Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс (вариант 3.1)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Рипп Инна Валентиновна

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование, отражает коррекционную направленность предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_3.1_okruzhayushchiy_mir.docx67.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

          Предмет     окружающий мир_____________________

         Вариант 3.1____________________________________

          Класс    3______________________________________

          Количество часов по программе   68 ч______________

          Срок реализации программы    2023-2024 учебный год

          Учитель   Рипп И.В._____________________________

г. Улан-Удэ

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса (вариант 3.1) составлена на основе  нормативных документов:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) (вариант 3.1 ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся)

 2. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями зрения ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида (вариант 3.1)

 3. Положение об адаптированной рабочей программе ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида

4. Авторская программа под редакцией Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1-4 классы»; (Концепция и программы для начальных классов УМК «ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014 г).

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 кл. в 4-х книгах, М.: «МИПО РЕПРО» 2020 г.

Использование УМК рекомендовано Министерством Просвещения  РФ (приказ № 858 от 21.09.2022 г. "Об утверждении федерального перечня учебников").

      В процессе реализации программы обязательны условием является соблюдение требований к организации пространства, организации учебного процесса, к иллюстрациям, наглядным пособиям, соблюдению рекомендаций офтальмолога.

Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);

освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;

развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;

 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;

освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил по строения взаимоотношений в социуме;

обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Коррекционные задачи:

  • развитие и коррекция осязания и мелкой моторики;
  • развитие осязательного и слухового восприятия;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие и коррекция памяти;
  • преодоление вербализма знаний;
  • развитие связной устной и письменной речи;
  • обогащение активного и пассивного словаря, формирование новых понятий;
  • формирование навыков осязательного, слухового анализа;
  • формирование навыков осязательного обследования и восприятия рельефных изображений (иллюстраций, схем, макетов, чертежных рисунков и т.п.);
  • формирование умения выполнять простые рельефные рисунки и построения при помощи специальных инструментов и приспособлений;
  • формирование специальных приемов обследования и изображения изучаемых объектов доступными способами;
  • формирование, уточнение или коррекция представлений о предметах и процессах окружающей действительности;
  • развитие навыков вербальной коммуникации;
  • формирование умения применять невербальные способы общения;
  • формирование умения ориентироваться в микро и макропространстве;
  • формирование представлений о физиологии человека и гендерных различиях между людьми;
  • формирование представлений о социальных ролях и моделях поведения на основе гендерных различий;
  • воспитание культуры полоролевого межличностного взаимодействия.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру.

        Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

       Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

      Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

       В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

         В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

         Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Особенностью предмета является целенаправленное внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.

При ознакомлении слабовидящих первоклассников с природой необходимо тщательно подходить к отбору дидактического материала. Выбранные для обследования объекты должны отвечать особым образовательным потребностям обучающихся, обладать всеми качествами и свойствами предмета, доступными для непосредственного зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; отвечать требованиям экологичности и безопасности.

Ознакомление с природой осуществляется на основе наблюдений, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок или практических занятий в естественной среде. Большое значение имеет организация повседневных наблюдений за происходящими изменениями в природе.

Учебный предмет «Окружающий мир» для слепых обучающихся обладает высоким коррекционно-развивающим потенциалом. Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает преодоление обучающимися специфических трудностей, обусловленных глубокими нарушениями зрения: отсутствие у обучающихся возможности рассматривать объекты, наблюдать процессы и явления, в том числе явления природы, проводить лабораторные работы, опыты и эксперименты с опорой на зрительный анализатор;

  • несформированность и фрагментарность ряда представлений;
  • недостаточный для описания объектов, явлений и процессов окружающей действительности, словарный запас;
  • несформированность или бедность пространственных и топографических представлений, знаний о природных объектах, процессах и явлениях;
  • несформированность навыков осязательного, слухового анализа с использованием сохранных анализаторов;
  • вербализм знаний.

Преодоление указанных трудностей необходимо осуществлять на каждом уроке учителю в процессе специально организованной коррекционной работы.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Обучающийся хорошо овладел программным материалом 2 класса. Справляется с чтением рельефных изображений, хорошо ориентируется в учебнике, в тетради, соблюдает нормы оформления записей, самостоятельно работает в достаточном темпе. Словарный запас не ограничен, трудности в чтении написанного грифелем. Обращается за помощью, активно участвует в ходе урока, развит познавательный интерес и мотивация. Особое внимание планируется уделять приемам работы с таблицами, диаграммами, рельефными рисунками.

У обучающегося отмечается некоторая обедненность чувственного опыта, что проявляется в  фрагментарности восприятия, невозможности целостного восприятия ряда объектов, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной обобщенности, недостаточная сформированность приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.

У обучающегося, в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение трудностей в формировании и оперировании понятиями; возникновение формализма и вербализма знаний; наличие сниженного уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения.

Особые образовательные потребности слепых обучающихся

       Для обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 3.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования:

  • чередовать тактильную, слуховую нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;
  • иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;
  • проводить физкультминутки;
  • осуществлять контроль за правильной позой учащегося во время занятий.

- необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

- индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

- целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

- руководство тактильным восприятием;

- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

- развитие познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

- систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

- использование рельефных пособий;

- учет темпа учебной работы;

- увеличение времени на выполнение практических работ;

- постановка и реализация на общеобразовательных уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;

- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

- целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;

- создание условий для развития  инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

- повышение коммуникативной активности и компетентности;

- совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности;

- обеспечение доступности учебной информации для тактильного восприятия;

- рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

- использование приемов, направленных на снятие физического напряжения;

- использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слепых;

Воспитательный потенциал предмета

Ценностными ориентирами начального общего образования слепых обучающихся выступают:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

─ чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

─ восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

─ проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

─ уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

─ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;

 ─ опоры на опыт взаимодействий в системе координат «слепой -нормально видящий», «слепой- слабовидящий», «слепой-слепой»;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

─принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;

─ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

─личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

─восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

─внутренней позиции к самостоятельности и активности;

─развития эстетических чувств;

развитие умения учиться на основе:

─ развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

─ формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

─развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

─ формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

─ развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

─ формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

─ формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

На изучение учебного предмета в соответствии с учебным планом ГБОУ «СКОШИ № 62» отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 недели).

Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»

Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 
  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); 
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

2) Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 
  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); 
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); 
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 
  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; 
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 
  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 
  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 
  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); 
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 
  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 
  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 
  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 
  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; 
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; 
  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; 
  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира; 
  • различать расходы и доходы семейного бюджета; 
  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; 
  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; 
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; 
  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; 
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; 
  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; 
  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; 
  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; 
  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); 
  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; 
  • соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
  • соблюдать основы профилактики заболеваний;
  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; 
  • соблюдать правила нравственного поведения на природе; 
  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
  • ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения предмета

«Окружающий мир»

Критерии оценки

Основная цель контроля по окружающему миру – проверка знаний фактов учебного материала, умения обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижений планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его повышение.

В соответствии с требованиями ФГОС, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития УУД обучающихся;
  • предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных  личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения ООПНОО ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая система оценки ориентирована на стимулирование стремления третьеклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ.

Тематический контроль по окружающему проводится в устной и письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работ обучающихся, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенно характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при составлении опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (пропедевтических и исторических).

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» отлично – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта, логичность и полнота изложения.

«4» хорошо – уровень  выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» удовлетворительно – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» неудовлетворительно – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда обучающихся. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.

Содержание учебного предмета в 3 классе

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. 

Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; 
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; 
  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; 
  • моделировать цепи питания в природном сообществе; 
  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; 
  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; 
  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; 
  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. 

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 

2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
  • описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; 
  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; 
  • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; 
  • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); 
  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; 
  • оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; 
  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; 
  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 


         Формы работы на уроке различны: коллективный диалог, работа в группе, работа в парах, фронтальная, индивидуальная. Используются нетрадиционные формы обучения (урок-исследование, урок-игра, урок-конкурс, урок-викторина, проектная работа в группах), которые позволяют открыть образовательные перспективы для исследовательской деятельности, нацеленные на реализацию деятельностного подхода к обучению предмета.


Тематическое планирование уроков «Окружающий мир»

(3 часа в неделю 68 часов в год)

Тема, раздел курса

Кол-во час

Контрольные работы

Практи

ческие работы

 Характеристика деятельности обучающихся

1

Человек и общество. часов

20

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество». Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны».

Ролевая игра по теме, например, «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае. Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме, например, «Уникальные памятники культуры России».

Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России.

Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т. д.

Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание).

Учебный диалог по теме, например, «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом». Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?».

Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет». Беседа по теме, например, «Доходы и расходы семьи». Практическая работа по теме, например, «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание).

Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета). «Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций (с тифлокомментированием и подробными описательными комментариями учителя). Символы стран, с которыми знакомятся дети.

2

Человек и природа.

35 ч.

Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и другое.

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха. Рассказ учителя, анализ схемы круговорота воды в природе.

Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание.

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей).

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях. Рассматривание (при специальном руководстве педагога) и описание особенностей внешнего вида бактерий.

Работа с иллюстративным материалом по теме (рельефно-графическими изображениями или на основе подробных комментариев учителя), например, «Какие грибы мы не положим в корзинку». Рисование схемы: «Шляпочный гриб». Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений». Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники. Коллективное создание схемы по теме, например, «Условия жизни растений». Рассказ-рассуждение о жизни растений.

Практическая работа в паре по теме, например, «Размножения растений (побегом, листом, семенами)».

Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций).

Дидактическая игра по теме, например, «Каких животных мы знаем». Коллективное составление схемы по теме, например, «Разнообразие животных».

Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных.

Учебный диалог по теме, например, «Как животные питаются». Составление и анализ цепей питания.

Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации (с использованием тифлоинформационных технологий и помощи ассистента).

Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб). Рассказ учителя по теме, например, «Как человек одомашнил животных». Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний питомец». Просмотр (с комментариями учителя) и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных».

Работа со словарём: определение значения слова «сообщество». Рассказ учителя по теме, например, «Что такое природное сообщество». Учебный диалог по теме, например, «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества». Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества. Беседа по теме, например, «Для чего человек создает новые сообщества?». Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе.

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека». Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов.

Практическая работа по теме, например, «Измерение температуры тела и частоты пульса».

3

Правила безопасной жизнедеятельности.

10

Практическая работа по теме, например, «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения». Анализ ситуаций по теме, например, «Что может произойти, если…». Ролевая игра по теме, например, «Расскажи малышу, как нужно вести себя на игровой и спортивной площадке». Рассказ учителя по теме, например, «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна». Работа в группах: составление памятки по теме, например, «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)».

Учебный диалог по теме, например, «Как обеспечить безопасность при работе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”». Обсуждение результатов проектной деятельности по теме, например, «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить».

Резерв

3

Итого

68

6

4

Количество контрольных и проверочных работ

Период обучения

Тесты

Контрольные работы

Практическая работа

Диагностические работы

1 четверть

1

-

1

1

2 четверть

-

1

1

-

3 четверть

1

1

1

4 четверть

1

1

1

1

ИТОГО

3

3

4

3

Календарно-тематическое планирование уроков «Окружающий мир»

№ урока

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

Раздел 1. Человек и общество 20

1

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели

1

2-3

Наша Родина - Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации и своего региона

2

4-7

Уникальные памятники культуры России, родного края

4

8-9

Города Золотого кольца России

2

10-12

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии

3

13

Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России

1

14

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них

1

15-16

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям

2

17-20

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся

4

Раздел 2. Человек и природа 35 ч

21

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света

1

22

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ

1

23

Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

1

24-26

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды

3

27

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

1

28-29

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым

2

30

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

1

31

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека

1

32

Первоначальные представления о бактериях

1

33

Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные

1

34

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды

1

35

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

1

36

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Охрана растений

1

37-39

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений

3

40

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений

1

41

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды

1

42

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений

1

43

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных

1

44

Особенности питания животных. Цепи питания

1

45-46

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери)

2

47

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

1

48-49

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений

2

50

Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах

1

51

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса

1

52-55

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

4

Раздел 3. Правила безопасной жизни 10

56-57

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний

2

58-59

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)

2

60-61

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна, знаки безопасности)

2

62-63

Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»

2

64-65

Диагностическая работа

2

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь» в 2 ч., М.: Просвещение, 2020.
  3. Плешакова А.А. «Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику». - М.: Просвещение, 2020.
  4. Максимова Т. Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» (к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. - М.: Вако, 2014 г.
  5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.1.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)

Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы     по предмету «Окружающий мир»

  3  класс

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/07/kim_okr_mir_3_klass.pdf

https://infourok.ru/kontrolnoizmeritelnie-materiali-po-predmetu-okruzhayuschiy-mir-klass-umk-shkola-rossii-3496149.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2) для 4 класса.

Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 кл, вариант 7.1

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2)

Рабочая программа для детей ОВЗ (вариант 7.2) с 1-4 классы...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (вариант 3.1)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (вариант 3.1) для слепых обучающихся содержит пояснительную записку, тематическое планирование, контрольно-измерительные материал...