Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Малая Марина Петровна

Тема: Обобщение по теме: «Неживая природа», 3 класс,  1 час

 

Цель: создание условий для обобщения  знаний по теме: «Неживая природа»

 

Задачи: - обобщить и систематизировать первоначальные знания о солнце, воздухе, ветре.

 -корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе, синтезе, обобщении, классификации;

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_nezhivaya_priroda.docx187.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме: «Неживая природа», 3 класс,  1 час

Цель: создание условий для обобщения  знаний по теме: «Неживая природа»

Задачи: - обобщить и систематизировать первоначальные знания о солнце, воздухе, ветре.

 -корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе, синтезе, обобщении, классификации;

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Формируемые компетенции:

Регулятивные:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Познавательные:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;        

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Коммуникативные:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Личностные:

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технологии, используемые на уроке: проблемно-поисковые, рефлексивные, коммуникативные, имитационно-игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, уровневая дифференциация.

Методы используемые на уроке: наглядный (презентация, фото, предметные картинки), словесные (беседа, рассказ, диалог), практический (упражнения в классификации, работа с текстовым материалом).

ТСО: ноутбук, проектор, презентации  powerpoint «Неживая природа», электронная презентация «Солнышко»,

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, предметные  картинки, презентация, средства здоровьесберегающей технологии: экологический букварь, подвесная рейка, «леска», сенсорный крест, «коромысло»,  

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Подходят к экрану проектора отвечают с опорой на слайде и садятся за парту.

Предполагаемые ответы:

- Сегодня 10 декабря 2021 года.

-Сегодня пятница.

-Сейчас утро.

- Время года- зима.

- Сегодня ясно, облачно, пасмурно.

- Температура ниже нуля. На улице холодно.

-Днём ожидается…..

- Ветер слабый

- Осадков нет

Ответы детей с опорой на слайде:

-Сегодня на уроке я хочу..

(написать книгу о неживой природе)

-Сегодня на уроке я буду..

(отвечать предложением)

-Я постараюсь быть …

(внимательным, старательным, доброже-лательным по отношению к своим одноклассникам, учителю)

Открывают тесты собранные в книгу. Выбирают правильный ответ из трёх предложенных.

Работают в группах, классифицируют слова, обозначающие предметы живой, неживой природы и предметов, созданных человеком.

Ответы учащихся

Получают монеты и кладут в кошелёк

Выделяют правильную классификацию признаков неживой природы

Самопроверка на слайде

Получают монеты и кладут в кошелёк

Отгадывают загадку, переворачивают страницу-проверяют правильность ответа.

Самостоятельная работа в книге – решение теста

Фронтальный опрос

Получают монеты, кладут в кошелёк

Повторяют движения под музыку

Ответы детей

 Учащиеся при помощи ручки выделяют правильный ответ

Учащиеся при помощи ручки зачёркивают  неправильный ответ

Учащиеся при помощи ручки выделяют правильный ответ

Учащиеся выбегают и на экологическом букваре находят термометр и определяют температуру воздуха.

Отвечают и переворачивают страницу

Ручкой выделяют правильный ответ на странице книги

Зачёркивают  неправильный ответ

Выделяют правильный ответ

Собирают из букв слово ураган

Вписывают недостающие стороны горизонта и дописывают названия ветра в зависимости с какой стороны он дует

Образуют названия ветра

Зачёркивают лишнее

Соединяют линиями картинку и правильный ответ

Слушают инструкцию

Считают полученные монеты

  1. Организационный момент

Цель:  Организовать класс на работу.

-Сядет тот, кто опишет сегодняшний день.

-А кто сможет сыграть роль телеведущего прогноза погоды и описать сегодняшний день?

- Замечательно! Вы хорошо сыграли роль ведущих и получаете как положено заработную плату. (получают монеты достоинством 1 рубль и кладут в кошелёк)

                                           

  1. Постановка цели и задач урока

Цель: Учить детей планировать свою деятельность, прогнозировать результат

- А сегодня на уроке я предлагаю Вам побыть юными учёными и написать книгу о неживой природе, в которой Вы напишите все свои знания о солнце, воздухе, ветре и получите заслуженную оплату Вашего труда.

- А что Вы планируете делать на уроке Мир природы и человека сегодня?

- Отлично! Желаю Вам удачи в достижении своих целей!

3.Подготовительная работа к обобщению и систематизации учебного материала.

Цель:   Организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание и вызвать интерес к обобщению темы.

- Я предлагаю открыть Ваши книги и записать Ваше первое открытие. Что же такое природа?

1. Это окружающий нас мир.

2. Это окружающий нас мир, не созданный человеком.

3.Это то, что создал человек.

- Какая бывает природа?

1. Живая и неживая.

2. Живая и мёртвая

3. Животная и растительная

- А теперь, собираем учёный совет, делим слова, обозначающие предметы, на столько групп на сколько Вы юные учёные посчитаете правильным.

- Отличная работа! Первый совет учёных читает первую группу и называет её, второй совет учёных читает вторую группу и называет её, третий совет учёных читает третью группу и называет её.

Живая природа           Неживая природа         Предметы, созданные человеком

   Растения                           солнце                                 мебель

  Животные                         воздух                                 одежда

  Человек                              ветер                                  посуда

  - Замечательно! Вы получаете заслуженную награду!

- Мы с Вами выяснили, что такое неживая природа, а теперь укажите в своей книге правильные признаки неживой природы:

растут                                   не растут

питаются                             не питаются

 дышат                                 не дышат

размножаются                    не размножаются

погибают                           не погибают

- Уважаемые учёные! Проверьте – правильно ли Вы указали признаки неживой природы.

- Вы хорошо справились с первой страницей своей книги и заработали награду!

             4.Обобщение и систематизация учебного материала.

 - Чтобы открыть вторую страницу книги- доскажите словечко.

Ночью спрячется оно – Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное …

- А теперь молодые учёные за работу! Пишем, что мы знаем о солнце.

- Что даёт солнце? Выберите правильный ответ в своей книге.

1. Влагу и свет.

2. Свет и тепло.

3. Одежду и обувь.

- Появление солнца на небе называется  закат, восход. Зачеркните лишнее слово.

- Медленное исчезновение солнца на небе называется закат, восход. Зачеркните лишнее слово.

- Соедини правильно:

                           Восход      Вечер

                           Закат          Утро

- Вставьте пропущенные меры времени:

 Час, ….,  неделя,…., год.

-Вставьте пропущенные числа:

1 год=…месяцев

1неделя=…суток

- Что придумали люди, чтобы было удобно наблюдать за временем:

1.компас

2.флюгер

3.календарь

- Вы закончили вторую страницу своей книги, и я предлагаю Вам поделиться своими знаниями с коллегами.

  - Вы отлично поработали- получите заработанные денежные средства и после упорной работы нужно отдохнуть.

                      Электронная физминутка «Солнышко»

Цель: Улучшение соматического состояния учащихся, снять усталость.

- Чтобы открыть третью страницу книги, нужно отгадать загадку-

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

- Переверните страницу. Ваши предположения верны. Это воздух.

- А теперь каждый в своей книге поделится знаниями о воздухе.

Чем окружена наша планета:

1.воздухом

2.водой

3.кислородом

-Кому воздух необходим:

1. человеку, рекам, горам

2.человеку, животным, растениям

3.животным, растениям, звёздам.

-Где дышится легче?

1. в городе

2. в лесу

3. на заводе

-Способы сохранения чистоты воздуха и его очищения. Зачеркни лишнее.

1.специальные очистители

2.использование хорошего топлива

3.построение котельных

4.зелёные насаждения

-Как называется прибор для измерения температуры воздуха, воды, тела

1. компас

2.термометр.

3.монометр

-А теперь уважаемые учёные приступаем к практической деятельности. На экологическом букваре в доме, рядом с озером, на улице, Вы находите термометры и определяете температуру воздуха.

- Все учёные консультируют друг друга. Предлагаю обменяться работами, проверить их и дать совет для дальнейшей работы.

-Отличная работа и отличная оплата!

- Чтобы приступить к работе на следующей странице книги, доскажите словечко:

Дует грозный и могучий,

Разгоняет злые тучи.

 Деревца колышет, гнет,

 Воет, иногда поет!

Он сильнее всех на свете.

 Догадайтесь, это…

- Здорово! А теперь дайте научное обоснование, что такое ветер. Выделите правильный ответ.

1. – это движение воздуха

2.- это движение воды

3.-это вентилятор

- Какой бывает ветер? Найди неправильный ответ и зачеркни его.

1. сильный или слабый

2.тёплый или холодный

3. медленный или быстрый

- От какого ветра можно простудиться. Выдели правильный ответ.

1. от сквозняка

2.от быстряка

3. от холодняка

- Как называется сильный ветер? Собери слово   У Г А Н  Р  А

- Впиши пропущенные стороны горизонта .

                                         ________________________

                               Запад                                           Восток

                     

                                           ______________________

- Если ветер дует с юга. Его называют…..Если ветер дует с севера. Его называют……..

- Убери лишнее. Какие предметы и приборы человек использует для охлаждения воздуха:

1.вентилятор

2. веер

3.холодильник

4.кондикционер

5.календарь

- Как люди используют ветер. Найди ответ, правильно соедини линиями:



мелят муку

                                                                                                                  https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Sep/23/112992dc030a0ac2e4ddd4c1b5f0a30e/2.jpg

получают электрический ток                                               https://c.wallhere.com/photos/b8/c6/windmill_hdr_d600_nikon1635_b_lummill-983127.jpg!dперевозят грузы и людей                                                       C:\Users\Администратор\Desktop\vetr.jpg

-Вот Вы и закончили работу над последней страницей своей книги.

 Я как главный консультант проверяю и оцениваю Вашу работу.

- Замечательно! Получите оплату за свой труд.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание.

- Любая книга интересна не только своим содержанием, но и красивыми иллюстрациями. Поэтому Вы дома проиллюстрируете свою книгу рисунком зимнего пейзажа, на котором правильно покажете расположение солнца в зимний период, сильный ветер, качающий деревья и зимние осадки. В помощь Вам на последней странице книги дана раскраска с подсказками.

                          6.Подведение итогов и оценка знаний учащихся.

Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность.

- Спасибо Вам огромное за работу на уроке, ну а теперь поделитесь секретом, сколько Вы заработали денег своими знаниями. Откройте кошельки и посчитайте свою зарплату.

-Что Вы можете купить на свою зарплату?

10 рублей – жевательная резинка

5 рублей- сосательная конфета (чупа-чупс)

- Свои покупки Вы можете совершить завтра на практическом занятии по речевой практике «Отправляюсь в магазин». Удачных покупок!

Коммуникативные навыки: вступать в контакт и работать  ученик–класс

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза на наглядном материале

Умение пользоваться опорной таблицей.

Регулятивные:

умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Познавательные:

Развивать устную речь, правильно строить предложения

Познавательные:

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать

Познавательные:

Выполнение класссификации

Коммуникативные

навыки: вступать в контакт и работать в коллективе

Регулятивные:

умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных слов

Регулятивные:

Умение пользоваться опорной таблицей.

умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных слов

Коммуникативные

навыки:

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных слов

Коммуникативные:

развивать речь, правильно строить предложения

Регулятивные:

учиться копировать движения

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных слов

Регулятивные:

умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных слов

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных слов

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных слов

Познавательные:

Выполнение анализа и синтеза с помощью опорных фотографий

Регулятивные:

умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Регулятивные:

умение оценивать свои действия ,соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ИЗО "Орудия труда человека" 3 класс

№22. Рисование с натуры «Орудия труда человека»(карандаш)Цели: обучать построению предметов цилиндрической формы и формы усечённого конуса с передачей сокращенного в перспективе круга.Зада...

Конспект открытого урока во 2 классе по предмету "Мир природы и человека"

Конспект открытого урока в школе -интернате для обучающихся с ОВЗ во 2 классе по предмету " Мир природы и человека"Тема: Обобщение и систематизация знаний по разделу "Растения".Ово...

Конспект открытого урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Дикие животные. Заяц".

Данный материал окажет помощь учителям начальных классов при подготовке к урокам по изучению учащимися раздела "Животные". Урок направлен на уточнение и расширение представления учащихся о з...

Конспект открытого урока во 2 классе с умственной отсталостью (1 вариант) по предмету «Мир природы и человека» на тему: «Апрель – пробуждение природы»

Урок способствует распознаванию изменений в природе с приходом весны у детей с умственной отсталостью; урок направлен на развитие внимательности, наблюдательности и интереса к познанию нового. В резул...

конспект открытого урока "Грибы - чудо природы"

урок по теме "Грибы - чудо природы" проводится для учащихся 8 класса для детей с умеренной умственной отсталостью....

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Зима" 2 класс

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" 2 класс...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...