Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 кл, вариант 7.1
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Глаголева Юлия Мадисовна

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

к адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету Окружающий мир

для 2-х классов

       

вариант 7.1  

  Составитель: Глаголева Ю.М.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2020 – 2021 учебный год

Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ                          «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол          от 08.04.2015 №1/15) (авторы А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1–4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6» на 2018-2022 годы, утвержденной приказом директора от 31.08.2018 № 666-о. Адаптированной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом директора от 31.08.2020 №453-о.

          Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.

Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ЗПР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).

Учащиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи  и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой   и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.

К общим потребностям относятся:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС  и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с задержкой психического развития;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных.

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Обществознания и естествознания»:

  • формирование первоначальных представлений о многообразии  и целостности мира;
  • развитие уважения к миру;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  •  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе мироустройства;
  •  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к природе, стремления совершенствовать окружающий мир.

Особенности организация учебной деятельности учащихся с ЗПР.

Основополагающими в работе учителя с детьми с ЗПР, являются дятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

-признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности учащихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;

-признание того, что развитие личности учащихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;

-развитие личности учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

-разработку содержания и технологий НОО учащихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

-ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент деятельности педагога, где общекультурное  и личностное развитие учащегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;

-реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого учащегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

-разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого учащегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мир» в 2 классе- 2 часа в неделю (68 часов                 в год)  

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность добра – осознание себя, как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

  Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

- учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе                на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так               и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой                       и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения                          к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного                   в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках                  и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале                   в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки          и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода                    и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату                   и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий                 с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные)  и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек         и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости        от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая       и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе        не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении        и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций                            в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе     в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,    а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные           от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров                        в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов                 и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности                         и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости              за национальные свершения, открытия, победы;

2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи                           в окружающем мире.

Человек и природа

Обучающийся научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой                       и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов      на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи     в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения      к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека        для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото                       и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события        с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;  

- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся                   к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности                             в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль                   в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

-называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

-различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

-приводить примеры народов России;

-сравнивать город и село, городской  и сельский дома;

-различать объекты природы и предметы  рукотворного мира;

-оценивать отношение людей к  окружающему миру;

-различать объекты и явления неживой и живой природы;

-находить связи в природе, между  природой и человеком;

-проводить наблюдения и ставить опыты;

-измерять температуру воздуха, воды, тела  человека;

-определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

-сравнивать объекты природы, делить их на  группы;

-ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

-находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

-соблюдать правила поведения в природе,  читать и рисовать экологические знаки;

-различать составные части экономики, объяснять  их  взаимосвязь;

-прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

-узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды  транспорта;

-приводить примеры учреждений культуры и  образования;

-определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

-различать внешнее и внутреннее строение  тела человека;

-правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать  правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

-различать основные дорожные знаки, необходимые  пешеходу;

-соблюдать  основные правила противопожарной безопасности;

-правильно вести себя при  контактах  с незнакомцами;

-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

-приводить примеры семейных традиций;

-соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-ориентироваться на местности разными способами;

-различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

-различать водные объекты, узнавать их по описанию;

-читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

-находить и показывать на  глобусе и карте мира материки и океаны;

-различать физическую и политическую карты,  находить и показывать на политической карте мира разные страны

Содержание учебного предмета         

Раздел

Темы

Где мы живем?

Повторение изученного в первом классе. Родная страна. Город и село. Природа и предметы, созданные человеком. Природа в опасности! Тестовая работа по теме: «Где мы живём»

Природа

Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода? В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… …И про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проектная работа по теме: «Красная книга, или Возьмём под защиту». Обобщение по теме «Природа». Тестовая работа по теме: «Природа»

Жизнь города и села

Что такое экономика. Что из чего сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Все профессии важны. В гости к зиме. Проектная работа по теме: «Профессии». Обобщение по теме «Жизнь города и села». Тестовая работа по теме: «Что такое экономика»

Здоровье и безопасность

 Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Домашние опасности! Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проектная работа по теме: «Подробнее о лесных опасностях». Тестовая работа по теме: «Здоровье и безопасность»

Общение

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья.  Мы - зрители и пассажиры. Проектная работа по теме: «Родословная» Тестовая работа по теме: «Общение»

Путешествия

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль и Красная площадь. Город на Неве. Земля на карте. Итоговая контрольная работа. Путешествие по материкам и частям света. Страны мира. Путешествие в космос. Тестовая работа по теме: «Путешествие»

Повторение

Впереди лето. Повторение по теме: «Природа». Повторение по теме: «Здоровье и безопасность»

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

урока

Раздел/

количество часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Где мы живем (6 час)    

Повторение изученного в первом классе. Родная страна

- обнаруживают простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи     в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения      к природе;

- определяют характер взаимоотношений человека и природы, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

-  используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой

- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе        не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении        и взаимодействии;

- учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций                            в сотрудничестве;

- формулируют собственное мнение и позицию;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе     в ситуации столкновения интересов;

2

Город и село

3

Природа и предметы, созданные человеком

4

Природа в опасности!

5

Проектная работа по теме: «Родной город, село»

6

Обобщение по теме: «Где мы живём»

7

Природа

(19 часов)

Неживая и живая природа

узнают изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывают на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой  и неживой природы, выделяют их существенные признаки;

- сравнивают объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводят простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводят несложные наблюдения в окружающей среде и ставят опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- используют естественно­научные текст, различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- используют готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задают вопросы;

- контролируют действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

8

Явления природы

9

Что такое погода

10

В гости к осени

11

Звёздное небо

12

Заглянем в кладовые Земли

13

Про воздух…

14

И про воду

15

Какие бывают растения

16

Какие бывают животные

17

Невидимые нити

18

Дикорастущие и культурные растения

19

Дикие и домашние животные

20

Комнатные растения

21

Про кошек и собак

22

Красная книга

23

Будь природе другом!

24

Проектная работа по теме: «Красная книга, или Возьмём под защиту»

25

Обобщение по теме «Природа»

26

Жизнь села и города (8ч)

Что такое экономика

- сравнивают объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводят простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводят несложные наблюдения в окружающей среде и ставят опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-  используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой

- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе        не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении        и взаимодействии;

27

Что из чего сделано

28

Как построить дом

29

Какой бывает транспорт

30

Все профессии важны

31

В гости к зиме

32

Проектная работа по теме: «Профессии»

33

Обобщение по теме «Жизнь города  и села»  

34

Здоровье и безопасность(9ч)

Строение тела человека

- обнаруживают простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи     в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения      к природе;

- определяют характер взаимоотношений человека и природы, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

-  используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой

- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе        не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении        и взаимодействии;

- учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций                            в сотрудничестве;

- формулируют собственное мнение и позицию;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе     в ситуации столкновения интересов;

35

Если хочешь быть здоров

36

Берегись автомобиля!

37

Домашние опасности!

38

Пожар!

39

На воде и в лесу

40

Опасные незнакомцы

41

Проектная работа по теме: «Подробнее                      о лесных опасностях»

42

Обобщение по теме: «Здоровье                          и безопасность»

43

Общение (7ч)

Наша дружная семья

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем;

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;

- обнаруживают простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи     в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения      к природе;

- определяют характер взаимоотношений человека и природы, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

-  используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

44

В школе

45

Правила вежливости

46

Ты и твои друзья

47

Мы - зрители и пассажиры

48

Проектная работа по теме: «Родословная»

49

Обобщение по теме: «Общение»

50

Путешествие (19ч)

Посмотри вокруг

оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различают способ и результат действия;

- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки          и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

понимают необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; используют знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

-  используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, -строят монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой

- допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе        не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении        и взаимодействии;

51

Ориентирование на местности

52

Формы земной поверхности

53

Водные богатства

54

В гости к весне

55

Россия на карте

56

Путешествие по Москве

57

Московский Кремль и Красная площадь

58

Город на Неве

59

Земля на карте

60

Итоговая контрольная работа

61

Путешествие по материкам и частям света

62

Страны мира

63

Впереди лето

64

Проектная работа по теме: «Города России»

65

Проектная работа по теме: «Страны мира»

66

Обобщение по теме: «Путешествие»

67

Урок-повторение «Что мы узнали        и чему научились за год»

68

Урок-повторение «Что мы узнали        и чему научились за год»

Тематическое планирование

по окружающему миру

 2 а класс

2020 - 2021 учебный год

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 68

Количество контрольных работ: 1

Учитель: Глаголева Ю.М.

№ п/п

Раздел/Тема урока

Запланировано

Проведено

фактически

Количество часов

Дата

Количество часов

Дата

Раздел: «Где мы живем»

Количество часов на изучение раздела: 6

Повторение изученного в первом классе. Родная страна

1

Город и село

1

Природа и предметы, созданные человеком

1

Природа в опасности!

1

Проектная работа по теме: «Родной город, село»

1

Обобщение по теме: «Где мы живём»

1

Раздел: «Природа»

Количество часов на изучение раздела: 19

Неживая и живая природа

1

Явления природы

1

Что такое погода

1

В гости к осени

1

Звёздное небо

1

Заглянем в кладовые Земли

1

Про воздух…

1

…И про воду

1

Какие бывают растения

1

Какие бывают животные

1

Невидимые нити

1

Дикорастущие и культурные растения

1

Дикие и домашние животные

1

Комнатные растения

1

Про кошек и собак

1

Красная книга

1

Будь природе другом!

1

Проектная работа по теме: «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

Обобщение по теме «Природа»

1

Раздел: «Жизнь города и села»

Количество часов на изучение раздела: 8

Что такое экономика

1

Что из чего сделано

1

Как построить дом

1

Какой бывает транспорт

1

Все профессии важны

1

В гости к зиме

1

Проектная работа по теме: «Профессии»

1

Обобщение по теме «Жизнь города        и села»  

1

Раздел: «Здоровье и безопасность».

Количество часов на изучение раздела: 9

Строение тела человека

1

Если хочешь быть здоров

1

Берегись автомобиля!

1

Домашние опасности!

1

Пожар!

1

На воде и в лесу

1

Опасные незнакомцы

1

Проектная работа по теме: «Подробнее                      о лесных опасностях»

1

Обобщение по теме: «Здоровье                          и безопасность»

1

Раздел: «Общение».

Количество часов на изучение раздела: 7

Наша дружная семья

1

В школе

1

Правила вежливости

1

Ты и твои друзья

1

Мы - зрители и пассажиры

1

Проектная работа по теме: «Родословная»

1

Обобщение по теме: «Общение»

1

Раздел: «Путешествие».

Количество часов на изучение раздела: 19

Посмотри вокруг

1

Ориентирование на местности

1

Формы земной поверхности

1

Водные богатства

1

В гости к весне

1

Россия на карте

1

Путешествие по Москве

1

Московский Кремль и Красная площадь

1

Город на Неве

1

Земля на карте

1

Итоговая контрольная работа

1

Путешествие по материкам и частям света

1

Страны мира

1

Впереди лето

1

Проектная работа по теме: «Города России»

1

Проектная работа по теме: «Страны мира»

1

Обобщение по теме: «Путешествие»

1

Урок-повторение «Что мы узнали        и чему научились за год»

1

Урок-повторение «Что мы узнали        и чему научились за год»

1

Контрольно – измерительный материал 2 класс по окружающему миру

 для обучающихся с ОВЗ

Итоговая контрольная работа

по окружающему миру

ученика/цы 2 класса

Отметка:

81 – 100 % - отлично

61 -80 % - хорошо

41 – 60 % - удовлетворительно

_____________________________________________________________

I вариант

1.Какого месяца не хватает?

Март, апрель, _________, июнь

2. Укажи предмет живой природы.

       Солнце                камни                     Луна                       трава

3. Укажи, в какое время года можно наблюдать набухание почек, появление листьев, прилёт птиц?

        зимой                   весной                 летом                   осенью

4. В какой группе перечислены только дикие животные?

      лошадь, кошка, пчела, барсук

      крот, лось, ёж, кабан

      лягушка, собака, курица, овца

      заяц, белка, олень, корова

5. Определи, кто не входит в группу птиц.

    сокол                  петух                   шмель                    гусь

6. Определи, кто не входит в группу зверей.

        корова                  медведь             лебедь                   кролик

7. Определи, кто не входит в группу рыб.

        карась                 сом                      черепаха               окунь

8. Для чего нужен термометр?

        для определения сторон горизонта

       для определения температуры

        для измерения длины

9.Укажи, что обозначает одно маленькое деление на термометре.
        один миллиметр          один шаг        один градус         один сантиметр

10. Узнай зверя.

К зиме этот зверь меняет свою шубку на серую и более тёплую. У него пушистый хвост. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом. К зиме делает запасы : орехи, грибы...

Ответ______________________

11. Допиши предложение.

Название нашей страны – _____________________.

12. Найди высказывание, которое относится к правилам друзей природы.
           выпавших из гнезда птенцов надо забрать домой
          в лесу надо соблюдать тишину
          бабочек лучше всего ловить сачком

13. Пронумеруй дни недели в правильной последовательности (начиная с понедельника):

Пятница   Четверг    Понедельник     Воскресенье    Среда    Вторник     Суббота

14. Пронумеруй месяцы в правильной последовательности (начиная с января):

Октябрь            Март             Февраль           Декабрь           Апрель             Ноябрь

Июнь            Сентябрь              Май            Январь              Август        

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-методические ресурсы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.

№ 1598

УМК «Школа России», Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч.  М.: Просвещение, 2019.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – М.: Просвещение, 2019.

Сборник рабочих программ «Школа России» (1-4 классы) в двух частях. ч.1, М.: Просевещение,2019г.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиприл. на электрон. носителе. в 2 ч. / -12-е изд.-  М., Просвещение, 2020

Технические средства

Компьютер. Принтер. Интерактивная доска. Проектор для интерактивной доски. Документ-камера. Мобильный класс. Компьютерные и информационные средства. Веб-камера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 7 вида

Адаптированная рабочая программа для обучения детей с ЗПР во 2 классе...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2) для 4 класса.

Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс (вариант 3.1)

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предмета....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2)

Рабочая программа для детей ОВЗ (вариант 7.2) с 1-4 классы...