Технологическая карта урока окружающего мира "Растения твоего края" (УМК "ПНШ", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Орлова Анна Андреевна

Цель урока: формирование представлений учащихся о растениях родного края и их особенностями.

 

Задачи урока

Дидактические:

  • обобщить знания о полезных ископаемых;
  • расширить знания о растениях Челябинской области;
  • совершенствовать умение работать с картой и дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся;
  • воспитывать способность к самооценке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_21.12.docx273.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 21.12.21

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 4 «г»

Урок: 4

Время: 10:40 - 11:20        Кабинет: 203

         Студент: Орлова Анна Андреевна

         Группа: 46

         Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

         Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Растения твоего края»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений учащихся о растениях родного края и их особенностями.

Задачи урока

Дидактические:

  • обобщить знания о полезных ископаемых;
  • расширить знания о растениях Челябинской области;
  • совершенствовать умение работать с картой и дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся;
  • воспитывать способность к самооценке.

Оборудование: учебник «Окружающий» 4 класс, 1 часть, авторы: Федотова О.Н. (ПНШ) , рабочая тетрадь 1 часть, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2021 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом.

- Здравия желаю, товарищи кадеты.  Меня зовут Анна Андреевна и сегодня я проведу у урок окружающего мира. Садитесь. Чтобы наш урок прошел на отлично, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А для этого улыбнитесь сначала мне, а теперь своему соседу по парте.

Показывают свою готовность.

Приветствуют учителя.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация: 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф,П

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Практический: кроссворд

Повторение пройденного материала.

- На прошлом уроке вы проходили полезные ископаемые, сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы поняли эту тему. Я предлагаю вам разгадать кроссворд в парах.

Кроссворд

По горизонтали:

1. Вещество летучее это с едким запахом и без цвета, из конфорки на кухне струится, чиркнешь спичкою - враз загорится.

2. Природные скопления при больших площадях  залегания ископаемых.

4. Ошибся ювелир лишь раз – стекло он принял за…

6. Как называются природные скопления природных ископаемых?

7. Он полезное ископаемое, оттапливает здания, сам черного цвета. Что это?

По вертикали:

3. Драгоценный металл желтого цвета.

5. Без труда не добывается в шахте …

8. Черное золото.

Разгадывают кроссворд в парах

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

Учебная презентация: 2,3,4.

Подведение к теме урока

- Ребята, посмотрите на картинки. Каким общим словом можно это все назвать?

- Все верно. Сегодня мы будем говорит о растениях. Но о каких? Вспомните, как называется раздел над которым мы работаем.

- Растения.

- Родной край – часть великой России.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Формулирование темы и целей урока.

- Предположите тему сегодняшнего урока.

- Какую цель мы с вами поставим?

- Посмотрите на экран, там представлен план. Прочитайте его.

План

1. Узнать про растения Челябинской области.

2. Узнать про отрасли растениеводства.

3. Подвести итоги.

Формулируют тему урока.

- Растения родного края.

- Узнать про растения Челябинской области.

Читают план.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф Г

Словесный: беседа.

Работа с картой

- Итак, ребята, давайте определим положение челябинской области на карте природных зон России. Кто покажет у доски? В какой прироной зоне находится наша область?

- А как вы думаете, почему в разных природных зонах растут разные растения?

- Какие растения в Челябинской области вы знаете?

- Сейчас, я предлагаю вам узнать о растениях побольше. Вам нужно найти в тексте растения, которые есть в Челябинской области. Вы будите работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- На доске представлен алгоритм работы.

1) прочитайте текст на карточках.

2) найдите зону, растения, которые есть в данной зоне, какие леса\степи встречаются;

3) заполните таблицу;

4) проверка.

Один ученик у доски

- В лесостепной, степной и лесной (горно-лесной) зонах.

- Все зависит от природных условий.        

Называют растения, которые знают

- 1. Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо

Предметные: знать ,как работать с пластилином

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

  1. Текст про лесную зону

Лесная зона занимает северо-западную часть региона, а именно район Уральских гор.Лесная зона главным образом представлена хвойными и елово-пихтовыми лесами, хотя имеются сосново-лиственичные леса, а в западной части области произрастают широколиственные леса, представленные березами, липами, осинами, кленами, вязами, ильм. Иногда встречаются дубравы. Из деревьев и кустарников, составляющих подлесок, можно перечислить иву, рябину, вишню, черемуху, малину, шиповник. В данной зоне есть ель, пихта, сосна, лиственница.

В лесостепной зоне можно обнаружить и сосново-березовые леса, и сосново-лиственичные, и просто сосновые боры; а на юге преимущественно произрастают березовые рощи. Деревья — это различные виды берез и осин. В подлеске встречаются ивы, рябины, боярышник. Большое разнообразие трав – более ста видов. 

  1. Текст про степную зону

Степная зона характеризуется немалым разнообразием растительности. В бассейне и долине реки Урал находится большое количество ивняка, жимолости (кустарник), черемухи, калины, боярышника и осокоря(или по-другому тополь черный). Для степной зоны свойственны разнотравные, дерновинно-злаковые и ковыльные степи. А в долинах Урала произрастают ивняк, калина, жимолость и другие кустарники. Почва плодородная — чернозём. Эта зона характеризуются большим количеством трав, среди них:  калина, жимолость, ковыль, перекати-поле, типчак, шалфей, лабазник и много других травянистых растений.

  1.                3.   Текст про лесостепную зону

Лесостепная зона находится в центре области. В лесостепной зоне можно обнаружить и сосново-березовые леса, и сосново-лиственичные, и просто сосновые боры; а на юге преимущественно произрастают березовые рощи. Деревья здесь в основном могут расти лиственные — берёзы, осины, боярышник, рябина. Характерная черта лесостепи — обилие трав разных семейств: от осоковых до луговых, такие как чабрец, ковыль, молочай. Почва в этой зоне по большей части серая лесная. 

Работают в группах

Название природной зоны

Какие леса\степи встречаются

Растения

Лесная зона

Хвойные и елово-пихтовые леса, сосново-лиственные леса, широколиственные леса.

Береза, липа, осина, клен, вязь, ильм, ива, рябина, вишня, черемуха, малина, шиповник, ель, пихта, сосна, лиственница.

Степная зона

Разнотравные, дерновинно-злаковые и ковыльные степи.

Ивняк, жимолость, черемуха, калина, боярышник, осокорь, перекати-поле, типчак, шалфей, лабазник.

Лесостепная зона

Сосново-березовые леса, сосново-лиственные леса, сосновые боры, березовые рощи.

Береза, осина, боярышник, рябина, чабрец, ковыль, молочай

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль

Учебная презентация

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Ф

Учитель проводит динамическую паузу

Выполняют физкультминутку,

повторяют движения за учителем.

К: умение слушать и понимать партнера, согласовано выполнять совместную деятельность

Видео

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Красная книга

- В красную книгу Челябинской области занесены 230 видов растений. Редчайшие растения: ирис сизоватый, скрученник приятный, липарис Лёзеля, пион уклоняющийся, жирянка обыкновенная, камнеломка болотная.

Слушают

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

Практический: упражнения

Растеневодство

- Вспомните основные отрасли растеневодства. Откройте учебник на стр.137.

- Давайте разберем, что представляет собой каждая отрасль кратко. Вам нужно соединить термин с его определением. Работаете в парах.

Отвечают на вопросы

- Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, виноградарство, луговодство и лесоводство.

-Полеводство — выращивание полевых культур. Главными полевыми культурами являются зерновые. Это пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, гречиха, просо. К полевым культурам относят также технические культуры — картофель, лен, подсолнечник.

- Овощеводство — выращивание овощных культур. Например, капусты, лука, огурцов, томатов, моркови и др.

- Плодоводство — выращивание плодово-ягодных культур. В зависимости от природной зоны в крае могут расти яблони, груши, абрикосы, персики, смородина, малина, крыжовник и др.

- Цветоводство — выращивание цветочных культур: роз, гвоздик, георгинов, тюльпанов и др.

Предметные: знать последовательность лепки чашки и тарелки.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

- Время вышло, давайте проверять.

- Как вы думаете, какие отрасли растеневодства присутствуют у нас в области?

- Виноградарство – разведение винограда.

- Луговодство - обработка лугов, уход за лугами как отрасль сельского хозяйства.

 - Лесоводство - область хозяйственной деятельности, занимающаяся выращиванием, защитой и использованием лесных ресурсов.

- Все, кроме виноградарства.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И,Ф

Практический: выполнение упражнения

Проведение самостоятельной работы

- Сейчас проведем небольшую самостоятельную работу. Затем будет взаимопроверка.

1 Вариант

  1. Челябинская область делится на:

а) 1 природную зону;

б) 2 природные зоны;

с) 3 природные зоны.

  1. В красную книгу Челябинской области входит:

а) Ирис сизоватый;

б) Тополь черный;

с) Береза.

3.  В степной зоне встречаются:

а) разнотравные степи;

б) широколиственные леса;

в) березовые рощи.

Решают самостоятельную работу

Предметные: знать последовательность лепки посуды.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

      4. _______ - выращивание полевых культур.

а) Луговодство

б) Цветоводство

в) Полеводство

5. Какие растения относятся к овощеводству:

а) Томаты, огурцы;

б) Боярышник, жимолость;

в) Овес, кукуруза.

2 Вариант

  1. Челябинская область делится на:

а) Степную, лесостепную, горно-лесную;

                   б) Лесостепную, степную;

      с) Тайга, тундра.

  1. В красную книгу Челябинской области входит:

а)  Жимолость;

б)  Камнеломка;

с)   Ковыль.

  1. В лесостепной зоне встречаются:

а) Ковыльные степи;

б) Березовые рощи;

в) Разнотравные степи.

  1. _______ - выращивание цветочных культур.

а) Луговодство

б) Цветоводство

в) Полеводство

  1. Какие растения относятся к полеводству:

а) Овес, рожь;

б) Розы, гвоздики;

с) Яблоки, персики.

- Время вышло. Обменяйтесь работами и проверьте друг друга. Поставьте оценку в соответствии с критериями.

Критерии

0 ош.- «5»

1 ош. – «4»

2 ош. – «3»

3 и > ош. – «2»

Взаимопроверка

1 вариант

1-с

2-а

3-а

4-в

5-а

2 вариант

1-а

2-б

3-б

4-б

5-а

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Работа по рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на стр.43 №67. Вам нужно заполнить таблицу, только колонку «растения». Пользуйтесь учебником на стр.137.

- Время вышло, давайте проверять.

Работают самостоятельно

Растения

Животные

Условныеобозначения групп животных

Пшеница

Рожь

Овес

Кукуруза

Ячмень

Гречиха

Просо

Капуста

Морковь

Лук

Огурцы

Чеснок

Яблоня

Груша

Слива

Вишня

Смородина

Малина

Крыжовник

Земляника

Абрикосы

Персики

Инжир

Предметные: знать тему и цель урока; знать определения понятий.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Проведение предметной рефлексии.

- Какая была тема на сегодняшнем уроке?

-Какую цель ставили?

Проведение эмоциональной рефлексии.

- Хорошо, ребята. Давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке.

Я работал на уроке на оценку…..

Задания были: Легкие  

                          Трудные

                Мне под силу.

Я научился……..

Мое настроение…….

Урок подошел к концу! Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы.

- «Растения твоего края».

- Узнать про растения Челябинской области.

Оценивают свою работу на уроке

Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные:   Р: самооценивание.  Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...