Животный мир Крайнего Севера
презентация к уроку по окружающему миру

Сидулина Светлана Фаршатовна

Прекрасен Крайний Север не только северным сиянием, но и животным миром!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_kraynego_severa.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животный мир Крайнего Севера

Слайд 2

Белый медведь Среди хищных зверей самым крупным считается белый медведь (максимальная длина самца 3 м, масса — 800—1000 кг).

Слайд 3

Для существования белого медведя необходимы по крайней мере три условия: льды, открытые участки моря и береговая полоса. Ледяные просторы — охотничьи угодья белого медведя; море доставляет ему пищу (главным образом тюленей, отчасти рыб ).

Слайд 4

Белый медведь прекрасно приспособлен к суровым условиям и полуводному образу жизни. Короткие уши у него опушены и утопают в шерсти, что уменьшает теплоотдачу. Его стройное туловище, удлиненная шея и небольшая вытянутая голова придают телу обтекаемую форму, облегчая плавание и ныряние. Толстый слой подкожного жира и длинная шерсть из плотного волосяного покрова предохраняют тело от охлаждения, что позволяет медведю долго находиться в воде. Широкие лапы образуют значительную гребную поверхность, поэтому медведь хорошо плавает, набирая скорость до 5—6 км в час.

Слайд 5

Способность белых медведей накапливать слой подкожного и внутреннего жира и медленно расходовать его запасы имеет большое значение для самок, которые зимой в берлоге живут исключительно за счет этих резервов. Обычно медведицы ложатся в ямы или неглубокие пещерки и дожидаются пурги, во время которой снег наметает вокруг них сугробы, образующие стены и потолок берлоги. В ноябре — декабре у самки рождаются 2—3 крохотных медвежонка (по 750—900 г каждый). До выхода из берлоги медвежата питаются жирным, как сливки молоком матери, а позже (в марте — апреле), когда они подрастут и достигнут массы 10—15 кг, переходят на корма, добытые самкой.

Слайд 6

Тюлень Тюлени хорошо приспособлены к водному образу жизни и перенесению низких температур. Их веретенообразное тело имеет обтекаемые контуры без выступов, так как лишенная ушных раковин голова совершенно гладкая, а короткая шея между ней и туловищем не имеет резкого перехвата.

Слайд 7

Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Причем передние ласты у них действуют как весла, а задние — как руль . Вне воды тюлени становятся неуклюжими: по поверхности суши или льда они могут только ползать при помощи передних ластов, а задние при этом волочатся, не принимая участия в передвижении.

Слайд 8

Питаются тюлени различными водными организмами: одни едят моллюсков и ракообразных, другие предпочитают рыб. Будучи плотоядными животными, тюлени по строению зубов похожи на хищных млекопитающих.

Слайд 9

Самки рождают по одному детенышу, которого выкармливают жирным, питательным молоком. Новорожденный появляется па свет зрячим, хорошо сформированным, довольно крупным, покрытым густым пушистым мехом белого цвета или оливково-бурого. Белые детеныши, так называемые бельки, малозаметны на фоне заснеженных льдин, что особенно важно для тех из них, которые остаются лежать на снегу без всякого прикрытия.

Слайд 10

Морж Моржи принадлежат к числу наиболее крупных ластоногих млекопитающих . В среднем длина тела моржей 3—4 м, а масса — около 1,5 т. Самой характерной особенностью этих зверей являются мощные бивни, выступающие над десной на 0,5 м и более.

Слайд 11

С виду моржи неуклюжи, но они способны к проворным движениям как в воде, так и на суше . Их толстая кожа (3—5 см) покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Особенно бросаются в глаза грубые, толстые, густые вибриссы на верхней губе, расположенные в несколько рядов. Они очень подвижны и служат органами осязания, которыми моржи прощупывают корм на дне моря (на глубине 40—50 м), добывая различных моллюсков, червей, рачков и, гораздо реже, мелких рыб.

Слайд 12

Самка рождает одного детеныша (длиной до 1 м) и кормит его около года, пока у него не вырастут клыки — органы добывания пищи. Новорожденный моржонок держится все время возле матери, которая нежно заботится о нем, берет к себе на спину, если он устанет. В случае опасности мать не уходит от детеныша, помогает ему сойти со льдины в воду, подталкивая сзади.

Слайд 13

Моржи ведут стадный образ жизни, устраивая лежбища на льдинах или на береговых припаях. Здесь моржи лежат, тесно прижавшись друг к другу, иногда взбираясь на соседей, и в таком положении крепко спят. Они плохо видят, но зато имеют хорошее обоняние и узнают по запаху о приближении опасности.

Слайд 14

Кайра Самые распространенные обитательницы птичьих базаров Крайнего Севера — толстоклювые кайры — птицы средней величины (с массой от 0,75 до 1,5 кг), довольно скромной окраски: сверху — черные, снизу — белые; подбородок, горло и бока головы шоколадно-бурые.

Слайд 15

Во время полета кайры выстраиваются цепочкой. Опустившись на воду, они ныряют в глубину на 10—15 м и ловят под водой мелкую рыбу (в основном сайку), а также креветок, крабов, морских червей. У побережий кайры добывают корм (рачков и другую живность) гораздо реже, чем в открытом море. Под водой они как бы летят, взмахивая крыльями, и хватают сильным клювом добычу.

Слайд 16

Кайры образуют плотные поселения в несколько десятков тысяч особей, что дает им ряд преимуществ: например, они лучше защищены от нападения хищников, так как могут совместными усилиями давать им энергичный отпор . Кроме того, в условиях холодного полярного лета им легче экономить тепло, согреваясь друг от друга, что особенно важно во время насиживания яиц.

Слайд 17

Кайры очень разборчивы в выборе мест для гнездовий. Они занимают центральные места в отвесных скалах, имеющих горизонтальные выступы и карнизы, расположенные на определенной высоте над морем (не ниже 5—6 м). Эти птицы не устраивают гнезд, а сносят яйца прямо на голую каменистую поверхность. Горизонтальные выступы и карнизы предохраняют яйца от скатывания. Этому способствует и грушевидная форма яйца.

Слайд 18

Белая чайка Белые чайки - очень подвижные птицы: они не только быстро летают, но хорошо ходят и даже бегают по земле. В воздухе на фоне белесого неба и на льду на фоне снежного покрова они одинаково малозаметны, что затрудняет их обнаружение врагами. Белые чайки, как и все другие чайки, нырять не могут, и поэтому питаются только выброшенной на берег рыбой.

Слайд 19

С наступлением весны чайки, которые находят достаточно корма и материала для устройства гнезд среди льдов, остаются там для продолжения потомства. В качестве гнезда им служат естественные углубления, заполняемые пометом животных в смеси с мелкой галькой, частицами мусора, щепок и т. п. Располагая гнезда среди ледовых массивов, чайки надежно спасают себя от нападения врагов и могут спокойно выводить птенцов.

Слайд 20

Белые чайки активно защищают свои гнездовья от вторжения врагов. Как только появляется, например, хищная чайка — бургомистр, на него со всех сторон набрасываются белые чайки, бьют крыльями, клюют. Непрошеный гость мечется из стороны в сторону, уклоняясь от побоев. Он то взлетает вверх, то падает вниз и, наконец, улетает за торосы, преследуемый стаей защитников. Отогнав врага, чайки возвращаются к гнездам и успокаиваются.

Слайд 21

На Крайнем севере, ребята, Сиянием небеса объяты. Страна снегов, и льдов страна, Она чудес и тайн полна. Охотник белый, косолапый, Свой черный нос прикрывши лапой, За нерпой спящею следит. Песец куда-то семенит, Держа в зубах свою добычу… Кого-то чайки в небе кличут, Волков полярных жуткий вой… Совы полярной клюв кривой… Здесь воздух свеж, чиста вода! Не съездить ли и вам сюда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок "На крайнем севере"

Интегрированный урок для 4 класса "На крайнем севере" помогает закрепить учащимся представления об особенностяхприроды  Крайнего Севера.       МБОУ СОШ «Средняя общеобра...

Презентация к уроку окружающего мира "Народы крайнего севера"

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс....

"Использование национально-регионального компонента на уроках технологии в условиях Крайнего Севера"

Национально-региональный компонент стандарта спосотствует свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей....

Беседа ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ. Первопроходцы Крайнего Севера.

Цель беседы: расширить и углубить знания детей об истории родного края; воспитывать любовь к своей земле, пробуждать желание больше узнать об истории родного края, культуре и быте народностей Севера....

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Животные Крайнего севера

ЦЕЛЬ:• Обобщать знания детей о животных и птицах Севера.• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.ЗАДАЧИОбразовательные:• Продолжать закреплять з...