сценарно-постановочный план проведения интерактивной экскурсии в группе продлённого дня "Санкт-Петербург - столица морской державы и город на островах"
проект по окружающему миру (3, 4 класс)

Ладанова Маргарита Геннадьевна

Виртуальное посещение с экскурсией островов исторического центра Санкт-Петербурга: Второй  Адмиралтейский,Первый Адмиралтейский,Остров Летнего сада,Остров Казанский, остров Марсова поля,Заячьий остров,Каменный остров,Елагин остров.Петроградский остров,Васильевский остров,Котлин.С возможностями,которые нам предоставляют информационные технологии,сегодня,что особенно, актуально в период пандемии ,организация экскурсионной работ в интерактивном формате.Можно побывать в виртуальной реальности в любой географической точке;в любом музее мира,концертных залах;театральных площадках и т.д.15 островов ,на которых расположен Петербург,а я в своей экскурсии приглашаю посетить 9 островов.Изучение родного края,его истории,многообразия традиций,исторических событий,повлиявших на  события истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие в группе продлённого дня

начальной школы для учащихся 3-4 классов.

 

«Санкт-Петербург-столица морской державы и город на островах».

          Методическая характеристика темы: интеллектуальное развитие учащихся – неотъемлемая часть воспитательной работы. Сегодня перед школой стоят новые задачи: не только дать ученику определенные знания, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Данное мероприятие направлено на развитие интеллектуальных умений школьников, на рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.

          Мероприятие направлено на формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося. Формирование позитивного историко-патриотического образа Родины.

Использование современных педагогических технологий:

технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.

Подготовительная работа:

Оборудование:

  • презентация с видео-, аудио блоками; экран.
  • компьютер.
  • Карточки с фото и названиями объектов, которые раздаёт педагог заранее ученикам.

Ход занятия.

Введение в тему занятия

Интерактивная экскурсия

Санкт-Петербург, основанный императором Петром Первым, как столица морской державы и город 15 островов.

Презентация:

Интерактивная карта Санкт-Петербурга.

-Ребята, перед вами карта исторического центра Санкт-Петербурга, расположившегося на 15 островах. А на каких островах расположился наш город? Нам предстоит узнать.

Слайд 2. Второй Адмиралтейский остров. Дворцовая площадь.

-Все вы, конечно, узнали эту площадь.

Ученик называет. (карточка)

Это -Дворцовая площадь.

Правильно! Самая знаменитая площадь, которую посещают туристы и петербуржцы. Именно, здесь ставят главную новогоднюю ёлку! На Дворцовой площади проходят парады военной техники и смотр военнослужащих. Здесь проходят концерты и праздники.

-А кто назовёт этот комплекс этих красивых зданий?

Ученик называет. (карточка)

Слайд 3. Здание Зимнего дворца и Эрмитаж.

-Правильно! Здание Зимнего дворца, где располагается известный во всём мире –Эрмитаж.

-Интерактивная карта переносит нас к Адмиралтейству и Генеральному штабу.

-Ребята, это здание Адмиралтейства  с корабликом на шпиле здания- символа нашего города.

-Этот комплекс   полукругом с аркой – здание Генерального штаба. В западной части здания находится командование Западного военного округа России. Величественная монументальная арка пролётом в 17 метров, воплощающая идею победы в Отечественной войне 1812 года, увенчана колесницей, запряжённой шестью конями, с воинами и фигурой Славы.  

За зданием Генерального штаба начинается Невский проспект – главный проспект нашего города, воспетый поэтами, Невский проспект становился главным героем в произведениях Николая Гоголя, о чем вам предстоит узнать уже в старшей школе.

Невский проспект на интерактивной карте.

-Как вы думаете: какова протяжённость Невского проспекта?

Ученики называют предполагаемые цифры протяжённости.

- Всего 4,5 километра до Александро-Невской лавры, завершающийся на площади памятником Александру Невскому, облаченного в доспехи, на коне объезжает свои владения. Сильный и бесстрашный, защитник и освободитель Земли Русской, славный Александр Невский стоит на страже рубежей державы, России не грозит никакая беда.

-А кто знает: кем был Александр Невский? 

Ученики называют…

Ученик называет (карточка). Князь Александр Невский.

Далее, наша виртуальная экскурсия продолжится к Исаакиевской площади и к Слайд 4. Исаакиевскому собору и памятнику «Медный всадник».

Педагог говорит о перемещении по острову.

-Ребята, а кто знает, какие это здания?

- Как они называются? Как называется эта площадь?

Ученики поочерёдно поднимают руки.

Ученики называют (карточка) Исаакиевская площадь и Исаакиевский собор.

Слайд 5. Памятник «Медный всадник».

-Ребята, а как вы думаете: кому посвящён этот памятник?

Ученики называют (карточка)

-Памятник основателю нашего города – Петру Первому.

Сейчас мы перемещаемся на Первый Адмиралтейский остров, а в этом нам поможет интерактивная карта. Реки Мойка, Лебяжья и Зимняя канавки отделяют Первый и Второй Адмиралтейский острова.

Слайд 6. Остров Марсова поля и Мраморного Дворца.

-Ребята, а как называется этот дворец и место, где расположен дворец?

Ученик называет (карточка)

А кто назовёт: почему такое название носит это место – Марсово поле?

Ученик называет. (карточка)

-Марсово поле: некогда здесь было болото. Первые названия были Большой луг, Потешное поле. Позднее, когда болото засыпали, здесь стали проводить карнавалы, смотры-парады войск с первыми фейерверками. Позднее, это место получило своё известное во всём мире название в честь античного бога войны – Марса. Именно, здесь был зажжён первый Вечный огонь. Здесь были захоронены жертвы Февральской революции, финские коммунисты, герои Гражданской войны.

Слайд 7. Казанский остров. Казанским Собором.

Интерактивная карта помогает переместиться на Казанский остров.

-Ребята, а кто скажет, как называется это величественное архитектурное сооружение?

Ученик называет. (карточка)

Правильно. Это Казанский Собор, знакомый вам по открыткам, книгам о Петербурге. Казанский Собор- величественный собор стоит на острове, названном Казанским. Раньше остров назывался Безымянным.

Интерактивная карта помогает переместиться на Спасский остров.

Собор Спас на Крови....

-Ребята, а кто знает: как он называется?

Ученик называет. (карточка)

Слайд 8. Собор Спас на Крови на Спасском острове.

- Правильно! Здесь, на острове Спасском расположился Собор Спас на Крови, а ранее он назывался Успенским. Собор расположен на набережной канала Грибоедова. Собор привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где был смертельно ранен император Александр II- Царь-Освободитель.

Интерактивная карта помогает переместиться на Заячий остров.

Слайд 9: зайцы.

Ребята, каких зверьков вы видите?

Ученики поднимают руки, называют.

-Да, это, именно, эти симпатичные ушастики, обитавшие здесь и дали название острову. Остров, так и называется -Заячий остров.

Слайд10: Заячий остров -Петропавловская крепость.

-Здесь, на Заячьем острове по велению Петра Первого возвели крепость.

Ребята, а кто назовёт крепость, которую вы видите на экране?

Ученик называет. (карточка)

Правильно, Петропавловская крепость. Первая крепость, ставшая первым крепостным сооружением города.

Интерактивная карта помогает переместиться на Петроградский остров.

-Петроградский остров- один из самых больших, расположенных в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Несколько островов объединяет Петроградском районе или ещё его называют-Петроградская Сторона. В Петроградском районе, расположился Зоопарк.

 Слайд 11. Современный спортивно-зрелищный комплекс «Зенит-Арена».

-Ребята, вы конечно же узнали знаменитый комплекс «Зенит-Арена». Здесь проходил Чемпионат мира по футболу. А как называется остров, на котором находится спортивный комплекс?

Ученик называет. (карточка)

-Правильно, Крестовский остров.

Комплекс расположился на берегу у Финского залива на Крестовском острове.

Интерактивная карта помогает переместиться на Елагин остров.

Слайд 12. Елагин остров. Дворцово-парковый ансамбль со своим небольшим зоопарком, где живут северные олени, карликовые камерунские козы, овца, лисенок Алиса, ослица Камилла, декоративные куры и фазаны, индюки.

Интерактивная карта помогает переместиться на Каменный остров.

Слайд 13. Каменный остров. Здесь проходили съёмки фильма о великом английском сыщике Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне.  

-Все эти Каменный, Елагин- острова являются излюбленными местами гостей и петербуржцев, как некогда, и ленинградцев.

Интерактивная карта помогает переместиться на Остров Летний сад.

Слайд 14. Остров Летний сад.

Ребята, остров Летний сад был искусственно создан, где разместился садово-парковый ансамбль Летний сад, заложенный по велению Петра Первого.

Интерактивная карта помогает переместиться на Васильевский остров.

Слайд15. Васильевский остров.

Самый большой остров Санкт-Петербурга- Васильевский остров. Ребята, вы конечно, видели фото с видами Невы и набережной, где установлены эти башенки! Кто из вас знает: как называются эти строения?

Ученик называет. (карточка) Стрелки на Биржевой площади Васильевского острова.

На Васильевском острове располагается Университет, носящий имя первого великого русского учёного и философа Михайло Ломоносова, в котором, возможно, из вас кому – то посчастливится учиться после окончания школы. Здесь располагается Академия наук и самый известный музей Кунсткамера.

Наша путешествие по островам Санкт-Петербурга будет не полным, если мы не побываем на острове Котлин.

Интерактивная карта помогает переместиться на остров Котлин.

Слайд 16. Остров Котлин.

-Остров Котлин.  Давно, в средние века, здесь любили отдыхать на природе финны и шведы. Есть такая легенда, что название своё остров получил от слова «котёл».

Ребята, а кто знает, какой знаменитый город-крепость, форпост в Финском заливе Балтийского моря, расположился на острове Котлин?

Ученик называет. (карточка)

-Да, это город-крепость, омываемый водами Финского залив, город Кронштадт. Город-воин, город моряков.

Слайд 17. город-крепость Кронштадт.

Интерактивная карта помогает путешествовать по Кронштадту. Морской собор.

-Морской собор, который вы видите на экране, возведён во славу русских моряков.

И сегодня у нас в гостях защитник Ленинграда, юнга, в 12лет отправился учиться морскому делу в школе юнг в городе Кронштадт, ветеран Великой Отечественной войны Павел Иванович Семёнов.

Ребята, встречаем нашего дорого гостя.

Выступление Павла Ивановича Семёнова.5 мин.

Ученики благодарят ветерана аплодисментами и дарят ему цветы.

(можно пригласить заведующего филиалом музея «Кронштадтская крепость» или руководителя клуба юнг Балтики).

-Вот и подошло к своему окончанию наше сегодняшнее занятие, но знакомство с островами, на которых расположился Петербург на этом не заканчивается. Нам предстоит продолжить знакомство и городом, и с островами, на которых раскинулся наш город. Мы уже знаем, ребята сколько островов в Петербурге? А сколько островов мы посетили?

Ученик называет. (карточка)

-на 15 островах города.

Интерактивная карта Петербурга.

Спасибо, всем активным ребятам! Нашему гостю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенняя экскурсия-прогулка к водоёму в группе продлённого дня. 1 класс.

Осенняя экскурсия- прогулка к водоему ( озеру) в группе продленного дня . 1 класс. г.Мурманск....

Методика организации и проведения спортивного часа в группах продлённого дня

Методический материал подобран в помощь студентам педагогических коллелжей и молодым специалистам....

План-конспект занятия в группе продлённого дня для 3-4 классов по теме "Экскурсия в Зоологический музей" (запуск проекта)

Занятие по теме "Экскурсия в Зоологический музей" проводится в группе продлённого дня после посещения детьми данного музея организованно с классом или с родителями в индивидуальном порядке. ...

План организации воспитательной деятельности воспитателя группы продлённого дня 2 класса

План организациивоспитательной деятельностивоспитателя группы продлённого дня  2 класса...

Материалы для проведения междисциплинарного ситуативного дня. 1 класс. Тема: " Москва- столица России. Мой город".

Этот материал используется мной в первые дни первоклассников в школе. Выполняя задание по теме" Мой город " ребёнок обобщает полученные знания по окружающему миру, закрепляет математические ...

Методическая разработка занятия для группы продлённого дня "Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу "

Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу для группы продлённого дня...

«Образовательные путешествия и экскурсии в группе продлённого дня»

                       Расскажи мне — и я забуду! Покажи мне   – я запомню!      ...