Технологическая карта урока по окружающему миру «Когда и где?» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: развитие умений определять  по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события, и обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. 

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить детей с понятиями о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени»;
  2. совершенствовать умение описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени.

Развивающие:

  1. развивать умение определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события;
  2. развивать память, устную речь, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению окружающего мира;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по окружающему миру

Дата: 21.09.2021

Школа: №152

Класс: 4 «б»

Урок: 2

Время:      Кабинет: 209

Студент: Абдрашитова Д. Ф.

Группа: 45

Учитель: Евстифеева Н. А.

Методист: Пометун Н.Н.

Тема урока «Когда и где?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: развитие умений определять  по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события, и обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. 

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить детей с понятиями о веке (столетии) и тысячелетии, летосчисление в древности и в наши дни, «лента времени»;
  2. совершенствовать умение описывать отдельные (изученные) события из истории отечества, использовать ленту времени.

Развивающие:

  1. развивать умение определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события;
  2. развивать память, устную речь, логическое мышление.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению окружающего мира;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте! Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.  

- Юные историки! Сегодня нас ждет путешествие вглубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»

Показывают готовность к уроку.

-Здравствуйте!

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л:понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: парная, фронтальная

Словесный метод: беседа. Взаимопроверка

Практический метод:

Проверка знаний по предыдущей теме.

  – Что изучает история?

– Приведите известные вам примеры исторических памятников.

– Что такое исторические источники?

– Какие исторические источники вам известны?

– Как работают археологи?

Чтобы познакомиться с новым историческим термином, необходимо решить кроссворд и прочитать выделенное слово. Работа в парах.

hello_html_4b2c8086.png

Вопросы к кроссворду:

1. Первый в России музей.

2. Специалист по истории.

3. Хранилище документов.

4. Древние записи о событиях, которые велись год за годом.

5. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о кого-нибудь.

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают кроссворд в парах

Предметные: знать материал по предыдущей теме; уметь применять полученные знания.

Метапредметные:

Р:выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П:работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

РМ (Кроссворд)

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: формулирование темы и цели урока

Проблемный метод: подводящий диалог, проблемная ситуация.

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока

-Значит, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

-Верно, поэтому тема нашего урока будет называться  «Когда и где?

-Предположите, какую цель мы должны поставить сегодня на уроке?

– Летосчисление. Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена.

-О летосчислении, о времени

-Узнать, как ведётся счёт лет в истории

Предметные: знать о чём будет говорится на уроке; уметь предполагать тему и цель урока. Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Изучение нового материала  

– В календаре можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям? (Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?) 

– Что общего у этих вопросов? (их объединяет вопрос "когда")

– Что мы называем, отвечая на эти вопросы?(называем число, месяц, год)

– А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век? (один век - сто лет)

– Сколько лет составляет тысячелетие?

– Сколько веков в тысячелетии?

– В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр
в учебнике (с. 36). В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.

Слушают учителя.

Отвечают
на вопросы.

-Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией?

- их объединяет вопрос "когда"

-называем число, месяц, год

-один век - сто лет

-тысячу лет

-тысячелетие - 10 веков

Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике.

Предметные: знать об исторических событиях; уметь работать с учебником

Метапредметные

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебник.  Презентация

– Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.

Показывает изображения египтянина, римлянина и грека.

– У разных народов был разный счет лет – летосчисление  (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Предлагает учащимся прочитать последний абзац
в учебнике (с. 37) о том, как узнать по году исторической даты век.

 Сколько лет длится I век нашей эры?

– Когда начинается II век?

– А когда он завершается?

– В каком веке мы с вами живем?

 Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?

-Послушайте загадку

Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя. В реках, морях воды нет.

– Что это?

– Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?

– Что помогает нам ориентироваться по карте? (условные обозначения)

– Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 39). Какие условные обозначения вам уже знакомы?

-100 лет

-в 101 году

-в 200 году

-в 21 веке

-они хотят знать дату исторического события

-это карта

 Карта звездного неба рассказывает о звёздах и созвездиях, физическая карта - о поверхности Земли, политическая карта - о государствах

-обозначения рек, озёр, болот. Зеленым цветом показаны участки леса

Учебник. Презентация

Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?

– Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?

– Почему же историки задают вопрос «где»?

-всё, что относится к русским войскам, раскрашено красным цветом. А всё, что касается турецких войск - чёрным цветом, кроме флотилии, - она голубого цвета

-Главное на исторической карте- цвет и условные обозначения. Историческая карта указывает место, где происходило событие

-Чтобы узнать место, где произошло историческое событие

Первичное закрепление (4-5 мин)

Формы:  фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

-Теперь откройте рабочую тетрадь на странице 16 и выполните 1 упражнение.

 На работу вам 2 минуты.

Замени арабские цифры римскими. Если потребуется, обратись за помощью к учебнику

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 - Дальше выполните упражнение под номером 2.

Самостоятельно или с помощью "ленты времени", помещённой в учебнике, определи, в каком веке произошли эти события. Обозначь века с помощью римских цифр.

-На задание вам даю 3 минуты.

Работают над закреплением нового материала

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Предметные: знать алгоритм действия по определению падежа, уметь определять падеж по вопросам и предлогам.

Рабочая тетрадь.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа

Организует выполнение самостоятельной работы:

 -Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках.

- Возьмите карточки, подпишите их.

№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание:

«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта».

№ 2. Узнай по году век:

1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.

2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.

3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год –

… век.

4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.

5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

-Сдаем карточки, я выставлю оценки.

определять падеж имён сущ.).

Выполняют самостоятельную работу:


Выполняют работу письменно, сдают на проверку.

Выполняют
задания

Предметные:  знать пройденный материал; уметь применять полученные знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

РМ (карточки с заданиями)

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Организует выполнение задания на повторение материала:

-Выполните задание 3 в рабочей тетради

Заполни пропуски на ленте времени

Выполняют задание.

Предметные: знать пройденный материал; уметь применять пройденный материал на практике

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

-Кто назовёт тему нашего урока?

-Вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

-Поднимите руку, кто может определить счёт лет в истории.

-Кто считает, что мы достигли цели?

-Молодцы! Спасибо за работу. До свидания!

Отвечают на вопросы:

-Когда и где; летосчисление; лента времени

-Узнать, как ведётся счёт лет в истории

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком побывавшим в космосе

Слайд 3

9 мая 1945 г. – День Победы

Слайд 4

История – путешествие в глубь времен . Век, столетие – сто лет. Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков. В истории годы обозначают арабскими цифрами, века – римскими. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I II III IV V VI VII VIII IX X 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

Слайд 5

Древний Рим Древняя Греция Древний Египет

Слайд 6

События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к нашей эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось до нашей эры. До нашей эры Наша эра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"(конспект урока)...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В школе" (УМК "Школа России", 2 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о правилах поведения в школе, взаимоотношениях людей в школе.Задачи урокаДидактические:1. Знат...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Когда мы станем взрослыми" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о взрослой жизни, знакомство с необходимостью выбора профессии.Задачи урокаДидактические:формировать и расш...

Технологическая карта урока по окружающему миру "О чём расскажет план" (3 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование обучающихся представление с понятиями «План местности» и «масштаб»Задачи урока Дидактические: 1. П...