Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Садыкова Алина Айдаровна

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы."
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_prirody_konspekt.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

3 класс

 «Природа. Разнообразие природы»

 

    Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

Технологическая карта урока по окружающему миру

                                                                 

Тема урока

    Природа. Разнообразие природы.

Цель

 Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; устанавливать связи между живой и неживой природой; определять значение и ценность  природы для человека; расширять представление учащихся о необходимости охраны окружающей среды.

 Развивающие:  способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной информацией. 

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения.

Формируемые УУД

- Личностные

-  Регулятивные  

- Коммуникативные  

- Познавательные  

Основные понятия

Классификация объектов природы (природа живая, природа неживая); биология; царства (царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий), микроскоп.

Оборудование

 

Учебник  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.

Дополнительная литература: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.

Презентация к уроку

Плакат «Разнообразие природы»

Предметные картинки

Схемы-опоры

Карточки для индивидуальной работы

Объекты живой и неживой природы

Листы самооценки

 Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи: 

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Вводное слово учителя

– Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её

  • Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
  • Сегодня мы продолжим путешествие по стране Знаний.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы;  высказывают свою точку зрения на проблему.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Учитель просит  учащихся  выдвинуть предположение о теме урока, используя стихотворение, записанное на доске.

Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла.

  • Доскажите словечко и узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это всё вокруг... (природа).

Учитель подводит итог беседы и формулирует тему урока, чётко определяет задачи

  • Правильно, тема нашего урока «Природа».  (СЛАЙД 1). Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы, рассмотрим взаимосвязи в природе и значение её для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник.
  • Назовите автора учебника (Андрей Анатольевич Плешаков).
  •  Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел?

  Выдвигают предположение о теме урока, вставляя пропущенное слово в стихотворение; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих заданий, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. Изучение нового материала

Задачи:

Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе;   расширить представление учащихся о  разнообразии животного и растительного мира;  обучать формулировать выводы и обобщения.

  1. Беседа о природе и её объектах.

Учитель проводит беседу по теме урока, раскрывает лексическое значение природоведческих понятий; создаёт игровую ситуацию.

  • Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).

На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, дом, книга, берёза, телевизор.

  • Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека?    

Учитель предлагает убрать картинки с изображениями рукотворных объектов.

  • Назовите оставшиеся объекты  (река,дождь, солнце, лиса, роза, берёза).
  • На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы). Учащиеся распределяют картинки по группам.
  • По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (Всё, что дышит, питается, размножается, растёт).

(СЛАЙДЫ 2-5)

Отвечают на вопросы учителя; участвуют в игре, учатся классифицировать объекты окружающего мира.

Знакомятся  с природоведческими понятиями; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

Задача:

Обеспечить понимание учащимися, по каким признакам делятся объекты природы на группы; формировать  первичные исследовательские умения,  создать условия для активной работы учащихся на уроке.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатные растения.

- Определите, к какой группе живой природы относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами. (СЛАЙД 5)

- Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают. )

- Прочитайте, какие объекты живой и неживой природы вы записали.

- Определите, к какой группе относятся  данные предметы. (СЛАЙД  6)  

- Проверьте у товарища по парте, как он справился с заданием. У кого возникли затруднения?

Выполняют задание по карточкам, объясняют   правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя, выполняют взаимопроверку выполненного задания.

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Задача:

Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека;   расширить представление учащихся о  разнообразии животного и растительного мира;  обучать формулировать выводы и обобщения.

  1. Беседа о царствах, на которые разделяются объекты природы

Учитель  ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы  друг к другу ; оценивает умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод.

-Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука). (СЛАЙД 7)

  • Посмотрите на доску (демонстрируются картинки). Как красива природа!
  • В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов.
  • Но всё-таки они отличаются друг от друга. Чем же? (у них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят).
  • Но есть главное отличие растений от животных. Растения  вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Поэтому растения называют «лёгкие планеты».

Учитель демонстрирует схему (СЛАЙД 8)

             Царства

животные растения грибы    ?

-Придумайте и назовите объекты данных царств.(Ответы учащихся)

  • Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать? (Ответы учащихся)
  • Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5 классе. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.

Учащиеся дополняют схему царством бактерий.

(СЛАЙД 9)

Учащиеся  размышляют, читают, отвечают на вопросы  учителя и учащихся;  анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, обосновывают её.

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью полученных знаний.

Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление изученного материала.

Задача:

Применить  полученные школьниками знания в физминутке.

Формировать у школьников первичные исследовательские умения; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

1.Физминутка.

Игра «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, учащиеся подпрыгивают на месте, если слово обозначает объект неживой природы - делают хлопок в ладоши.

(Вода, дуб, воробей, капуста, радуга, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, камень, комар, бактерия, почва, мухомор)

  1. Беседа о взаимосвязях в природе.

- Мы  с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.

  • Связаны ли между собой эти группы?
  • Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)  (СЛАЙД 10)
  • Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения.  Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.
  1. Работа  в группах. Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы.

- Приведите свои примеры взаимосвязей в природе. Изобразите связи при помощи рисунка или схемы.

- Подумайте и скажите, может ли человек обойтись без природы? Докажите свою мысль. (Учащиеся используют учебник , стр. 7 )

Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.

Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания.

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы.

Учатся внимательно слушать задание, чётко  его выполнять.

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Учащиеся учатся работать в группах, дискутировать по предложенной проблеме, делать заключения на основе наблюдений; отстаивать свою точку зрения.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

V. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

  • Что такое природа?
  • На какие группы делят природу?
  • Назовите царства живой природы.
  • Назовите значение природы для людей. (природа - источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности) (Учащиеся используют рабочую тетрадь стр. 5 «Значение природы для людей»)
  • Прекрасен мир живой природы, а люди — часть его. Нам надо познавать этот великий мир и сообща его беречь! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни.

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД).

 VI. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности

  • Что нового вы открыли для себя на уроке?
  • Какие виды работы вам показались наиболее интересными?
  • А теперь при помощи оценочных листов покажите, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся формулировать конечный результат своей работы, выделяют основные позиции нового материала.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

         VII. Домашнее задание.

Задача: мотивировать учащихся к закреплению изученного материала через домашнее задание.

Учитель объясняет домашнее задание:

-Прочитать статью «Природа» (учебник стр. 4-9), ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 4 № 4,5.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Учащиеся учатся осознанно закреплять изученный на уроке материал, производить самоконтроль.

Учащиеся учатся осознавать целесообразность домашнего задания (Регулятивные УУД)

Литература

  1. Учебник  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
  3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМК А.А. Плешакова («Школа России»).
  4. Интернет - ресурс earlystudy.ru/sokrovischnica/zhivayanezhivaya-priroda-to-chto-sdelal-che


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс

Данная разработка представляет собой конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". Будет полезна учителям начальных классов. В конспекте содержатся интересные факты из жизни раст...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"

Данный конспект содержит объяснение нового материала по теме "Разнообразие животных " . На этапе закрепления темы детям предлагается выполнить разнообразные задания и выявить пробелы в теме....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру: Разнообразие растений (3 класс)

Цели занятия: Познакомить учащихся с основной квалификацией растений; рассмотреть   особенности каждой группы растений. Задачи, направленные на достижение предметных результатов:...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"...