План-конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Лебедева Сара Владимировна

Тема урока "Семья-коллектив близких людей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_2_klass.docx96.73 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: ________________________

План-конспект

урока окружающего мира,

проведенного во 2 «А» классе

обучающейся 24-шк

Лебедевой Сары Владимировны

19.10.2021 г.

Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

План-конспект урока окружающего мира

УМК: «Начальная школа XXI века» 2 класс

(Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 класс 1 ч. стр. 72-87)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 19.10.2021 г.

Время: 11:45 - 12:25

Место: МАОУ СОШ №1 им. В.У.Пана.

Класс: 2 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Семья- коллектив близких людей»

Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений о семье, как первостепенной необходимости человека, знаний о семейных обязанностях, праздниках, традициях, поколениях семьи.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию знаний о семье, семейных обязанностях, праздниках, традициях, поколениях семьи.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся, произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию умения работать в парах, группах; расширять кругозор,  словарный запас.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к своей семье, уважению к родителям, старшим, уважению семейных обязанностей, традиций; воспитанию интереса к познанию окружающего мира.

Здоровьесберегающие: способствовать соблюдению СанПиН; чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок, работают в парах и группах.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.

Предметные: формирование знаний о семье, как о первоначальной необходимости человека, осознание её важности, формирование уважительного отношения к старшим, традициям семьи и семейным праздникам.

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал: ромашки для рефлексии 35 штук, части пословиц 5шт для каждой пары (75 штук), тексты для индивидуальной работы 2 штуки.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

У-учитель; О-обучающиеся

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У.: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Сара Владимировна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку.

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник.

3) Мотивация к обучению и познанию.

Встало солнышко- ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем.

У.: Ребята, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?

О.: Чтобы узнать много нового, стать умнее.

У.: Верно.

II. Актуализация умений и знаний.

1        ) Фронтальный опрос:

У:  Ребята, давайте вспомним, какой большой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке?

О.: Мы закончили изучать раздел «Кто ты такой?»

У.: Верно, а о чём вы говорили на прошлом уроке?

О.: Мы говорили о том, можно ли изменить себя?

У.: Правильно! Какие интересные советы вы запомнили с прошлого урока?

О.:  1) Если у тебя плохое настроение, подойди к зеркалу и рассмеши себя

       2) Если ты устал, намочи ватные диски чаем и положи на глаза, ляг на кровать и расслабься на 15-20 минут

       3) Если не получается решить задачу, подойди к зеркалу и скажи «У меня всё получится»

      4) Если одноклассник грубо тебе сказал, не отвечай сразу, чтобы не сказать лишнего, успокойся и скажи ему «Давай поговорим спокойно» или «Извини я не могу с тобой говорить»

      5) Будь любознательным! Не бойся задавать вопросы.

У.: Ребята, какие вы молодцы! Вы прекрасно помните, что изучали  на прошлом  уроке.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Сегодня на уроке мы изучим не менее интересную тему! И, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать мою загадку. Напоминаю, что отвечаем мы только по поднятой руке и только после того, как я спрошу вас. Слушаем внимательно.

Загадка: Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная …

Ответ: Семья.

У.: Верно, семья- это коллектив близких людей, а по-другому, коллектив можно назвать группой. Как вы думаете, так как же будет называться тема сегодняшнего урока?

О.: Тема нашего урока «Семья- коллектив близких людей»

У.: Какие вы молодцы! Это и есть тема нашего урока. Попробуйте с помощью слов- помошников определить задачи нашего урока.

Слова в 1 столбике на сладе:

Вспомним…

Узнаем….

Познакомимся…

Будем учиться….

Слова во  2 столбике на слайде:

что такое поколение?

с обязанностями членов семьи

рассказывать о своей семье

чем занимается семья в свободное время?

какие семейные праздники отмечает моя семья

О.: Вспомним, какие семейные праздники отмечает моя семья

Узнаем, что такое семья, чем занимается семья в свободное время

Познакомимся с обязанностями членов семьи

Будем учиться рассказывать о своей семье

У.: Отлично, ребята

IV. Открытие новых умений, знаний.

Рассказ учителем

У.: Сегодня мы начнём изучать новый раздел, который называется «Кто живёт с тобой рядом?»

Просмотр видеоматериала по теме

У.: Сейчас мы с вами просмотрим одно короткое видео о семье.

(просмотр видео)

У.: О чём поётся в этой песенке?

О.: о том, что когда с нами рядом наша семья, нам больше ничего не нужно.

У.: Верно! Семья- самое важное, что есть в жизни. Что же такое семья?

О.: родные люди; папа и мама; те, с кем мы живём и тд.

У.: Отлично. Семья- это группа живущих вместе близких родственников. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7 - старинная семья. Но и в наше время есть очень большие семьи. В моей семье 7 человек. А сколько человек в ваших семьях?

О.: ответы обучающихся

Работа с учебником.

У.: Откройте учебники на странице 72. Читаем текст цепочкой по абзацу.

О.: (читают)

Поисковое чтение.

У.: Спасибо, ребята. Чем же отличается семья от любой другой группы людей?

О.: Семья объединяет близких и родных людей, любящих друг друга.

У.: Правильно. Найдите в тексте, какой была бы наша жизнь без папы, мамы, бабушек, дедушек, сестры и брата?

О.: наша жизнь была бы бедной.

У.: Бедной- здесь значит больше скучной, унылой, одинокой. Страница 73. Прочитаем, что же объединяет членов семьи?

О.: Члены семьи живут в одной квартире; занимаются домашним хозяйством, вместе распределяют деньги на покупки; вместе отдыхают и проводят свободное время; любят и уважают друг друга.

У.: Отлично! Как вы думаете, что такое поколение?

О.: люди одного возраста

У.: Верно! Поколение- это люди одного возраста, живущие в одно время. Твои одноклассники- это одно поколение, ваши папы и мамы- другое, а бабушки и дедушки- третье. Обычно, семья состоит из нескольких поколений людей.

Лекция с элементами беседы

У.: Посмотрите на слайд. Семья может состоять из множества людей, сейчас мы попробуем выяснить кто кому кто. Внизу кружочек- это вы. Справа и слева- ваши братья и сёстры. Над вами- ваши родители: мама и папа. Кем вы приходитесь вашим родителям? Кто вы для них?

О.: сын (дочь)

У.: Верно! Продолжаем. У ваших родителей также могут быть братья и сёстры, для вас они дяди и тёти. И конечно же у ваших родителей тоже есть родители! Кто они вам?

О.: бабушки и дедушки.

У.: Да. А кто вы для них?

О.: внуки и внучки

Проверка понимания в игровой форме

У.: Совершенно верно! Сыграем в небольшую игру «Кто кому кто?». Я буду задавать вам вопросы, а вы слушайте внимательно и отвечайте обдуманно! Напоминаю, отвечаем только по поднятой руке, когда я вас спрошу!

Итак, 1 вопрос: Папа папы мне…?

Ответ: дедушка

2 вопрос: Сын мамы мне…?

Ответ: брат

3 вопрос: Мама папы мне…?

Ответ: бабушка

4 вопрос: Папа мамы мне…?

Ответ: дедушка

5 вопрос: Мама мамы мне…?

Ответ: бабушка

6 вопрос: Сестра папы мне…?

Ответ: тётя

7 вопрос: Брат мамы мне…?

Ответ: дядя

У.: Ребята, какие вы молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!

Работа с учебником. Поисковое чтение

У.: Решим логическую задачу №1 на странице 76 внизу. __(имя)__ прочитай задание пожалуйста. Спасибо. Прочитаю вам первую задачку: Все женщины в семье Егоровых умеют вязать. Бабушка Маша из семьи Егоровых. Значит…

О.: она умеет вязать.

У.: Верно. Выполним задание №3 на странице 77. __(имя)__ прочитай пожалуйста задание. Выполняем задание, у вас 1 минута. Обратите внимание на то, что буквы местами переставлять не нужно. Кто разгадал шифр, поднимает руку.

У.: Какая поговорка у вас получилась?

О.: Ладом семья крепка.

У.: Отлично. Лад- это мир и понимание. Как вы думаете, что значит эта поговорка?

О.: Семья крепкая, если в ней есть мир и понимание.

У.: Правильно.

Работа с литературным произведением

У.: Сейчас следим по тексту на странице 78. Я прочитаю вам стихотворение.

Сергей Васильевич Погореловский «Перестарался»

Вот кто вежливость у нас проявил на деле

Он в полночный тихий час поднял мать с постели

 - Что с тобой?! -вскочила мать- Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать: Мама, доброй ночи!

У.: правильно ли поступил мальчик, что разбудил маму посреди ночи?

О.: нет

У.: А когда было бы правильно пожелать маме доброй ночи?

О.: перед сном.

У.: Верно.

Лекция с элементами беседы

У.: Ребята, как вы думаете, должны ли дети уважать своих родителей?

О.: да, должны.

У.: А что вы можете сделать, чтобы показать своё уважение к родителям?

О.: слушаться, помогать, хорошо учиться.

У.: Верно, надеюсь вы все уважительно относитесь к своим родителям. Поговорим немного о другом. Ребята, а как вы думаете, может ли девочка забить гвоздь или починить табуретку?

О.: нет

У.: а кому лучше выполнить такие задания?

О.: папе

У.: Верно. А может ли мальчик испечь пирог, постирать бельё?

О.: нет

У.: а кому лучше выполнить такие задания?

О.: маме

У.: Отлично, каждый член семьи имеет свои обязанности. Наверняка, родители вам не раз говорили, что ваша главная обязанность сейчас- учиться хорошо. А какие еще обязанности есть у вас?

О.: (ответы обучающихся)

У.: Какие обязанности есть у ваших старших братьев и сестёр?

О.: уборка, мытьё посуды, вынос мусора, выгул домашних животных

У.: А у мамы?

О.: Приготовление еды, стирка, глажка, помощь мне с уроками

У.: А у папы?

О.: папа чинит, когда что-то сломалось, помогает мне с уроками

У.: Как вы думаете, а какая главная обязанность папы?

О.: защищать свою семью!

У.: Правильно!

У.: Ребята, а чем семья может заниматься в свободное время?

О.: ходить в кино, гулять вместе, играть в настольные игры.

Индивидуальная работа

Сейчас я раздам двум  обучающимся небольшие тексты о семье. А они нам громко их  прочитают.

Текст 1: У меня большая и дружная семья. Мы всегда поддерживаем и помогаем друг другу. Мама — истинная хозяйка: стирает, убирает, готовит и следит за порядком семьи. Папа- защитник, всегда поддержит и защитит. У каждого своя семья, но мне очень нравится моя — моя любимая, дружная семья.

Текст 2: У любого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят, понимают и ждут, место, где человеку тепло и уютно. Это зависит от того, какие отношения мы строим друг с другом, чтобы все члены семьи были счастливы.

У.: Спасибо! Вы очень хорошо прочитали. Ребята, о чём этот текст?

О.: О семье, семейных обязанностях.

У.: Верно.

У.: Я вижу вы уже немного устали. Встаём около своих парт, стулья задвигаем.

V. Физкультминутка.

Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 1 - опустить левую руку на плечо, 2 - правую руку на плечо, 3 - левую руку на пояс, 4 - правую руку на пояс, 5 –опустить левую руку вдоль туловища, 6- правую, 7-8 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

У.: Мы немного отдохнули, возвращаемся к работе. Садимся на свои места.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

Работа с иллюстративным материалом в учебнике (стр. 83)

У.: Верно,  рассмотрим рисунки на странице 83, чем занимаются эти семьи в их свободное время?

О.: Играют в мячик, ходят в походы, мастерят самолёт (папа с сыном), вышивают (мама с дочерью), поют песни.

У.: Всё правильно. Подумайте, а как проходят выходные в ваших семьях?

(спросить 2-3 человек)

Работа с иллюстративным материалом в учебнике (стр. 86)

У.: Рассмотрите рисунки на странице 86. Какие праздники отмечаются в вашей семье?

О.: дни рождения, Новый Год, 8 марта, 23 февраля и др.

Работа с литературным произведением

У.: Прочитаем стихотворение на странице 87. Переверните страницу и следите внимательно по тексту.

 Самуил Яковлевич Маршак «Хороший день»

Вот портфель, пальто и шляпа.
День у папы выходной.
Не ушел сегодня папа.
Значит, будет он со мной.

Что мы нынче делать будем?
Это вместе мы обсудим.
Сяду к папе на кровать —
Станем вместе обсуждать.

У.: о чём это стихотворение?

О.: о папе, у которого выходной, ребенок думает, чем они займутся

У.: Подумайте, а куда бы вы хотели отправиться с папой? Кого из членов семьи позвали бы вы с собой?

О.: ответы обучающихся

Работа в парах

У.: Сейчас я раздам вам части пословиц, которые потеряли своё окончание. Вам в парах нужно соединить их начала и концы. Работаем в парах. У вас 2 минуты.

Пословицы:

Моя семья- моё богатство

В родной семье и каша гуще

Дерево держится корнями, а человек семьёй

Дружная семья не знает печали

Яблоко от яблони недалеко падает

У.: Давайте проверим. Называем по одной целой пословице, что у вас получилось.

О.: отвечают.

У.: Я вижу, что все справились с заданием правильно. Молодцы!

Работа со слайдом презентации

У.: Из слов на сладе выберите те, без которых не будет  дружной, крепкой, счастливой семьи.
Порядок, спокойствие, ссора, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, обида, добро, забота, счастье, грубость, дружба, согласие, мир.

О.: порядок, спокойствие, здоровье, любовь, чистота, добро, забота, счатье, дружба, согласие, мир

У.: Всё правильно! А какие слова лучше не пускать в свою семью?

О.: ссора, болезнь, ненависть, обида, грубость.

У.: Проверим! То, что должно быть в семье- высветится зелёным, а то, чего быть не должно- красным.

У.: Вы отлично справились с заданием!

Групповая работа

У.: Разделимся на группы по 4 человека. Каждой группе я раздам листочки. Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения Олега Бундура, а вы в группах подумайте и напишите на листочках, как бы вы назвали этот отрывок. Всем понятно?

Чтение стихотворения учителем

Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

У.: У вас одна минута, чтобы подумать. Время вышло, сдаём листочки.

У.: Как бы вы назвали этот отрывок? Прочитайте свои ответы!

VII. Закрепление изученного материала.

У.: Ребята, какой теме был посвящён наш урок?

О.: Семья- коллектив близких людей

У.: Верно. Так звучала тема нашего урока.

У.: Скажите, а как вы думаете, что можете сделать вы для того, чтобы в ваше семье все радовались и были счастливы?

О.: мы можем хорошо учиться, помогать родителям.

У.: Здорово! Сегодня на уроке мы говорили о поколениях семьи. Вспомните, что же такое поколение?

О.: люди одного возраста, живущие в одно время.

У.: Верно, а вас и ваших одноклассников можно назвать одним поколением,  как вы думаете? Обоснуйте.

О.: Да, можно, я и мои одноклассники- одно поколение, потому что мы одного возраста с ними и живём в одно время.

У.: Я подготовила для вас несколько интересных вопросов. Слушайте внимательно и отвечайте обдуманно! Напоминаю, отвечаем только по поднятой руке.

У.: Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка.

О.: семья
У.: Самый нежный, добрый, любимый человек для всех людей на Земле.

О.: мама
У.:  Место, где мы бываем все вместе.

О.: дом
У.: Маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. О.: ребёнок
У.: В них играют все дети.

О.: игрушки
У.: Это не человек, но его любят все члены семьи.

О.: домашнее животное
У.: Она вяжет всем носки и печёт самые замечательные пирожки и булочки.

О.: бабушка

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Давайте с помощью слов-помошников проверим, как мы решили задании, которые поставили перед собой в начале урока.

Вспомнили…

Узнали…

Познакомились…

Учились…

О.: Вспомнили, какие семейные праздники отмечает моя семья

Узнали, что такое семья, чем занимается семья в свободное время

Познакомились с обязанностями членов семьи

Учились рассказывать о своей семье

У.: Верно! Вы прекрасно справились с поставленными задачами!

У.: А вы знали, что символом семьи в нашей стране является ромашка?

О.: Да\Нет

Сейчас я раздам вам ромашки, но посмотрите, кажется у ромашек чего-то не хватает! Чего же?

 C:\Users\mv\Desktop\практика 2 курс\окружающий мир\ромашка без рта.png

О.: у ромашки есть глазки, но не хватает рта

У.: Всё верно! Какие вы внимательные! Давайте мы дорисуем ромашке ротик.

Посмотрите на экран. Если сегодня на уроке вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, всё было понятно, то дорисуйте ромашке улыбку. Если у вас остались вопросы, вам не всё было понятно, вы допускали ошибки, дорисуйте прямую линию (серьёзное выражение лица). Если сегодня на уроке всё было непонятно, вы совсем не справлялись с заданиями, было скучно, но нарисуйте ромашке грустное настроение (перевёрнутую улыбку).

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Вашим домашним заданием будет выучить наизусть одно из стихотворений, которые мне читали сегодня на уроке. (стр. 78. С.В. Погореловский «Перестарался» / стр. 87 С.Я. Маршак «Хороший день»)

        X. Окончание урока.

У.: Ребята, наш урок подошёл к концу. Я хочу сказать, что вы молодцы. Вы слушали внимательно и были активными, поэтому наша работа была успешной. Мне очень понравилось работать с вами! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с ФГОС, содержание оформлено в виде технологической карты....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК "Школа XXI века". Почва и её свойства.

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК "Школа XXI века". Почва и её свойства.Оборудование: спиртовка, стакан (2 на группу), зеркальце (стекло -1 на группу), палочки, вода, почва - сырая, сухая,...