Конспект урока: "Где живут слоны?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Пикина Юлия Игоревна

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Где живут слоны?". 1 класс. Класс для детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Пикина Юлия Игоревна

Предмет: окружающий мир. Класс:1  Учебник (УМК): Плешаков А.А. Окружающий мир 2 часть. 1 класс

Тема урока: Где живут слоны?  

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», стационарный видеоувеличитель,  глобус, вентилятор, пульверизатор, ПК, карточки с изображением животных, тактильная книга с животными, фигурки животных, растения.

Цель урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями «экватор» «саванна», «тропики».

Задачи урока:

Формировать УУД.

Предметные УУД: нахождение на глобусе экватора, саванны, тропических лесов; овладение начальными сведениями о жарких районах Земли и их животном мире, приводить примеры животных, установление связей между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Регулятивные УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Познавательные УУД: умение классифицировать объекты; освоение приёмов работы с рисунками и раздаточным материалом; становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.

Коммуникативные УУД: учиться высказывать своё мнение; умение слушать и вступать в коллективное обсуждение вопросов.

Личностные УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности; развитие познавательных интересов.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент (0 минут)

- Проверить готовность учащихся к уроку.

-Активизировать внимание.

- Создать позитивный настрой обучающихся на учебную деятельность.

Мы смелые, мы умные, мы внимательные, мы старательные. В первом классе учимся, все у нас получится.

Приветствуют учителя.

  1. Актуализация знаний (6 минут)

- Выявить уровень имеющихся знаний, выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний.

- для ответов на вопросы использовать средства альтернативной коммуникации.

Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы продолжаем путешествовать. Но для того, чтобы мы отправились в путешествие, мы должны проверить наши знания.

Ребята, я раздала вам тетради, положите их правильно перед собой и заправьте их в прибор.

Я буду читать утверждения, если вы с ним согласны пишите знак плюс, если не согласны минус.

Какими точками обозначаем плюс?

А какими точками запишем минус?

Берём грифель.

Рабочая строчка А 1 (верхняя).

  1. Северный Ледовитый океан и Антарктида – холодные районы.
  2. Антарктида участок суши, покрытый льдом.
  3. В Антарктиде тепло.
  4. На Северном полюсе живут пингвины
  5. На Северном полюсе живут белые медведи
  6. Белый медведь охотится на пингвинов
  7. Антарктида южный полюс.
  8. Пингвины летают.

Отложите тетради, я проверю работу позже.

Заправляют тетрадный лист в прибор для письма по Брайлю.

Отвечают

Точками 235

Точками 36

Берут грифель. Находят рабочую строчку.

Отвечают на вопросы.

Если по времени не успеем, то Саша отвечает на вопросы кивком.

Взять ручку отметить ответы.

  1. Самоопределение к деятельности (3 минуты)

- Создать

 условия для формулирования детьми цели урока.

Муравей Вопросик принес нам задания. Дарьяне надо соединить картинки животных с их средой обитания.

А Саше муравей Вопросик приготовил загадки:

Нос – как хвост, под ним – рога,
Каждая столбом нога, 
Сам огромный, словно дом! 
Кто это? Конечно ... 

У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это …

Дарьяна, а какая карточка у тебя осталась лишняя? Кто там изображен

Вы, наверное, уже догадались о ком пойдет речь на уроке? О ком?

А где вы можете встретить слона?

А знаете, где слоны живут в дикой природе?

А хотите узнать подробнее о местах обитания слонов?

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Выполняют задание. Обнаруживают, что слон не подходит ни к одному из предложенных мест обитания.

Отвечает на вопрос. Получается один ответ.

Отвечает на вопрос.

О слоне.

Проговаривают свои предположения.

Карточки с заданием положить Дарьяне на парту.

Если Дарьяна справится быстрее, то вторую загадку можно не отгадывать.

  1. Изучение новой темы (10 минут)

Создать условия для решения учебной задачи и нахождение путей её решения

Дарьяна пересядь к Саше за парту. Перед вами уменьшенная модель Земли. Что перед вами? Посмотрите.

Покажите на нем самые холодные районы Земли.

Как они называются?

А теперь соединяйте руки с одинаковой скоростью. Вы их соединили посередине. Чувствуете линию?

Эта линия называется экватор. По обе стороны от экватора на Земле располагаются жаркие районы: тропический лес и саванна.

Я предлагаю отправится со мной в увлекательное путешествие. И первая наша остановка – это тропический лес.

Подставьте мне свои ладошки. (Брызгаю пульверизатором).

Что вы чувствуете в тропическом лесу?

Вода.

А как в природе называются осадки в жидком  виде?

Послушайте звук тропиков.

А как вы думаете много дождей в тропических лесах?

Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Здесь тепло и влажно.

Посмотрите много растений в тропиках?

Много деревьев, пальм. Внизу растут кустарники, папоротники.

Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, тянутся к солнышку. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами…

В тропическом лесу обитают индийские слоны.

Посмотрите какой у слона хобот.

Зачем слону хобот?

Хоботом слон собирает плоды с деревьев, хватает предметы. Хобот – это нос, сросшийся с верхней губой.

Покажите свой нос.

Покажите верхнюю губу.

Есть у вас ноздри?

И у слона на конце хобота ноздри.

В тропических лесах живут не только слоны. Тропики богаты разнообразными животными.

А что это за животное? Посмотрите на него.

У павлина большой красивый хвост. Яркая окраска. Перья синие, зеленые.

Давайте посмотрим, кто обитает в озере? (черепаха)

Посмотрите.

Панцирь твердый. Это её передвижной дом.

А кто там ещё есть? (Крокодил)

Полуводное хищное животное. Опасное.

А вот по земле ползет питон.

Что это за животное?

Питон опасный, но не ядовитый.  

Показывают самые холодные районы Земли.

Северный полюс. Южный полюс.

Находят экватор.

Отвечают на вопросы.

Слушают звуки тропиков и рассказ учителя.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают картинку в книге и фигурку.

Говорят свои варианты.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают контурное изображение

Рассматривают контурный рисунок.

Находят в воде черепаху.

Находят крокодила.

Отвечают на вопрос.

Подвожу к глобусу.

Включить звук тропиков.

Пульверизатор, салфетки.

Выключить звук.

Книга с животными.

Раздать

Контейнер с водой, крокодилом и черепахой.

Даю в руки питона.

  1. Физкультминутка (1 минута)

Снятие умственного и физического напряжения

А сейчас отдохнем в тропическом лесу. Проведём физкультминутку.

Вставайте.

Капля первая упала – кап!

И вторая побежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап – кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим.

  1. Изучение новой темы (8 минут)

А теперь мы отправляемся в саванну. Послушайте звуки саванны.

Почувствуйте ветер.

Какой он?

Значит какая погода в саванне?

Садитесь за парту.

Посмотрите есть ли растения в саванне?

А что это за растения?

Верно в саванне много травы в сочетании с отдельно стоящими деревьями. Густого леса здесь нет, поэтому животным негде прятаться. Они живут стаями и умеют быстро бегать.

Обследуйте картинку. Что это за животное вам встретилось?

Страус.

У страуса перья. Значит что это за животное?

Но эта птица не умеет летать. Страус очень быстро бегает.

У нее длинные сильные ноги, как у лошади.

А это кто пасется?

Какое животное она напоминает?

Зебра полосатая дикая лошадь. Зебры пасутся небольшими табунами. На бегу быстроногие зебры становятся почти невидимыми: их полосы сливаются с травами.

Посмотрите, а кто это охотится на зебру?

Лев.

Посмотрите на льва. У него грива. Львы живут семьей, она называется прайд.

А это кто такой с длинной шеей?

А вот птица – секретарь. У неё маленькая голова, длинная шея, длинные ноги. Характерное отличие от других птиц – это чёрные перья на голове. Птица хищная. Любит полакомится змеями, ящерицами.

А это что за животное?

Носорог – крупное травоядное животное. Особенностью этих млекопитающих является рог на носу. Рог – грозное оружие носорога, даже слон уступает ему дорогу.

В саванне обитают африканские слоны – это самые тяжёлые животные планеты. Они больше индийский слонов.

Слушают звуки саванны.

Чувствуют теплый воздух.

Отвечают на вопросы.

Находят траву на парте.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинку в книге.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают контурное изображение.

Рассматривают фигурку.

Рассматривают фигурку.

Включить звук.

Включить вентилятор.

Книга с животными и фигурка страуса.

Выдать фигурку зебры и показать ее в книге.

Выдать фигурку льва.

Контурное изображение птицы – секретарь.

Игрушка носорог.

Игрушка слон.

  1. Практический этап (10 минут)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

На первый взгляд африканский и индийский слон похожи, но это не так.

Найдите отличия африканского слона от индийского.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Животные перемешались».

Дарьяна получает коробочку под названием «саванна». Тебе надо сложить всех животных, которые обитают в саванне, а Саша достается коробочка под названием «тропический лес». Саша сложи в свою коробочку тех животных, которые живут в тропиках.

У африканского слона уши больше и круглее,

у индийского — меньше и заострены внизу.

 Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая,

 у индийского — выпуклая.

Выполняют задание.

Контурные изображения слона индийского и африканского.

Контейнеры с надписями и фигурки животных.

Если время останется много Дарьяна выполняет задания в рабочей тетради.

  1. Рефлексивно – оценочный этап (1 минута)

Осмысление процесса и результата деятельности

Итак наш урок подходит к концу.

1. В каких районах Земли мы побывали?

2. Каких животных встретили в саванне?

3. А каких животных встретили в тропическом лесу?

Понравилось вам наше путешествие?

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс

Конспект урока: "Где живут белые медведи и слоны", 1 класс...

Конспект урока "Как живут животные?"

Разработка урока по новым стандартам....

Конспект урока "Как живут животные?"

Разработка урока по новым стандартам. Программа Школа России....

Конспект урока "Где живут медведи?"

Разработка урока . 1 класс...

Конспект урока "Где живут ноты"

Конспект урока для 1 класса "Где живут ноты" сопровождается презентацией.Урок составлен с учётом ФГОС....

Конспект урока «Люди живут в разных странах».

Развивающая программа Л.В. Занкова...