Технологическая карта урока по окружающему миру «Российский союз равных» ( УМК Перспектива, 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Белоусова Татьяна Юрьевна

Цель урока: - формирование представлений у учащихся о том, насколько велика наша страна.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Уметь характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе;
  2. Умение показывать субъекты на карте России;
  3. Знать понятие «субъект».

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать умения наблюдать и сравнивать;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса, активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к нашей стране;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Российский союз равных54.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 21.09.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 4 м/х

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30  Кабинет: 212

Студент: Белоусова Татьяна

Группа: 41

Учитель: Балдина Вера Александровна

Руководитель практики: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Российский союз равных»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: - формирование представлений у учащихся о том, насколько велика наша страна.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Уметь характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе;
  2. Умение показывать субъекты на карте России;
  3. Знать понятие «субъект».
  4. Развивающие:
  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать умения наблюдать и сравнивать;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса, активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к нашей стране;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: учебник Окружающий мир, 4 класс, Часть 1, Плешаков А.А., рабочая тетрадь Окружающий мир, 4 класс, Часть 1, Плешаков А.А., презентация, карточки со словами, листы бумаги, листы для см. работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Фронтальная

Словесный:  психологический настрой


  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

– Прочитайте высказывание на слайде.

Как вы его понимаете?

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» - Р.Декарт.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок с этих слов?

- Верно, Я желаю вам успеха в работе на уроке, а также умело применять свои знания. Присаживайтесь, пожалуйста. Не забываем о правилах посадки.

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

- Недостаточно просто знать материал, нужно уметь его использовать.

- Чтобы мы не забывали применять все наши знания на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Индивидуальная

Наглядный: работа со слайдом, упражнение

Словесный:

беседа

Наглядный:

работа со слайдом, карточки

  1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Ребята, сегодня мы приступим к изучению новой темы. Но прежде, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках.

На слайде вы видите высказывания. Вам нужно на листочках отметить верно,  высказывание или нет. Если верное, ставите +, если нет, то -  

1 вариант:

  1. В совет Федерации входят по два представителя от субъектов.
  2. Все субъекты равноправны в отношениях к федеральной власти и между собой.
  3. Области и республики не имеют различий.
  4. Каждая из республик имеет свою Конституцию.

2 вариант

  1. РФ тоже имеет свою конституцию.
  2. Области, края, округа и города не имеют свои уставы.
  3. Герб, флаг, гимн есть не у всех субъектов.
  4. Субъекты РФ не отличается своим природным и культурным наследием.

2. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по взаимооцениванию. 

 - Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Возьмите карандаш/ручку другого цвета и оцените работу соседа по представленному эталону на слайде.

У кого все верно? У кого возникли трудности? В каком высказывании?

3. Подводит к теме занятия

- Прочитайте четверостишье, представленное на слайде.

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Знакомы ли вам эти сточки? Откуда они взяты?

О каком союзе идет речь в песне?

*на доску вывешивается карточка со словом союз

А что значит братские народы?

-Да, братские народы это народы, живущие как одна семья, как братья.

В нашей стране  вместе проживают разные народы. И эти народы между собой равны.

 Как называется наша страна?

* на доске появляется карточка со словом  «Российский» и знак «=»

- Что значит слово « Федерация»?

- Почему нашу страну называют « Российской Федерацией»?

Верно, наша страна состоит из различных субъектов, так сказать самостоятельных государств.

- выполняют задание

Взаимопроверка.

Ключ к тесту

1)        +

2)        +

3)        –

4)        +

5)        +

6)        –

7)        –

8)        –

Критерии оценки:

2 ошибки – «3»

1 ошибка – «4»

0 ошибок «5

- оценивают

- отвечают

- читают

- да - гимн России

- о союзе братских народов

- ответы детей

- Российская федерация

- Федерация – это государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.

- потому что наша страна состоит из отдельных самостоятельных государств

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Карточки со словами на доску

Постановка учебной задачи
(3  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный: беседа

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Исходя из вышесказанного и опираясь на слова, которые прикреплены на доску, предположите  тему нашего сегодняшнего урока

- Какую цель мы можем поставить?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо спланировать нашу работу.

Составим план, используя слова на доске.

Вспомним …
Узнаем …

Сделаем …

  1. Определяют тему и цель урока.

- «Российский союз равных»

- Узнать о каком союзе идет речь и почему его называют равным; познакомиться с субъектами РФ

Вспомним изученное.

Узнаем новое.

Сделаем выводы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (11 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Наглядный:

видеофрагмент

Словесный: рассказ

Наглядный: работа с текстом учебника

Парная работа

 

Словесный:

Рассказ детей

Словесный, Наглядный: работа со слайдом, просмотрит видеофрагмента, беседа

1.Организует работу  с материалом по теме.
- Посмотрите внимательно, на наш план. Какой пункт мы уже реализовали?

- Все верно. Переходим ко второму пункту плана  - «Узнаем новое».

На доске вы видите карточки с именами

важных для развития Руси деятелей.

- А что значит: «Российский союз равных»? Как вы понимаете эти слова?

Верно, то есть все субъекты имеют равные права, а какие именно субъекты, мы сейчас и узнаем. Давайте разбираться.

Ребята, посмотрите на карту, которая представлена на экране. Что вы заметили?  

Верно, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и убедимся в этом.

Кто запомнил, сколько субъектов в РФ?

Верно, Российской Федерации, на данный момент времени состоит из 85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную законодательную и судебную  ветви власти.

Российская Федерация включает в себя: 22 республики 9 краёв 46 областей 3 города федерального значения( Москова, Санкт-Петербург, Севастополь)  1 автономная область 4 автономных округа.

А как называется субъект, в котором мы живем?

Верно. Найдите на карте России, где она находится?

  1. Организует работу в учебнике.

Сейчас я предлагаю вам открыть учебник на с. 24 и прочитать информацию очень внимательно и вдумчиво.  Вам нужно найти в тексте и выделить простым карандашом,  в чем различие объектов РФ.

Итак, сейчас вам нужно в паре составить кластер, в котором вы укажите эти самые различия.

  1. Проверка задания.

- кто может выйти и рассказать с помощью кластера, в чем различие между субъектами РФ?  

А сейчас мы с вами станем настоящими путешественниками и посетим Чувашскую Республику. Вы готовы? Закрываем глаза. *звуки самолета

Вот мы и на месте, добро пожаловать в столицу Чувашии – город Чебоксары!

На экране вы видите государственный флаг и герб этой республики.

Государственный язык – чувашский и русский.

Сейчас давайте послушаем, с какими субъектами РФ граничит данная республика. Слушаем внимательно и запоминаем.  

Кто запомнил, с какими субъектами граничит  Чувашия?

В Чувашии так же есть свои памятники истории и культуры, например Тигашевский археологический комплекс ( 10-12 веке), посмотрите на слайд.  А сейчас давайте послушаем гимн Чувашии.

Руси?

1.Вспомнили изученное.

- первый пункт

- все равны между собой

- смотрят

- на ней обозначены все субъекты РФ

- 85

- Челябинская область

- 1 ребенок показывает

- выходит одна пара и рассказывает

- Граничит с Нижегородской областью на западе, с Республикой Марий Эл — на севере, с Татарстаном — на востоке и с Мордовией и Ульяновской областью — на юге.

территорию расширяли в сторону

востока.  

Метапредметные:

П: структурирование знания

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Учебная презентация

Видеофрагмент

Учебник с. 24

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа по новому материалу

1.Организует первичное закрепление знаний учащихся.

- Какие название имеют группы субъектов РФ?

- Приведите для примера название краев, областей, городов, республик, в которых вы побывали?

- Какие отличия имеет каждый из субъектов?

А кто запомнил столицу Чувашской республики?

А кто может показать эту республику на карте?

Хорошо, молодцы все верно.

А теперь давайте немного отдохнем!

- Республики, края, области, автономные области, автономные округи, города федерального значения.

- приводят примеры

- Каждая из республик имеет свою Конституцию и вправе устанавливать свой гос. Язык.

У каждого субъекта РФ есть свой герб, флаг, гимн, столичный центр, свои законодательные и исполнительные органы государственной власти.

 

- город Чебоксары

- показывает 1 ребенок

Метапредметные:

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

Динамическая пауза

  1. Проводит динамическую паузу.

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдёмся,

И за парты вновь вернёмся.

1. Повторяют за учителем упражнение.

(Вращение головой вправо и влево.)

(Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

(Дети садятся за парты.)

Личностные: установка на ЗОЖ

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Практический:
упражнение

1. Организует самостоятельную работу учащихся 

- Давайте закрепим полученную информацию. Сейчас вы самостоятельно будете решать тест по вариантам

1 вариант

1)Что относится к государственной символике? 

А) герб, гимн, государственный флаг

Б) герб, государственный флаг, любимая песня

В) герб, гимн, портрет президента

2) Почему наша страна называется Российская Федерация?

А) Она разделена на определенные части и каждая из этих частей имеет определенную автономию, право на самоопределение и возможность отделиться в любую секунду.

Б) Потому что у нашей страны федеративное устройство. Она разделена на определенные части и каждая из этих частей имеет определенную автономию, право на самоопределение и возможность отделиться в любую секунду

3) Какой город не является городом федерального значения?

А) Москва

Б) Чебоксары

В) Санкт-Петербург

Г) Севастополь

4) Сколько субъектов в российской федерации?

А)83

Б)85
В)80

5) Сколько государственных языков в Чувашской республики?

А) 2

Б) 3
В) 1

2 вариант

  1. Столица Чувашии?

А)Канаш

Б) Алатырь

В) Чебоксары

2) Выбери верное высказывание.

А) Каждая из республик имеет свою Конституцию и вправе устанавливать свой государственный  язык.

Б) У каждого субъекта РФ есть свой герб, флаг, гимн, столичный центр, свои законодательные и исполнительные органы государственной власти.

3) Какие города является городами федерального значения?

А) Москва

Б) Чебоксары

В) Санкт-Петербург

Г) Севастополь

4) Сколько республик включает в себя Российская Федерация?

А) 5

Б) 22

В) 32

5) Что значит слово « Федерация»?

А) «раскол»

Б)  «союз», «объединение»

В) «власть», «союз»

 2.Организует самооценивание.

- Самостоятельно проверьте выполненное вами задание по эталону на слайде.

 - Поднимите руку те, кто правильно ответил на все вопросы.

- У кого были ошибки? Где?

Ответы:

1 вариант

  1. А)
  2. Б)
  3. Б)
  4. Б)
  5. А)

2 вариант

1)В

2)А,Б

3)А,Б,В

4)Б

5)Б

Критерии оценки:

2 ошибки – «3»

1 ошибка – «4»

0 ошибок «5

Метапредметные:

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Наглядный: работа с учебником и рабочей тетрадью

Словесный: беседа

1.Организует работу по закреплению полученных знаний. 

Сейчас давайте выполним задание 1,3 в рабочей тетради на стр. 16-17

Открываем тетради.

А поможет вам в этом учебник стр. 26-27

Работаем все вместе, по рядам

Начинает 1 ряд

Флаг какой республики изображён на 1 картинке?

И т.д.

№1 стр. 16

  1. Республика Хакасия
  2. Республика Алтай
  3. Республика Тыва
  4. Республика Карелия
  5. Республика Саха ( Якутия)
  6. Чеченская республика

№3

Республика Адыгея – Майкоп

Республика Хакасия- Абакан

Республика Карелия- Петрозаводск

Республика Башкортостан - Уфа

Республика Саха ( Якутия)- Якутск

Гербы, каких  субъектов вам больше всего понравились?

Запишите домашнее задание: учебник стр. 24-29, р.т. стр. 18-19.

Послушайте внимательно, вам нужно будет выбрать субъект РФ  и подготовить сообщение об этом субъекте по плану, который вы сейчас видите на экране. Этот план есть так же в рабочей тетради.

- выполняют задания по рядам вместе с учителем

- отвечают

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Рабочая тетрадь стр. 16-17.

Учебник стр. 26-27

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: повторительно-обобщающая беседа

Фронтальная

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

 

-Как  теперь вы понимаете смысл слов « Российский союз равных»?

Какие выводы мы можем сделать?

«праведник», «землепроходец», «подвижник»?

2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Какую цель мы с вами ставили.

-Обратимся еще раз к нашему плану. Все ли пункты нами были выполнены? Достигли ли мы поставленной цели?

-Отлично, оцените свою работу на уроке. Вам необходимо выбрать одно высказывание  и продолжить его.

- Теперь я знаю, что…..

-Теперь я смогу…..

Спасибо Вам за этот урок. Мне было очень приятно с Вами работать. До новых встреч. 

- О субъектах РФ и их различиях

-отвечают

- делают выводы

- Узнать о каком союзе идет речь и почему его называют равным; познакомиться с субъектами РФ

 - да

- да

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности;

осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)

Тема урока: «По морским просторам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; разви...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Книга - источник знаний" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.Форми...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Творческий союз" (УМК «Перспектива» 4 класс)

Цель урока: формирование умения для овладения обучающимися знаниями о деятельности культуры края; формирование толерантного отношения к культуре, традициям народов России. Задачи урока...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Мир природы в народном творчестве», класс ( УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урока Дидактические:Формировать з...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Государственное устройство России" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование знаний обучающихся, об устройстве государственной власти в России и ее функциях, о главе государства.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Звездное небо зимой" (УМК "Перспектива" 2 класс)

Тема урока «Звездное небо зимой» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о звездном зимнем небе.Задачи урокаДидактические:1....