Технологическая карта урока окружающего мира «Зима в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирование у младших школьников представлений о зимних явлениях неживой природы.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о неживой природе зимой;
  2. Формировать умение обобщать и систематизировать свои наблюдения над зимними природными явлениями.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание через наблюдения детей над явлениями природы;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению окружающего мира через активизацию инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  3. Развивать речь, логические операции, способности учащихся через разные формы работы на уроке.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по окружающему миру

Дата: 9.02.21

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 2 «т»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 109

Студент: Боронина Елена

Группа: 31

Учитель: Моцная Наталья Викторовна

Методист: Лебедева Елена Юрьевна

Тема урока «Зима в неживой природе»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у младших школьников представлений о зимних явлениях неживой природы.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о неживой природе зимой;
  2. Формировать умение обобщать и систематизировать свои наблюдения над зимними природными явлениями.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание через наблюдения детей над явлениями природы;
  2. Развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению окружающего мира через активизацию инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  3. Развивать речь, логические операции, способности учащихся через разные формы работы на уроке.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

 Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный (слово учителя)

Ф

Осуществляет психологический настрой учащихся  на  продуктивную работу на уроке.

- Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!

- Ребята, урок начнём с улыбки. Меня зовут Елена Александровна. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

Слушают.

Настраиваются на работу.

Улыбаются друг другу.

Л.: мотивация к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический (стихотворение), проблемный, моделирование (аналитический), Ф, П

Проверка знаний по прошлой теме. На слайде представлены картинки природы.

- Ребята, что вы видите на экране?

-А кто мне скажет, что такое природа?

- Как называются все изменения в природе?

- А что такое явление природы?

 - Верно. Скажите, а к какому времени года относятся эти картинки? А что это за картинки? К какой природе они относятся?

- Назовите месяцы, которые есть в зиме?

- Какие праздники вы помните, которые мы празднуем зимой?

- Вы назвали праздники, которые я уже знаю. Сейчас уже февраль, но давайте вспомним, какие праздники есть в декабре?

- Какой интересный праздник!

Предлагается проблемная ситуация.

- Ребята, пока я к вам шла, у меня все картинки перепутались и их нужно распределить на 2 группы. Только подумайте, какие 2 группы, и какие картинки вы отнесете в одну из групп. Работаем в парах.

Производится проверка с эталоном.

- Давайте с вами проверим. Как вы назвали группы?

- По каким признакам вы определили это? Что такое живая природа?

- Верно! А что меняется в природе с наступлением зимы?

Отвечают.

- Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Она бывает живой и неживой.

Отвечают. (Явления природы) (Это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека)

(К зиме.)

(К неживой природе)

(Декабрь, январь, февраль)

(Новый год, день Защитника Отечества, Рождество.)

Отвечают.

(День святого Наума. Он празднуется 14 декабря. В этот день дети начинали учиться.)

Учащиеся распределяют картинки на 2 группы и определяют названия этих групп.

(Живая природа и неживая)

(это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться)

Отвечают. (Деревья вбрасывают листву, становится холодно)

П: извлечение необходимой информации

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа, рассуждение), Ф

Предоставляется возможность учащимся самим назвать тему урока.

-  Давайте предположим, о какой природы мы сегодня поговорим, раз мы уже говорили о живой природе?

- Значит, назовите полностью тему нашего урока.

Предлагается самостоятельно поставить цели урока.
- Какую цель мы с вами можем поставить на урок?

Сами называют тему.
Отвечают.

(Неживой природы)

Отвечают. (Зима в неживой природе)

Отвечают.

(Рассмотреть зимние явления в неживой природе)

П:  постановка и формулирование проблемы

Р: целеполагание

Слайд.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), Ф, К, Г

- Давайте вспомним правила работы в группе.

- Ребята, у каждой группы сейчас есть свой конверт. В каждом конверте есть слово, которое вам нужно собрать, что и является темой, о чем вы будете говорить. В учебнике на странице 12 об этом есть информация. Ваша задача: собрать слово и ответить на вопросы, которые вам даны, опираясь на текст в учебнике. Также на слайде будет представлен алгоритм работы.

- На выполнения задания у вас есть 4 минуты.

Проверка выполненного задания. На экране дублируются фотографии, которые соответствуют рассказу учащегося.

- Итак. Сейчас один ученик из команды будет нам рассказывать о каком-то явлении, а все остальные слушают внимательно, открывают свои рабочие тетради на странице 8 и в задание номер 2 записывают названия явлений, о которых вам рассказывают. У каждого представителя есть 30 секунд, чтобы представить свою группу и явление в природе.

Включается фрагмент аудиозаписи.

- Давайте мы с вами послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» в исполнение советского актера Олега Фёдорова.

- Чем вам понравилось стихотворение?

- Вспомните, вам группа рассказала о снежинках. А вы хотите услышать интересный факт о них?

- В 1887 году в Америке видели снежинку, которая была размером в 38 см. Вы представляете, какая она была большая? И никто до сих пор не знает, как она могла получиться такая большая!

ФИЗМИНУТКА

- Давайте встанем из-за своих мест. Когда я буду называть то, что относится к зиме, вы садитесь, а если это относится к другому времени года, вы стоите.

- Жаркий день.

- Гололедица.

- Туман.

- Дождь.

- Ветер.

- Метель.

- Изморозь.

- Ветер.

(Слушай, что говорят другие. Говори спокойно ясно, только по делу. Помогай товарищам. Точно выполняй возложенную на тебя роль.)

Выполняют работу в группах.

 

Производится рассказ учащихся.

Отвечают.

- Да

Р: познавательная инициатива

П: поиск необходимой информации

П: анализ, синтез, обобщение

Учебное пособие

Учебное пособие

Музыкальное сопровождение

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический (упражнение) И, Ф

Предлагается открыть рабочую тетрадь.

- В рабочей тетради на странице 8. Задание 1. Вам нужно отметить, где показано расположение солнца зимой.

- Давайте с вами проверим. Почему вы отметили последнюю картинку?

- А к какому времени года относятся другие картинки?

- Верно. Давайте с вами вспомним, какие явления происходят зимой?

Выполняют задание.

Отвечают. (Потому что зимой солнце близко к горизонту)

- Лето и осень.

- оттепель, гололед, изморозь, метель, снегопад.

Р: выполнение учебного действия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения

Учебное пособие

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (упражнение), И

Производится самостоятельная работа. Учитель дает задание. Задание дается на внимательность.

- А сейчас, ребята, у вас у каждого на столах лежат листочки. Вы должны соотнести правильную картинку с зимним явлением неживой природы. Будьте внимательны. Каждый работает сам.

Учитель собирает работы.

- Вы большие молодцы! Давайте проверим, кто как выполнил.

Производится проверка с эталоном.

- Я уверена, вы все большие молодцы. Эти работы я передам вашему учителю, и он поставит вам вашу оценку.

Выполняют задание.

П: построение логической цепи рассуждения

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (упражнение), взаимопроверка, Ф, И

Учащимся дается на экране кроссворд. Устное выполнение задания.

- Посмотрите на экран. Это же кроссворд! Итак, ребята. Я вам сейчас буду по порядку читать загадки или стихотворения, а вы должны их отгадать.

- 1 загаданное слово в кроссворде: С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Звёздочки холодные, А земле тепло!

- Верно! 2 слово: Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это – зимние…
- Как вы быстро отгадываете слова! Какое же слово буде 3? И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет.
- 4 слово вам тоже будет под силу: Без рук, без топорища Построен мостище.
- Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал...

- Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.


- Вы большие молодцы. Разгадали все загадки!

Отвечают, сверяют с ответом на экране.

(Снежинка)

(Метели)

(Иней)

(Лед)

(Снег)

(Зимние месяцы)

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Слайд

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

Задает вопросы по пройденной теме.

- Ребята, вы большие молодцы. Давайте же вспомним, какая тема нашего урока была?

- Вспомните, какую цель мы ставили?

- Какие явления неживой природы встречаются нам зимой?

Учитель задает вопросы по оцениванию на уроке.

- Я рада, что вы поняли такую сложную тему. Вы молодцы.

- Поднимите руку, кто сегодня работал хорошо и сможет поделиться интересной темой с другими.

- Вы все сегодня работали хорошо, трудились. Мне понравился наш с вами урок. А вам?

- Спасибо, до новых встреч. Урок окончен.

Отвечают. (Зима в неживой природе)

Отвечают. (Рассмотреть зимние явления в неживой природе)

Отвечают. (Оттепель, снегопад, метель, гололед, изморозь)

Поднимают.

Отвечают. (Да.)

П: рефлексия способов и условий действий

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Конспект урока окружающего мира " Живая и неживая природа" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой.Планируемые результатыПредметные:уметь, различать живую и неживую природу;знать...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о признаках весны, установление причины наступления весенних изменений в неживой природе.Задачи урока:Дидактические:знать о весенних изменениях в неживой природе...

Технологическая карта по окружающему миру "Живая и неживая природа".

Технологическая карта по окружающему миру "Живая и неживая природа"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Осень в неживой природе» (2 класс) УМК "Перспектива"

Тема урока: «Осень в неживой природе»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний об осени в неживой природе Задачи урокаПланируемые результаты...