Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Водные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме

"Водные богатства"

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

  • способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
  • развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
  • позволяет расширить словарный запас;
  • повышает познавательную активность;
  • позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
  • способствует эффективному запоминанию информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx168.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме

"Водные богатства"

  • Тарасова Лидия Васильевнаучитель начальных классов

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

  • способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;
  • развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;
  • позволяет расширить словарный запас;
  • повышает познавательную активность;
  • позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью компьютерного моделирования;
  • способствует эффективному запоминанию информации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

 Цель: познакомить с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов  родного края, красотой моря, развивать любознательность, воспитывать любовь к природе.

Задачи:

  • Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
  • Формировать  умения  работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; учить формулировать выводы из изученного материала,  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
  • Воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, карты рек  (3 конверта для выполнения упражнений), компьютер, экран,  презентация, лист оценки, иллюстрации по теме, карточки для индивидуальной работы, проект «Вода».

Используемые технологии:

  • Здоровье-сберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
  • Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
  • Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
  • Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

План-конспект  урока:

  1. Организационный этап – 1 минута
  2. Проверка  домашнего задания- 5 минут

Проблемная ситуация + деятельность по её решению.

  1. Формулировка темы и задач урока  (водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи)– 2 минуты.
  2. Доклад по результатам исследовательского проекта «ВОДА»-5 минут.
  3. Работа по теме урока – 15 минут.
  4.        
  • Проведение опыта (практическая работа)
  • Естественные и искусственные водоёмы
  • Работа в группах
  • Рисунок: река, строение реки.
  1. Физминутка – 2 минуты
  2. Работа по учебнику и тетради -7 минут
  3. Проверка знаний +самооценка, сравнение с образцом – 3 минуты
  4. Рефлексия – 3 минуты
  5. Варианты домашнего задания – 2 минуты.

Ход урока

1 . Организационный этап

2. Проверка домашнего задания (работа с карточками).

                             Формы земной поверхности

1)

2) холм (гора) и его части

Оцените выполнение домашнего задания, нарисовав человечка на одной из частей горы, согласно лесенке достижений.

3.Формулировка темы и задач урока  

-Что вы слышите? Какую картину вы себе представляете?

-Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем говорить?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (записать на доске)

4. Доклад по результатам исследовательского проекта «ВОДА».

5.Актуализация знаний.

а) проведение опыта (опыт проводит учитель);

Возьмем три стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыпаем почву, во вторую – столько же песка, в третью – столько же размельченной глины. Нальем одновременно во все три воронки одинаковое количество воды.

-Понаблюдайте, что происходит, сделайте вывод.

(Почва и песок пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит и в природе).

-А что же вы уже знаете или помните из 1 класса о водоёмах? (дополни предложения)

1. Водные богатства нашей планеты составляют: моря,……………………

2.Водоём, сделанный человеком называется…………………

3.Водоём, который создала сама природа……………………..

б) работа в группах.

Догадайся, что пропущено в описании.

1 группа: Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился _______________. Теперь в нем разводят рыбу.

 2 группа: Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось________________. Сейчас из него берут воду для города

3 группа: Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ______________. Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую.

6.Изучение нового материала

- В домашней работе вы указали части холма. А знаете ли вы, что у реки тоже есть части? А у кого ещё мы изучали части? Назовите части тела человека (Основные).

А назову я свою  девицу-красавицу реченька девчушка-речушка. И не случайно именно так, потому что у неё строение почти так, как у людей (подписывать) голова-это исток, начало, так как начало всем нашим действиям и даёт головной мозг

- затем у нас есть правая рука и левая (покажите) – это притоки, другие реки, ручейки  с правой стороны правые  притоки  с левой стороны  левые притоки

У реки есть правый берег и левый берег.

Углубление, по которому течёт река - это русло реки. Течет наша река, течет и вдруг на пути другая река, и наша реченька впадает в другую речку или море. И место впадения реки в другую речку называют устьем. Слилась одна реченька  с другой, и бегут вместе реченьки-подружки, журчат и не скучно

 им вот так всем вместе.

Дружным ребятам некогда скучать. Давайте отдохнём и повеселимся. Представьте себя реченькой-звёздочкой

7.Физминутка «Речка».

8.Работа по учебнику и тетради.

  -Но это всего лишь картинка, а вот как выглядят части реки на схеме стр.83.

Самостоятельноно прочитайте текст на стр. 83 и скажите, как определить правый и левый берег у реки?

 - В рабочей тетради на странице 51 подпишите на схеме исток и устье реки, стрелкой обозначьте направление течения реки.

На правом берегу нарисуйте человечка, а на левом - дерево.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ   «Не всякая водица для питья годится»

-Почему так говорят в народе?

(ответы детей)

А теперь послушайте о чём свидетельствуют научные факты.

Экология – это..

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья.

В морской воде содержится 35г соли на стакан воды. Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.

Пресной, т.е. несолёной воды, существенно меньше. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах, реках и под землёй. Но и эти запасы сокращаются из-за их загрязнения.

----------------------------------------------------------------------

"Вода - самое главное вещество на планете. Без неё не было бы людей, животных, деревьев, цветов.

Каждое утро начинается с воды. Я встаю и умываюсь, пью чай, кушаю суп.

"Велико значение водоёмов в жизни людей. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на берегу озер о рек. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. 

Вода необходима в быту, для животных, для растений. Она входит в состав любого живого организма, в ней купаемся, помогает в производстве электроэнергии. Важна вода в производстве любой вещи, для строительства, моет людей, машины, дороги, города. Вода удобная дорога, а минеральная вода - полезна.

Заводы и фабрики нарушают экологическое равновесие, сливают грязную воду и нефтепродукты в реки и озёра.

-Если воду не очищать, то вся рыба и животные умрут, люди будут болеть.

9.Рефлексия

- что вы можете сказать о значении и употреблении воды

- Рассмотрите карту. Сколько много рек, озёр, морей есть на ней и у каждой есть своя история, своя тайна. Существуют целые легенды о происхождении некоторых рек и озёр, сложены стихи и песни об удивительной силе воды.  

Как называется главная река нашей малой родины?

(Главная река Крыма - Салгир)

-А знаете ли вы, что  обозначает - Слово «Салгир»?

Салгир- звучное слово, происходит из черкесского языка.

Сал - значит «приток», а «гир»- водный источник. В Древнем Крыму Салгиром  называли любые русла, наполнявшиеся водой после дождей. Длина Салгира – 232км. Ее русло начинается в районе Ангарского перевала и теряется у берегов Азовского моря. Около Симферополя Салгир образует водохранилище, снабжает питьевой водой столицу Крыма.

- Какие ещё реки есть у нас в Крыму?

Реки Крыма

Альма – 84 км

Бельбек – (самая полноводная) -63 км

Черная – 41 км

Кача – 69 км

Учан – Су – (Водопадная)  г. Ялта

Дерекойка (Бытрая) г. Ялта

Авунда – г. Гурзуф

Улу- Узень – г.Алушта

Баюк Карасу, Бурульча (восточнее Симферополя).

В Крыму около 150 рек, большая часть их приходится на Южный берег. Все реки впадают в другие реки или в Черное море.

Тайна воды.

Учёные много лет изучают воду, но ещё и не узнали о ней и половины. Не так давно доказано, что вода обладает памятью, она может понимать то, как к ней относится человек. Поэтому с ней можно разговаривать. Утром, когда вы умываетесь, можно говорить следующие слова:

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

И вы будете всегда красивыми, здоровыми и бодрыми. За стол надо садиться с хорошим настроением и добрыми мыслями.

- Какими источниками вы можете пользоваться для извлечения информации?

(Книги, географические карты, атласы, интернет).

10.Подведение итогов.

Вернёмся к началу урока и вспомним какие вопросы вас интересовали вначале урока и на какие мы с вами успели ответить а на какие предстоит дать ответ (подчёркиваю на доске).

 

11.Домашнее задание стр.82-85 прочитать о красоте моря и тетрадь стр.52-53.

Подготовить сообщение о реках Крыма.

карточки

«Лесенка достижений»

Компьютер. Аудиозапись «Музыка моря»

Презентация.

рисунок

Работа по учебнику

Пословица

Экологический десант

Слайд «Значение и употребление воды»

Слайд  «Я не знал, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Открытый урок по окружающему миру во 2 «В» классе по теме: «Путешествие по Москве»

Открытый урок по окружающему мируво 2 «В» классе по теме: «Путешествие по Москве»...

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края"

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Водные богатства нашего края" по учебнику А.А. Плешакова. Конспект разработан по водным богатствам республики Башкортостан, в частности ...