программа 3класс окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ktp_okr_mir.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет                      окружающий мир

Класс                                            3

Составлена на основе примерной программы по курсу «Окружающий мир» (1 – 4) и УМК авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.)

Количество часов                   68

Используемый учебник (название, автор, выходные данные)

  1. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Учебники «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019..
  2. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 3 класса ( в 2 –х частях) - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
  3. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Проверочные работы «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2021.

Раздел I

Пояснительная записка

          Рабочая программа по окружающему миру в 3 .классе разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: ст.28 п.2, п.3, п.3.6, п.6, п.6.1, п.7;
  •  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ;
  •  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

  • приказом МО и НРФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и  науки РФ от 6.10.2009 №373» , № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и  науки РФ от 17.12.2010 №1897», № 1578 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и  науки РФ от 17.05.2012 №413»,
  • Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785),
  • Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644),
  • Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480),
  • основных образовательных программ.

 

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение (учебные пособия входят в список федерального перечня учебников):

                                                 

  1. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Методическое пособие для учителя по курсу «Окружающий мир» для 3класса
  2. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Учебники «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМё. Лаборатория знаний, 2019.
  3. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 3 класса - М.: БИНОМё. Лаборатория знаний, 2021.
  4. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Проверочные работы «Окружающий мир» для 3 класса - М.:.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021

5.    Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Программа курса «Окружающий мир» (1 – 4) - М: Вита-пресс,

Электронные приложения

6. «Тайны пространства и времени для младших школьников» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2008 г.

7. «Окружающий мир. Тесты. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2009 г.

8. «Развитие речи. Работа с текстом. (1-4)» - диск с цифровыми образовательными ресурсами, - Изд-во: ЗАО «1С», 2010 г.

 Интернет-ресурсы

9. Сайт информационной поддержки «www.n-bio.ru»

10. Единая коллекция ЦОР  http://school-collection.edu.ru/catalog/

Раздел I

Планируемые результаты

В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования образовательные результаты описываются по трем основаниям.

                        Планируемые результаты обучения

Личностные  результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

*осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой Родине (городу, селу, региону), выражающееся в интересе к ее природе, культуре, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

*осознание различий между людьми в их потребностях, образе жизни и интересах, внешнем виде и пр. и необходимости взаимопонимания и конструктивного сотрудничества для достижения общих целей (толерантность, взаимопомощь);

*установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни; знание своего адреса, умение обратиться за помощью.

*способность различать способ и результат своих действий;

*умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы;

*способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (в том числе в готовых электронных информационных ресурсах);

*способность критически относиться к источникам информации и их надежности;

*умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);

* умение составлять текст-инструкцию;

*умение различать в информационном тексте факты (описания) и гипотезы, мнения, теории (объяснения).

* представление о планете Земля: о странах и континентах, Мировом океане; городах и природных ландшафтах России; формах рельефа местности; масштабных природных явлениях;

* освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных: умение строить и читать маршруты, картосхемы, планы, простейшие графики и диаграммы (столбчатые, площадные и круговые), профили и разрезы, таблицы;

*опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (ориентирования на местности — выбор направления движения, определение длины предстоящего пути, определение местонахождения; планирования маршрута; предъявления результатов своих наблюдений и опытов другим ученикам и взрослым; определения внутренней структуры объекта и пр.);

*знание названий 3–4 рек России, 3–4 горных массивов, 3–4 крупных озер, 3–4 морей, омывающих берега России; умение показать на карте эти объекты и границу России на политической и физической картах;

*знание названий форм рельефа местности, умение показать их на физической карте и других картосхемах;

*представление о процессах роста и развития человека, условиях правильного роста и развития, знания о мерах гигиены и профилактики заболеваний.

                                                                    Раздел II.

Содержание предмета «окружающий мир» в3 .классе

В соответствии с учебным планом  МАОУ СОШ №32 курс рассчитан на 2 часа в неделю, за год 68.ч

Основные содержательные линии

Характеристика

  1. Знакомые маршруты.

Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках

. 2. Направления движения. Горизонт. Стороны горизонта. Солнце и Полярная звезда

как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.).

3. Открытие мира

Древние мореплаватели – первые составители картосхем. Компас.

. Картосхемы Древние и современные картосхемы.

Картосхема – вид местности сверху, условные обозначения. Карта и план. Масштаб. Разномасштабные карты. Москва – столица нашей Родины. Изображение Москвы на разномасштабных картах. Достопримечательности Москвы, 9 их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы.

5. План класса План квартиры

Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой.

6. Карта мира Материки и океаны

их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах.

7. Наша Родина – Россия

Достопримечательности России. Крупные города России (СанктПетербург, Новосибирск и др.). Достопримечательности СанктПетербурга (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).

8. Физическая карта

Физическая карта России. Граница России. Моря и океаны, омывающие берега России, крупные реки (Волга, Обь, Енисей, Лена), горы (Урал, Кавказ, Алтай), озера (Байкал, Ладога, Онега)

. 9. Политическая карта

Россия на политической карте. Страны и Тренировка в чтении картосхем. Работа с Продолжение31 1 23 народы мира (общая характеристика) Страны - соседи России (3-4), их столицы, народы, национальные символы, традиции, главные достопримечательности.

10. Россия – многонациональная страна

. Народы, населяющие Россию. Их национальная одежда, еда, традиции (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Дружба детей нашего класса – дружба представителей разных народов России.

11. Водоемы

Поведение на воде Обозначение высот и глубин на карте. Водоемы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании. Поведение на воде.

12. Туристическая картосхема

Изолинии на карте. Туристическая картосхема. Родной край – частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др. Правила поведения на экскурсии. Синоптические карты. Прогнозирование погоды. Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края.

13. Земная поверхность

Формы земной поверхности (горы, холмы, равнины, овраги), их обозначение на картосхемах. Профиль местности. Водоемы, их разнообразие и обозначение на картосхемах (озеро, пруд, река – русло, устье, притоки, моря, океаны).

14. Биосфера – живая оболочка планеты

Животные и растения материков и океанов. Растения, животные, грибы и бактерии. Насекомые, рыбы, птицы, звери и другие животные. Животные – спутники человека. Одомашненные животные. Хранители жизни – растения. Посадка деревьев. Спилы деревьев (годичные кольца). Внутреннее устройство плодов растений.

15. Почва, ее состав

Образование почвы. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв.

16. Горные породы

породы Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные). Слои земной коры. Примеры горных пород и минералов.

17. Полезные ископаемые

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2-3 примера).

18. Рельеф местности

местности Изменения рельефа местности под действием сил Природы и под влиянием человека. Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе на примере окружающей местности).

19. Внутреннее устройство Земли

Земли Внутреннее устройство Земли. Движение литосферных плит. Землетрясения. Извержения вулканов

20. Человек на планете Земля и его здоровье

Человек на планете Земля и его здоровье. Зависимость продолжительности жизни от питания. Рост и развитие человека. Рацион здорового питания человека. Потребность человека в чистом воздухе. Бактерии и другие микробы в загрязненном воздухе. Гигиена кожи и органов дыхания. Заболеваемость в разное время года. Профилактика заболеваний и травматизма

Решать практические задачи:

-проводить целенаправленное наблюдение за живыми существами и процессами, происходящими с ними; -строить ряды объектов по указанному свойству.

-строить простейшие классификации объектов.

-планировать и проводить несложные опыты (вместе с одноклассниками); -использовать шкалы разной мерности для измерения свойств объектов и процессов (в рамках рассмотренных на уроках); -измерять силу ветра, количество осадков;

-измерять температуру воды и собственного тела с помощью термометра; -измерять время разными способами.

-представлять результаты наблюдений и опытов в виде простейших картосхем, графиков, шкал, таблиц, диаграмм; -читать простейшие картосхемы, шкалы, графики, диаграммы, таблицы, разрезы;

-фиксировать маршрут своего движения с помощью символической записи и на картосхеме; -определять твердость минерала по шкале Мооса.

-определять силу ветра по шкале Бофорта.

-определять стороны горизонта по компасу, звездам и Солнцу. -строить график процесса собственного роста.

-строить свой температурный график.

     Учебная деятельность организуется в двух формах: урочной и внеурочной . Наиболее эффективной формой внеурочной деятельности, позволяющей формировать и оценивать метапредметные достижения учащихся являются образовательные события, исследовательские и проектные работы.

           Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия для формирования метапредметных умений, а также выделены темы для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

         

  Темы образовательных событий:

1.В стране невыученных уроков

2. Выходной день

Темы проектных работ:

1. Путешествия по планете

2. Здоровый образ жизни – условие правильного роста и развития.

Здоровое питание

Темы исследовательских работ:

1. Ориентирование по компасу

2. Работа с таблицами (на разном материале)

  Экскурсии:

1.В парк ,ориентирование на местности

2.Энтнографический музей

Организация контроля и оценки

Для 2-4 классов

Входной контроль (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и  актуальным уровнем, необходимом для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу. Составляется диагностическая карта , без фиксации результатов в электронном журнале.

Текущий контроль. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Работы для текущего контроля составляются из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Положительный результат фиксируется в электронном журнале.

ДЛЯ классов РО Тестовая диагностическая работа  (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися пооперационным составом действия, необходимым в рамках решения учебной задачи. На входе результат фиксируется в диагностической карте учителя, а на выходе -  в электронном журнале.

Тематический контроль проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы по определенной теме, описанные в характеристике содержательных линий.

 Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

 Результат фиксируется в диагностической карте учителя и в электронном журнале.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Результат фиксируется в диагностической карте учителя и в электронном журнале.

 Решение проектных задач. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.

Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:

  • глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
  • доказательность представленного материала,        обоснованность выводов;
  • качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
  • чёткость и ясность представления проектного        задания        перед классом;
  • содержательность и аргументированность ответов на        вопросы одноклассников.

        По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:

2 балла    

высокий уровень

1 балл      

средний уровень

0 баллов    

низкий уровень 

        

               Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку  педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода , при этом учитывая, что оценке «5» соответствует90-100% выполнения работы, «4» -60-89%, «3»-40-59%.

В курсе «Окружающий мир» начальной школы выделяются содержательные линии: «Естествознание» и «Обществознание».

Раздел III        Тематическое планирование по предмету окружающий мир  класс 3

урока

Разделы, тема

К-в

час

Материально-техническое оснащение

Даты провед.урока

план

факт

Путешествие по карте. 33 ч

1

. Стартовая работа

1

Видеоурок.

https://youtu.be/Vol7yvQfsic

Видеоурок на сайте «Инфоурок».

https://vk.com/video-82398466_456239074

Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Проверочные работы «Окружающий мир» для 3 класса - М.:.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021

Итоговая работа. Стр. 32-41

http://school-collection.edu.ru

Работа с практикумами: «Дорожные знаки».

«Безопасные маршруты»

«Городские маршрут

ты»

2

Анализ ошибок

1

3

Маршрут - линейная запись пути

1

4

Безопасные маршруты в школу и домой. Правила поведения на дороге

1

5

Поиск направления

1

6

Выбор и обозначение направления движения. Стороны горизонта

1

7

Ориентация по солнцу

1

8

Ориентация по луне и звездам

1

9

Ориентация по местным признакам

1

 

http://school-collection.edu.ru

Работа с конструктором плана комнаты.

Работа с конструктором плана местности

ЦОР «Путешествие по родному краю»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/108716/

https://infourok.ru/praktikum-rabota-s-kartoy-3881826

Практикум «Работа с картой»

Работа с ЦОР «Прогулка по летнему водоему».

http://school-collection.edu.ru

составление раскладки – работа с ЦОР «Раскладка»).

http://school-collection.edu.ru

Фильм Жизнь в океане

ЦОР «О чем может рассказать таблица?» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f/108739/? Презентация.

Математические задачи в таблицах, (интеграция с математикой

10

Открытие мира.

Древние мореплаватели – первые составители

картосхем.

1

11

Исследовательская работа .Ориентирование по компасу

1

12

Проверочная работа №1 «Маршрут и система направлений»

1

13

Анализ ошибок

1

14

Изображение расстояний на картосхеме (постановка и решение учебной задачи)

1

15

Мелкомасштабные и крупномасштабные изображения

1

16

Москва – столица нашей Родины.

Улан-Удэ на карте.

1

17

Изготовление плана квартиры

1

18

Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой. (ОБЖ)

1

19

 2 чет

Проект «Почтовый ящик» - изготовление почтового ящика на основе плана класса.

1

20

Проект «Почтовый ящик» - изготовление почтового ящика на основе плана класса.

1

21

Материки и океаны Земли. Карта мира

1

22

. Жизнь на разных континентах

1

23

 Проектная работа .Путешествия по планете

1

24

. Путешествие по карте России

1

25

Просторы России

1

26

Россия и ее соседи

1

27

Народы России

1

28

Изображение высот и глубин на карте (урок постановки и решения учебной задачи)

1

29

Работа с туристской картосхемой. Достопримечательности России и родного края

1

30

Города России. Москва и Санкт-Петербург

1

31

Реки и озера России. Обозначение глубины на картах. Поведение на воде (ОБЖ)

1

32

Заповедные места России. Красная Книга. Ареалы охраняемых животных

1

33

3 чев

 РНК Заповедные места Бурятии. Красная Книга. Ареалы охраняемых животных

1

34

 Изолинии на синоптических картах. Прогноз погоды

1

35

 Реки и озера Бурятии. Обозначение глубины на картах

1

Земля и жизнь на ней.

36

В горах и на равнинах (урок постановки и решения учебной задачи)

1

37

Рельеф местности. Формы рельефа

1

38

Океан и его обитатели

(дополните материал)

Биосфера – живая оболочка планеты (урок постановки и решения учебной задачи)

1

39

Одомашненные животные.

Животные-спутники человека

1

40

 Классификация и таблица

Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери и другие (урок постановки и решения учебной задачи

1

41

Исследовательская работа.Работа с таблицами (на разном материале)

42

Растения и их значение в природе (урок постановки и решения учебной задачи)

1

43

Развитие растений

1

44

Почва – верхний слой земной коры. Состав почвы. Плодородие почвы

1

45

Животные почвы

1

46

Образование и разрушение почвы

1

47

Слои земной коры Горные породы и минералы

1

48

Виды горных пород. Определение горных пород

Минералы.

1

49

4 четв

Полезные ископаемые и их свойства. Использование полезных ископаемых

1

http://files.school-collection.edu.ru/ 

Интерактив-

ные задания

по составу

почвы.

https://infourok.ru/

Видеофраг-

мент «Эрозия

почвы»

https://www.youtube.

Фильм о добыче полезных ископаемых в Бурятии

https://infourok.ru

Работа с определителем горных пород.

http://school-collection.edu.ru/catalog/

ЦОР

Вулканы

50

Изменение рельефа местности под действием сил природы

1

51

Обобщение. Проверочная работа  «Разрезы        

1

52

Внутреннее строение Земли

1

53

Извержения вулканов

1

54

Землетрясения на Земле (урок постановки и решения учебной задачи)

1

55

Землетрясения на Земле. Проверочная работа

1

56

Решение задач по построению и чтению столбчатых диаграмм. Работа с конструктором столбчатых диаграмм

1

57

Решение задач по построению и чтению столбчатых диаграмм. Работа с конструктором столбчатых диаграмм

1

58

Развитие психических способностей человека. Игра, учение, работ

1

59

Проектная  работа.Здоровый образ жизни – условие правильного роста и развития.

Здоровое питание

1

60

Итоговая проверочная работа

1

61

  Анализ итоговой работы.

Что мы умеем и чему хотим научиться?

1

ЦОР «Наш класс»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e30f9b4f-681b-409c-a6ae-6fd10bb37744/?from=f18cbcd2-0184-4d7a-8f2e-1fceb19c680f&

62-63

Итоговый проект «Наш класс»

2

64-68

Резерв

1

Нормы оценок по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов; их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.

             Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать, мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.


Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3класс

Рабочая программа составлена по УМК "Школа России"....

Тематическое планирование ПНШ 3класс окружающий мир

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3класс А.А.Плешаков...

Рабочая программа по окружающему миру 3класс

Рабочая программа по окружающему миру 3класс УМК "Школа России"...

Программа по окружающему миру по УМК "Начальная инновационная школа" 3класс

Рабочая программа и календарно-темптическое приложение по окружающему миру 3класс...