда народов севера.

Технология

Какие бывают ткани?

        

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Краеведение» 3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Введение.

Я житель Югорского края.

Окружающий мир

Человек – часть природы

Югра – единая семья народов.

Окружающий мир

Общество. Человек как член общества

Географическое название – связь прошлого.

Окружающий мир

Проект «Богатства, отданные людям»

Раздел 2. Любовь к отчизне окрыляет сердце

Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края.

Окружающий мир

Наши проекты «Экономика нашего края»

Ценность для потомков. Исторические находки.

Окружающий мир

Наши проекты «Музей путешествий»

Музеи твоего города.

Изобразительное искусство

Музеи твоего города

Многообразие полезных ископаемых на карте родного края.

Окружающий мир

Природа  и наша безопасность

Нефть, газ, торф-«земное тепло» Югры.

Окружающий мир

Экологическая безопасность

Мансийская легенда о происхождении нефти.

Окружающий мир

Полезные ископаемые нашего округа

Герб твоего округа, города.

Литературное чтение

Рождение замысла.

История и название улиц и площадей нашего города.

Изобразительное искусство

Витрины

Современные архитектурные памятники.

Изобразительное искусство

Труд художника на улицах твоего города

Раздел 3. Природа Югры

Что такое природа для хантов?

Окружающий мир

По знаменитым местам мира

Сезонные изменения в природе.

Литературное чтение

Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

Югорские леса и лесные чудеса.

Литературное чтение

Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана

Югорские леса и лесные чудеса.

Окружающий мир

Проекты «Разнообразие природы родного края»

Ягоды нашего края.

Литературное чтение

М. Бородицкая «В гостях у лесника»

Флора Югоры.

Окружающий мир

Разнообразие растений

Разнообразие животных: растительноядные.

Литературное чтение

Ю Коваль. «Русачок-травник»

Размножение и развитие растений в условиях севера

Окружающий мир

Размножение и развитие растений

Разнообразие животных: хищники.

Изобразительное искусство

Картина - пейзаж

Реки и озёра нашего края.

Окружающий мир

Берегите воду!

Роль заповедников Югры в охране природы.

Литературное чтение

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Взаимосвязь человека и природы.

Окружающий мир

Охрана растений

Животные нашего края.

Окружающий мир

Разнообразие животных

Друзья мои – птицы небесные

Технология

Статуэтки

Красная книга родного края.

Окружающий мир

Великий круговорот жизни. Круговорот веществ

Раздел 4. Коренные народы Югры и их традиции

Одежда народов севера.

Литературное чтение

М. Я. Бородицкая «Лето прошло»

Сведения о коренных народах Югры. 23

Происхождение отдельных имён и фамилий.

Литературное чтение

А. П. Чехов «Ванька»

Традиционные праздники народов Югры.

Изобразительное искусство

Праздник в городе

Современные национальные праздники.

Изобразительное искусство

Школьный карнавал

Художники Югорского края: резьба по дереву, кости.

Изобразительное искусство

Труд художника для твоего дома

Художники Югорского края: скульпторы

Изобразительное искусство

Памятники архитектуры

        

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса «Краеведение» 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Дата  проведения

Предмет и тема с которым интегрируется

План

факт

Раздел 1. Введение.

Народы ХМАО.

Литературное чтение

О чём в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов. Исполнение желаний.

Язык народов севера.

Литературное чтение

Вводный урок. В чём заключаются секреты детства?

Тайны Югорской земли.

Окружающий мир

Лес и человек

Югорская земля в глубине веков.

Литературное чтение

Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Н.С. Гумилёв. Детство

Географическое название – свидетельство прошлого.

Окружающий мир

Когда и где?

Первые упоминания о Югорской земле.

Окружающий мир

Мир древности: далёкий и близкий

Наша родина – Югра.

Окружающий мир

Леса России

Раздел 2. Любовь к отчизне окрыляет сердце

Влияние деятельности человека на жизнь коренных жителей Югры.

Окружающий мир

Водные богатства нашего края.

Завоевание Сибири.

Окружающий мир

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Чем богата Югорская земля?

Окружающий мир

Жизнь пресноводных водоёмов

Наша земля сегодня. Открытие нефти и газа.

Изобразительное искусство

Искусство народов мира

Стихи Югорских поэтов.

Литературное чтение

«Момент высшей радости». С. Чёрный. В раю.

Рассказы народов севера

Литературное чтение

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства» У. Эко. Имя Розы, В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека…

Сказки и легенды Югры.

Изобразительное искусство

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Сказки и легенды Югры.

Изобразительное искусство

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Раздел 3. Природа Югры

Чудеса Югорского леса.

Окружающий мир

Жизнь леса

Ягоды нашего края.

Литературное чтение

Любимые места. М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»; М.И. Цветаева. Мама на даче.

Чудеса Югорского леса.

Литературное чтение

Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка? Ю.М. Нагибин. Зимний дуб

Сезонные изменения в природе

Литературное чтение

Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…,  В.Д. Берестов. Сердцевина

Полезная кладовая Югры

Окружающий мир

Поверхность нашего края

Роль заповедников Югры.

Литературное чтение

Дневниковые записи – память о прошлом. М.М. Пришвин. Времена года,  В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик, В.Д. Берестов. Одуванчики.

Взаимосвязь природы и животных.

Окружающий мир

Земля - кормилица

Друзья мои – птицы небесные.

Литературное чтение

Вводный урок. Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке; В.Д. Берестов. Новая песенка.

Югорским ребятам о зверятах.

Литературное чтение

Романтика детства. В.П. Крапивин. Серая мгла редела…

Музыка Югорского леса.

Литературное чтение

Прелести детства. М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут,  С. Павлютина. Земляничный рай.

Кладовая Югорской земли.

Окружающий мир

Наши полезные ископаемые

Лес – «Лёгкие Югры». Бережное использование лесных богатств.

Окружающий мир

Природные сообщества края

Тайна Югорских болот.

Окружающий мир

Природные сообщества края

Раздел 4. Коренные народы Югры и их традиции

Быт народов севера.

Технология

Аксессуары одежды

Национальные узоры.

Технология

Исторический костюм. Одежда народов России

Праздники народов севера.

Окружающий мир

Тундра

Промыслы Югорского народа.

Технология

Вышивка лентами

Роль реки в жизни коренных народов.

Окружающий мир

Природные сообщества края

Колорит северных народов.

Изобразительное искусство

Деревня- деревянный мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)

Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

Рабочая программа для 2 класса по курсу краеведения "Мы - дети природы"

Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен в Базисном учебном плане общеобразовател...

Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"

Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"...

ПРОГРАММА интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы».

Краеведческий курс " Мы-дети природы,формирует у ребёнка знания об истории родного края, осознания себя, как гражданина России,гордость за историю и культуру своего края, страны.Развивает внимате...

Программа интегрированного курса краеведения "Мы дети природы"

Программа направлена  на формирование представлений об исторических, культурных, географических особенностях Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Программа рассчитана на учащихся н...

Рабочая программа с КТП по интегрированному курсу Мир профессий (УМК "Школа России")

Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образован...