Конспект урока "Картосхема.Масштаб"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_okr_mir_3kl_kartoshema_masshtab.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока.

Тема: «Картосхема. Масштаб». (3 класс, «Окружающий мир»)

Программа  развивающего обучения Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В

Цель урока (планируемый результат):

ученики должны получить первое представление о картосхеме, как способе изображения объектов на плоскости с учетом направлений движения, и о масштабе, как способе пропорционального изображения расстояний.

Пособия для урока: план школы: план школы, листы бумаги А3 с заданием (по одному на группу).

Место урока в программе: после темы «Практическая работа по ориентированию».

Этапы урока

Содержание

Комментарии

Учитель

Учащиеся

I этап

Задание1.

Составить инструкцию по эвакуации при пожаре для людей, не знающих планировки школьного здания. (Детям раздать листы А3 с заголовком «Инструкция по эвакуации при пожаре»).

Дети, работая в группах, составляют инструкцию в любой форме. Это может быть словесное описание действий, план с указанием направления движения, линейный маршрут или что-то еще.

После окончания работы готовые инструкции вывешиваются на доску.

II этап

Обсуждение работ детей.

Учитель знакомится с инструкциями, сравнивает их, оценивает возможность использования этих инструкций при эвакуации, задает уточняющие вопросы.

1.Если инструкции выполнены в виде словесного описания, учитель задает вопрос: не займет ли слишком много времени чтение инструкции, когда надо быстро эвакуироваться?

2.Если инструкции выполнены разными способами, например, в форме словесного описания и в виде плана, другой вопрос: какая инструкция удобнее?

3.Если одна или обе инструкции выполнены в виде плана, учитель задает вопрос:  как называется такой способ изображения?

Что такое план?

Дети отвечают на предложенные вопросы, обсуждают варианты, сравнивают их.

В результате обсуждения учащиеся должны прийти к выводам:

1. План в данном случае наиболее удобная форма.

2. План – это вид сверху.

III этап

Задание3.

На планах вы изобразили только путь эвакуации от вашего класса на улицу, но люди находятся и в других помещениях. Внесите предложенный вами маршрут в общий план школы.

Группы получают планы 2 этажа школы (размер А4).

Задание4.

Сравните изображение маршрутов на отдельном листе и на общем плане.

Вопрос: как сделать так, чтобы планы совпадали?

Дети  рисуют свой маршрут эвакуации на плане школы.

Кроме прочих различий в планах, дети должны заметить, что одни и те же расстояния отложены не одинаково на разных планах. Это противоречие  фиксируется на доске.

В ходе обсуждения, дети должны прийти

 к выводу: для того, чтобы перенести  маршруты на план, нужно:

а) измерить их длину с помощью мерки;

б) отмерить ее на чертеже, выбрав меньшую мерку. 

IV этап

Рассказ учителя о масштабе.

Учитель рассказывает детям, что таким приемом и пользуются при составлении планов, карт-схем. Этот прием называется выбором масштаба.

Масштаб карты показывает, какая мерка, использованная при построении маршрута на карте, соответствует какой мерке при измерении на местности.

После рассказа учителя дети выполняют задание на стр.34 в УТ (Крупномасштабные и мелкомасщтабные карты).

V этап

Домашнее задание.

Задание на стр.33 в УТ. (Вид разных предметов сверху).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...