Конспект урока Окружающий природный мир Тема: «Эколята – Молодые защитники Природы.»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

   Обострение экологической ситуации в стране диктует необходимость усилить просветительскую работу по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Работу над этой проблемой начинать нужно с детства, так как именно в этом возрасте у ребенка складываются чувства познания природы, которые важны для настоящего периода развития и будущей  его взрослой жизни. Чувства прекрасного, доброты и сострадания к более слабым ,заботы о ближнем важны для воспитания всех человеческих чувств. Одного эмоционального воспитания для сознательного отношения к природе мало. Необходимы знания о природе, о роли человека в ней. Не только на уроках по окружающему миру ребята получают экологические знания, но и на других уроках, во время экскурсий, внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata_.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шаховская школа-интернат для обучающих с ОВЗ»

Конспект урока

Окружающий природный мир

Тема: «Эколята – Молодые защитники Природы.»

Учитель: Енина В.И.

Тема: «Эколята – Молодые защитники Природы.»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные: использовать различные способы получения информации, передачи ее в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного ,социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы;логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и ориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позиции школьника.

Оборудование :

  • галстуки, эмблемы,
  • экран, проектор,   ноутбук,
  • глобус;
  • Красная книга

Инструментарий при организации мероприятия:

- тематические книги о животных, природе, энциклопедии для школьников, Красная книга , плакаты и иллюстрации по теме.

 - художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Предварительная работа:  

- подготовка эмблем для детей «Эколята»;

- подготовка   презентации по сценарию мероприятия;

- подготовка музыкального сопровождения  ;

 - чтение экологических сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок

Актуальность.

   Обострение экологической ситуации в стране диктует необходимость усилить просветительскую работу по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Работу над этой проблемой начинать нужно с детства, так как именно в этом возрасте у ребенка складываются чувства познания природы, которые важны для настоящего периода развития и будущей  его взрослой жизни. Чувства прекрасного, доброты и сострадания к более слабым ,заботы о ближнем важны для воспитания всех человеческих чувств. Одного эмоционального воспитания для сознательного отношения к природе мало. Необходимы знания о природе, о роли человека в ней. Не только на уроках по окружающему миру ребята получают экологические знания, но и на других уроках, во время экскурсий, внеклассных мероприятий. Знакомство с экологической культурой должно быть интересным, развивающим, приближенным к объектам природы. Это позволит воспитать социально - активных, творческих личностей, способных любить и понимать окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

 Хронометраж  урока:

  • Организационный этап 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний 5 мин.
  • Фронтальная работа с игровыми заданиями 13 мин.
  • Правила поведения в природе 5 мин.
  • По страницам Красной книги 5 мин.
  • Принятие в эколята 6 мин.
  • Подведение итога урока 3мин.

ХОД  УРОКА.

Здравствуйте, ребята!

Зайдя сегодня в класс, я обнаружила на столе необычное письмо. А написал его Лесовичок. Вот послушайте что он пишет.

« Здравствуйте ребята! Я слышал ,что вы     хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами. Я ищу помощников, которые помогали бы мне заботиться о природе. Готовы ли вы помочь? Если да, то вступайте в ряды «Эколят» и активно мне помогайте.

Ребята, а вы знаете кто такие эколята?

Ответы детей.

 Сейчас я  вам про эколят  расскажу. (презентация / фильм)

 

 Ребята,   эколятам очень нужны помощники, такие хорошие как вы мальчики и девочки, которые любят природу и смогут ее защищать. Хотите стать   помощниками?  

 Но не все могут ими стать.

Чтобы стать эколятами вы должны пройти некоторые испытания.

Готовы ? Не побоитесь?

    Лесовиччок приготовил много интересных заданий о природе, о животных и птицах, обитающих в наших лесах. Они лежат в конверте .    Много тайн и загадок хранит природа, и сегодня мы постараемся разгадать их. Ну, что, приступим?

Но сначала, скажите:

  - Что такое природа? (  Природа – это то, что нас окружает, не созданное руками человека.)

  - Какая бывает природа? (  Живая и неживая.)

 -  Что относится к неживой природе? (  вода, земля, камни, небо, луна, солнце, горы, радуга и т. д.)

 -  Что относится к живой природе?

 ( К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения, насекомые.)

  - Почему мы называем природу живой?

 ( Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.)

  - Что дает человеку природа? А может ли человек прожить без природы?

( Человек – часть природы. Человек не может жить без природы! Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду)

  -  А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

Игра «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды)
3) Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)
Молодцы, справились с заданием! 

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Вода, земля, воздух». 
Игра «Вода, земля, воздух».
Дети должны назвать живого обитателя своей стихии:
1. «Вода» - обитателей водной стихии (рек, озёр, морей, океанов);
2. «Земля» - обитателей суши (различных животных);
3. «Воздух» - обитателей воздушной стихии (птиц, насекомых).

     С каждым годом деревьев становится всё меньше и меньше. Некоторые люди рубят и вывозят лес незаконно. А к Новому году каждый хочет поставить у себя дома настоящую лесную красавицу. А ведь для того, чтобы родился новый лес, нужно очень много времени.

-Ребята, что нужно сделать, чтобы на Новый год не рубили в лесу ёлочки? Ответы детей (купить искусственную ёлочку).

-Правильно, достаточно купить искусственную ёлочку, и она будет радовать вас на празднике.

-Ребята, что мы можем сделать, чтобы деревьев стало больше?

Ответы детей (посадить деревья)

-Правильно. Вот это правило вы должны обязательно знать и соблюдать:

Много леса – не руби,

Мало леса – береги,

Нет леса - посади!

Итак, следующее испытание.

Игра «Если я приду в лесок». 

Я называю ситуацию, а вы говорите «да» или «нет».
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) 

Ребята, а вы знаете, что животных в лесу тоже становится меньше, потому что их уничтожают браконьеры. Как вы думаете, кто такие браконьеры? (ответы детей)

-Правильно, это люди, которые незаконно уничтожают животных, ставят на них капканы, убивают.

-Как можно помочь животным? Ответы детей (создать заповедники).

-Правильно, люди создают заповедники.

И создали люди  Красную книгу. 

-Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. Листы книги имеют различную окраску: красные, белые, жёлтые, зелёные.

Красные листы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания.

Белые листы – редкие виды, встречаются только в небольших количествах и легко могут исчезнуть.

Жёлтые листы – растения и животные, количество которых всё время сокращается.

Зелёные листы – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека.

Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, которые находятся под угрозой исчезновения.

(Показ красной книги .)

А каких животных из Красной книги края знаете?

0тветы детей.

Игра «Доскажи словечко»

В чаще голову задрав
Воет с голоду… жираф 
(волк)

Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый … волк 
(медведь)

Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать … муравей 
(свинья)

Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая … лисица 
(белка)

Быстрее всех от страха,
Несется … черепаха 
(заяц)

В теплой лужице своей,
Громко квакал … муравей 
(лягушонок)

- Ребята , а нужны ли нам все насекомые?

Вот , например комары? (ответы детей)

Игра «Назови насекомое». 
Дети отгадывают загадки:
-У неё 4 крыла, тело тонкое, словно стрела, 
И, большие, большие глаза. (Стрекоза.)
-Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск и мёд.
Людям всем она мила, а зовут её? (Пчела.)
-Очень маленький на вид, надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
-Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион; ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
-Не солнце и не огонь, а светит. (Светлячок.)
-Тёмен, да не ворон, 6 ног без копыт.
Летит - воет, падёт – землю роет. (Жук.)
-Он работник настоящий, очень – очень работящий.
Под сосной, в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)
-Кто, над нами вверх ногами? (Муха.)
-Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
-Всех жучков она милей. Спинка красная у ней.
А на ней кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка.) 

Молодцы! И с этим заданием справились.

    Чтобы помочь нашей планете, надо научиться ее любить бережно с ней обращаться. Загрязняется наша Земля. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Наша планета в опасности, она требует помощи.. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, вольно или невольно мы нередко нарушаем эти правила. Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.

Сколько на земле интересного:  животные, растения, насекомые! Какая земля разная: реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду жизнь! Рыбы, животные и птицы не выращивают цветы, не строят города, не умеют считать и рисовать! Но сколько нужного и полезного они дают людям!

Какую пользу они приносят?

Как мы должны заботиться о них?

Как важны растения, которые кормят и согревают нас. Вся природа радует нас и заботится о них. Мы должны любить нашу землю и беречь ее. Каждый на земле должен заниматься своим важным делом! А мы будем помогать Земле!

Игра « Поляна Пожеланий».
Дети берут по одному цветочку и говорят, что хорошего для природы они хотят сделать и дарят свой  цветочек полянке.
    Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я  с радостью принимаю вас в Эколята . И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».
«Клятва Эколят – Молодых защитников Природы».
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
 Повязывает детям зеленые галстуки и вручают эмблемы  эколят. 
В заключение праздника звучит «Гимн Эколят – Молодых Защитников Природы».
 

Рефлексия

-Нарисуйте человечка, который отражает ваше настроение.

- За что вы похвалите себя и своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

Конспект урока окружающий природный мир. Тема: «Животные жарких стран»

Формирование знаний у учащихся о животных, обитающих в жарких странах....

Урок по окружающему миру. Тема: «Эколята – Молодые защитники Природы.»

Урок по ООМ для 1 класса в игровой форме, знакомит учащихся с экологическими проблемами, правилами поведения в природе.Ребят принимают в юные экологи. Вдальнейшем работа по экологии продолжается....

Конспект урока окружающего мира по теме "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; раскрытие связи между живой и неживой природой.Планируемые результаты Предметные:Знать:...

Конспект урока "Окружающий природный мир". Тема "Зима".

Данный конспект можно использовать для организации урока детям со сложной структорой дефекта (1 класс)....