Технологическая карта урока по окружающему миру "Книга - источник знаний" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гарина Маргарита Михайловна

Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.
  2. Формировать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
  3. Уметь находить в тексте нужную информацию.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать внимание, мышление, память, речь через работу с текстом.
  3. Развивать наглядно-образное мышление через изучение книг различных видов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Книга - источник знаний" 30.78 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 14.09.2021г.

Школа: 104

Класс: 3 «Т»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35 Кабинет: 109

Студент: Гарина Маргарита Михайловна

Группа:  41

Учитель: Моцная Наталья Викторовна 

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Книга – источник знаний».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.
  2. Формировать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
  3. Уметь находить в тексте нужную информацию.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать внимание, мышление, память, речь через работу с текстом.
  3. Развивать наглядно-образное мышление через изучение книг различных видов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

Оборудование: учебник Окружающй мир А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 3 кл., 1 часть, рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 3 кл., 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент. 

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Маргарита Михайловна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь.

Анализируют учителя, выполняют действия.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

4 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

  1. Вспоминают ранее изученное.

Вспомните, о чем вы говорили на предыдущем уроке?

Изучать окружающий мир можно с помощью моделирования.

Что такое моделирование?

Что еще мы можем использовать для изучения окружающего мира?

На слайде представлено оборудование. Ваша задача распределить его на измерительные приборы и увеличительные.

- О том, как изучают окружающий мир.

 

-Создание различных моделей.

-Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

На слайде перед вами представлена пословица. Прочитайте ее.

«Книга в счастье помогает, а в несчастье – утешает».

Как вы понимаете данную пословицу?

О чем она?

Исходя из этого предположите тему нашего урока.

Звучит она следующим образом:

«Книга – источник знания».

Как вы думаете, почему так говорят «книга – источник знания».

-Скажите, пожалуйста, где мы можем с вами брать книги для чтения?

Поднимите руку те, кто был хоть раз в библиотеке.

-Для того, чтобы было удобно найти ту или иную книгу их располагают в различных отделах.  

-Как вы думаете, почему их располагают в разные отделы?

Предположите цель нашего урока?

План:

  1. Выполним изученное
  2. Узнаем новое
  3. Сделаем выводы

-В библиотеке.

-Потому что книги различаются по тематикам, жанрам.

-Цель: узнать о различных видах книг и научиться их различать.

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

15 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

  1. Организует групповую работу:

-Читают текст

-Рассказывают остальным учащимся из подгруппы содержимое

-Отвечают на вопросы учителя по прочитанному

2. Организует парную работу:

-Заполняют пропуски в тексте

-Выполняют самопроверку.

-Сегодня мы поговорим с вами, о книгах, которые входят в отдел справочной литературы.

-Знаете ли вы какие книги входят в этот отдел?

-Для того, чтобы узнать это, я предлагаю вам поработать в группах.

Но перед этим вспомним правила работы в группе.

-Работать вы будете по 4 человека. Каждому из вас я раздам небольшой текст о каком-то из видов справочной литературы. Ваша задача очень внимательно прочитать текст. Затем каждый из вас рассказывает в своей небольшой группе о том, что вы запомнили пока читали. А остальные должны внимательно слушать и запоминать, так как позже я задам вам вопросы. На выполнение задание 5 минут.

Словарь – это собрание в алфавитном порядке слов какого-нибудь языка с объяснением их значений или с переводом их на другой язык. Словари также помогают нам понять смысл неизвестных нам слов из какой-либо области знаний, разъясняют происхождение этих слов, помогают их правильно писать и произносить.

 

Энциклопедия – книга, где представлен обзор знаний. Энциклопедии, которые рассказывают об окружающем мире в целом, называют универсальными. Они часто бывают многотомными, и создает их множество ученых. Бывают специальные энциклопедии. Они дают обзор только одной области знаний.

Атласом сначала называли собрание различных карт. На первых собраниях карт изображали титана (великан) Атланта (или Атласа), который, по древнегреческим мифам, держит земной шар на своих плечах. Отсюда и название пособия. Затем атласами стали называть и собрания изображений разного рода (атлас-определитель «От земли до неба»).

Путеводитель – предлагает справочные сведения о городах и об их достопримечательностях, о музеях, заповедниках и других хранилищах сокровищ природы и культуры. Материал там может быть представлен в тематических разделах и снабжен предметными и именными указателями.

Проверим, что вы запомнили о справочной литературе.

Словарь:  

  1. Что такое словарь? Для чего он нужен?
  2. Какие бывают словари?

Пользовался ли кто-то хоть раз словарем?

Энциклопедия:

  1. Какие бывают энциклопедии?
  2. Чем они отличаются?

У кого-то есть дома энциклопедии?

Атлас:

  1. Как называли изначально атласы?
  2. Для чего нам необходимы атласы в жизни?

Путеводитель:

  1.  Какая информация содержится в путеводителях?
  2. Как он нам может помочь в жизни?

Динамическая пауза

Ребята, помимо справочной литературы также существуют научно-популярные книги.

-Как вы думаете, что это за книги?

Они рассказывают нам об открытиях в мире природы и в жизни людей, о труде ученых, творчестве музыкантов, художников, писателей.

Примеры таких книг вы можете увидеть на слайде.

Для того, чтобы больше узнать об этих книгах предлагаю вам поработать в парах. Я раздам вам карточки с тексом, в котором содержатся пропуски. Ваша задача, используя слова для справок заполнить эти пропуски. На выполнение у вас есть 2 минуты.  

… литература — увлекательно и точно рассказывает об открытиях в мире …  и в жизни людей, о труде … , творчестве музыкантов, художников, писателей, деятельности воинов и путешественников. Данные собрания нацелены на … читательскую аудиторию, пишутся простым … , иногда с юмором, содержат минимум формул и максимум …, облегчающий понимание. 

Слова для справок: природы, учёных, Научно-популярная, языком, широкую, иллюстраций.

Предполагают.

Вспоминают правила работы в группе.

Анализируют учителя.

Работают в группе.

-Словарь – это собрание в алфавитном порядке слов какого-нибудь языка с объяснением их значений или с переводом их на другой язык.

Толковые, орфографические, переводной словарь.

Универсальные и специальные.

Универсальные энциклопедии -  рассказывают об окружающем мире в целом.

Специальные энциклопедии - дают обзор только одной области знаний.

-Атласом сначала называли собрание различных карт.

- Путеводитель – предлагает справочные сведения о городах и об их достопримечательностях, о музеях, заповедниках и других хранилищах сокровищ природы и культуры.

Предполагают.

Работают в парах.

Презентация

Раздаточный материал

Первичное закрепление

6 мин

Усвоение нового способа действий

  1. Организует работу в рабочей тетради.

Сейчас проработаем в рабочей тетради.

Страница 12 задание номер 1. Прочитайте задание, что необходимо выполнить?

Верно, сейчас вам необходимо будет записать сведения научно-популярной книги, которая вам понравилась больше всего.

На задание у вас есть 2 минуты.

Кто хочет прочитать написанное?

Следующее задание страница 13, номер 4.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Необходимо придумать свое высказывание о пользе книг и чтения и записать его.

-Записать сведения научно-популярной книги, которая понравилась.

-Придумать свое высказывание о пользе книг и чтения. Записать его.

Презентация

Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой
6 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

  1. Проверяет с помощью тестирования полученные знания учащихся.
  2. Организует самопроверку.

Вспомним еще раз какие книги относятся к справочной литературе.

Сейчас на слайде будет представлено 4 выражения. Ваша задача понять из какой книги взято то или иной выражение.

АБОНЕМЕНТ, а, м. Документ, предоставляющий право на пользование чем-н., какое-н. обслуживание, а также само такое право.

АВАНС, а, м. Деньги (или другие ценности), выдаваемые вперед в счёт заработка, причитающихся кому-н. платежей.


Термином «Планеты» в Древней Греции обозначали 7 небесных светил – Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн, которые в течение года изменяли своё положение среди звёзд. 

Человек воспринимает мир в разных цветах. Такое восприятие называется трихроматичным (то есть трехцветным). Если проводить сравнение восприятия цветов человеком и животными, то можно отметить, что мир животных гораздо интереснее благодаря многоликой красочной картинке, которую они видят вокруг.

Горная местность представляет собой участки земной поверхности, значительно приподнятые над окружающей местностью.

Приезжая в Санкт-Петербург, туристы в первую очередь отправляются на прогулку по Невскому проспекту — центральной улице, вдоль которой расположено так много памятников истории: Казанский собор, Екатерининский сад, Гостиный двор и многое другое.

В летний период Челябинск расцветает. Можно вдоволь насладиться прогулками по многочисленным скверам и паркам, посетить ближайшие памятники природы, искупаться на городском пляже и ярко провести время на различных мероприятиях.

-Словари, энциклопедии, атласы, путеводители.

-Словарь.

-Энциклопедия.

-Атлас.

-Путеводитель.

Презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения, взаимопроверка

Частично-поисковый метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Записывают домашнее задание.

-Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?

-Как звучала тема нашего урока?

-Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы ее?

-Так все-таки, для чего нам нужны книги?

-Чем отличается справочная литература от научно-популярной?

-Подтвердили ли мы с вами, что книга – это источник знаний?

 

Домашнее задание: РТ с. 12 номер 2, с.13 номер 3.

-Тема: «Книга – источник знаний».

-Цель: узнать о различных видах книг и научиться их различать.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные:

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

1.Ораганизует рефлексию деятельности учащихся. 

На слайде перед вами представлены три незаконченные фразы, выберите одну понравившуюся и ответьте на неё.

Я узнал…

Меня удивило …

Я понял …

Спасибо вам за работу. Урок закончен.

Продолжают фразы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.

Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся....

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру « Полезные ископаемые» 3 класс

Тема: "Полезные ископаемые". Тип: урок-исследование...