Урок окружающего мира в 3 классе "Наши ближайшие соседи"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Афиногенова Валентина Александровна

УМК: «Школа России» (автор учебника Плешаков А.А.)

Класс: 3

Тема урока: Наши ближайшие соседи

Место урока: урок 58, 2 урок в разделе «Путешествие по городам и странам»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель содержательная: познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации и названием их столиц.

Цель деятельностная: научить детей показывать на политической карте границы стран-соседей России и их столицы.

Задания для самостоятельной работы: https://disk.yandex.ru/d/uKPygCeWnaN0dg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.1.3._tk_nashi_blizhayshie_sosedi.docx133.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пгт Синдор

Княжпогостского района Республики Коми

Урок окружающего мира в 3 классе

НАШИ БЛИЖАЙШИЕ СОСЕДИ

C:\Users\Пользователь\Desktop\1. НОВОЕпортфолио\4\КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ\Урок НАШИ БЛИЖАЙШИЕ СОСЕДИ\Наши соседи - РАСПЕЧАТАТЬ\Наши ближайшие соседи.jpg

Автор работы: Афиногенова Валентина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» пгт Синдор

Синдор

2021

УМК: «Школа России» (автор учебника Плешаков А.А.)

Класс: 3

Тема урока: Наши ближайшие соседи

Место урока: урок 58, 2 урок в разделе «Путешествие по городам и странам»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель содержательная: познакомить детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации и названием их столиц.

Цель деятельностная: научить детей показывать на политической карте границы стран-соседей России и их столицы.

Задачи:

Образовательные – узнать, с какими странами граничит Россия, сколько «соседей» у России, какие бывают границы; научиться показывать границы соседей России и их столицы.

Развивающие – развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, уважения к окружающим.

Воспитательные - формирование основ гражданской идентичности личности на основе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей; уважения истории и культуры каждого народа.

Планируемые результаты:

Предметные – знать страны, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации, уметь показывать на политической карте границы стран-соседей России и их столицы.

Познавательные УУД - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных источниках.

Регулятивные УУД - принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные УУД - соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться с членами группы, приходить к единому мнению.

Личностные - положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания, развитие любознательности, формирование доброжелательного отношения друг к другу, умение оказывать взаимопомощь, выражать свои мысли с учётом задач и ситуаций общения, уважительное отношение к другим народам.

Образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения, обучение в сотрудничестве, технология исследовательской деятельности, технология личностно-ориентированного обучения.

Методы ведения урока: деятельностный

Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная

Оборудование: политическая карта Евразии, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности)

Рифмованное начало

-Здравствуйте, ребята!

Прекрасный день! Прекрасный час!

Я очень рада видеть вас!

Стремимся к знаньям! И успех

Пусть улыбается для всех!

- Улыбнитесь соседу по парте.

Приветствуют учителя, друг друга и присутствующих

Личностные:
-сформированность потребности в самовыражении и самореализации,
Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Проблемный вопрос,

маршрутный лист,

работа со словарём

- А кто такие соседи, как вы понимаете?

Маршрутный лист. Давайте обратимся к словарю! (Читаем по группам)

СЛОВАРЬ русского языка:

Сосед

1. Тот, кто живёт вблизи или рядом. (Сосед по лестничной площадке). - Что общего у людей в данном случае?

2. Тот, кто занимает ближайшее место. (Сосед по парте). - Что общего?

3. Государство, граничащее с другим государством. - А здесь что должно быть общее? (Границы).

- Мы с вами в каком государстве живём? (Россия, Российская Федерация)

- Что вы знаете о России? (И первый космонавт в мире тоже наш! Сегодня День космонавтики!)

- А границы есть? Кто сможет их показать? (Напомнить о правилах при работе с картой)

-Когда мы показываем границы России, то не забываем показывать небольшую часть территории на западе. Это Калининградская область.

- Покажите столицу России.

- А у нашей страны есть соседи? Как узнали?

И так, кто может тему нашего урока?

НАШИ БЛИЖАЙШИЕ СОСЕДИ (записать в маршрутный лист)

(Ответы детей)

Работают по маршрутному листу,

Работают со словарём

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока

        

Личностные:
-сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
Регулятивные:
- планирование своих действий,
- внесение необходимых корректив в действие

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

3.Этап выявления места и причины затруднений 

ЗХУ

 - Я предлагаю вам заполнить таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

С какими странами граничит Россия?

Знаю и умею показывать границы соседей России и их столицы

Сколько «соседей» у России?

Какие бывают границы?

Подпишите их. В первом столбике написаны вопросы. Если вы знаете ответ на вопрос, ставьте +, если не знаете, то ставьте –.

Итак, если мы этого не знаем, то хотите узнать? Ставьте + в третий столбик.

Работают с таблицей ЗХУ

Личностные:
- развитие «Я-концепции» и самооценки личности,
Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий

Познавательные:
- структурирование знаний,
- формулирование проблемы

Анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

4. Этап построения проекта урока выхода из создавшейся ситуации

Постановка задач, разработка плана работы на уроке

Значит, мы поставим перед собой какие задачи?

  1. Узнать, с какими странами граничит Россия.
  2. Показывать границы соседей.
  3. Узнать, сколько «соседей» у России.
  4. Узнать, какие бывают границы.

Формулируют задачи и разрабатывают план работы н уроке

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

Коммуникативные:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблемы

Постановка детьми целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

5. Реализация построенного проекта

Мини-исследование

Информационный лист, маршрутный лист

- Где мы можем это узнать? Назовите источники информации!

(Подумать самостоятельно, оценить то, что вы знаете, посмотреть книги, спросить, познакомиться с кино, обратиться к компьютеру, понаблюдать, провести эксперимент)

- Я предлагаю вам провести небольшое исследование по группам. У вас на столах имеются информационные листы и маршрутные листы.

Объясняю задание: Изучив информацию, вы заполняете таблицу в маршрутном листе и готовите отчёт по вашему исследованию.

/Предлагаю такой порядок отчёта: Регламент полминуты (30 с)

1 – называет страну и её столицу, прикрепляет флаг

2. Показывает границы и столицу

2 – здоровается на языке страны

3 – сообщает нам интересные факты/

Проводят мини-исследование по группам

В маршрутном листе заполняют отчёт

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности
Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Познавательные:
Установление причинно-следственных связей

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Физминутка

Физминутка

Мы немножко отдохнем:

Встанем, глубоко вздохнем

В путь пойдем мы вдоль границы,

Будем страны знать, столицы.

Хорошо мы погуляли -

Много нового узнали!

Выполняют физминутку

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Отчёт по мини-исследованию

Отчёты.

- Кто был внимательным, тот услышал, какие бывают границы. Записываем (сухопутные и морские).

- Как нужно жить с соседями? Дружно! Зачем нам это надо?

Отчитываются по мини-исследованиям

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные:
- структурирование знаний

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Самостоятельная групповая работа (классификация)

Распределите страны в 2 группы:

Имеют общую границу с Россией и не имеют общей границы с Россией.

(Конверт с названиями стран)

Работают самостоятельно, результат сравнивают с эталоном

Личностные:
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

8. Этап включения в систему знаний и повторения 

Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы:

- Какие бывают границы?

- Сколько стран - соседей у России? (18)

- Какие государства имеют морские границы?

- В какой стране проживает больше всех жителей?

- Какие государства граничат только с Калининградской областью?

Отвечают на вопросы

Регулятивные:
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

9. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

Домашнее задание с градацией (основное и исследовательское)

Учебник с. 100-104

Тетрадь с. 60-63

Творческое задание – провести мини-исследование об одной из стран-соседей России и подготовить отчёт (по желанию).

Знакомятся с домашним заданием

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

ЗХУ,

«Закончи предложение»,

«Смайлики»

- Положите перед собой листочки ЗХУ.

- Все задачи выполнены? Отлично!

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- Прикрепите магнитик-смайлик на территорию страны, которая вас заинтересовала и в которой вам захотелось побывать.

Заполняют листы ЗХУ, анализируют урок, свою работу,

прикрепляют смайлики на карту

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

Регулятивные:
- адекватная самооценка

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной форме

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и и...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Наши ближайшие соседи" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с государствами- ближайшими соседями России.Планируемые результаты:Предметные: ·        знать:государства, граничащие ...

Конспект урока по окружающему миру . Тема: «Наши ближайшие соседи»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные:Знать, какие страны находятся на гра...

Конспкт урока по окружающему миру Тема: «Наши ближайшие соседи» Школа России 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные: Знать, какие страны находятся на границе с Ро...

Конспект урока окружающего мира.Тема: "Наши ближайшие соседи" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений детей  о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц,...

Конспект урока по окружающему миру 3кл "Наши ближайшие соседи"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: - уметь находить и показывать на карте страны и ...

Конспект урока окружающего мира.Тема "Наши ближайшие соседи"(УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: "Наши ближайшие соседи."Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;     совершенствование умений работы с ...