Технологическая карта «Окружающий мир. Региональный компонент». 4 класс УМК «Начальная школа XXI века» Тема: По экологическим тропинкам Осетии.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Коваленко Светлана Владимировна

Конспект .По экологическим тропам Осетии. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka-_puteshestviya_po_osetii.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта «Окружающий мир. Региональный компонент».   4 класс   УМК «Начальная школа XXI века»

 Тема: По экологическим тропинкам Осетии.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования экологических знаний, активной и гуманной позиции по отношению к природе.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты

Запомнят правила поведения в природе, почувствуют ответственность за судьбу планеты – Земля.

Личностные результаты

Учатся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в природной среде

Универсальные учебные действия

Познавательные: высказывают и обосновывают предложения; осуществляют анализ, обобщение, формулирование вывода,

Регулятивные: осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности, способствуют самоконтролю.

Коммуникативные: проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание темы, понятия и термины

Повышать экологическую культуру учащихся.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Организационный момент

Фронтальная форма работы.

Словесный метод.

Приветствует уч-ся, эмоционально настраивает на учебную деятельность; проверяет готовность класса.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Проявляют эмоциональную отзывчивость. Умеют организовывать рабочее место.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний

Физминутка.

Фронтальная форма работы.

Словесный метод (беседа)

Фронтальная форма работы.

Словесный метод (беседа)

Проблема.

Диалог между учителем и учениками

Давайте вспомним о чём говорили на прошлом уроке.

- Что такое «Красная книга?»

  • Книга в красной обложке.
  • Книга учёта животных
  • Книга «боли»

- Что вы знаете о Красной книге?

(слайд №1)Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в   уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам нашей республики. Природа – первооснова красоты и величия. Мы её часть и признаны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.

Отправная точка нашего путешествия – это наша школа № 2 им. А.С. Пушкина г. Моздока. (Слайд №2)

Стих. В. Пономаренко «Моздоку»

    На Тереке есть тихий городок –    

    Людской приют работы и досуга.

    Его и Пушкин знал по имени Моздок;

    Он степняка и горца чтил за друга…

(слайд №3) Моздок был основан в 1763 году по указу императрицы Екатерины 2. Через Моздок проходила Военно-Грузинская дорога, которая связывала Россию с Кавказом и Закавказьем. Благодаря этому с нашим городом связаны имена многих общественных и литературных деятелей. Среди них А. Пушкин, М. Лермонтов, А, Грибоедов, Л. Толстой, М. Горький, А. Суворов.(слайд 3

Садимся поудобнее и любуемся красотами нашей малой родины. Слайды с изображением красивых уголков природы

 А бережём ли мы эту красоту?

- Ребята, должна с вами согласиться. По утверждению многих учёных человечество идёт к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый из нас должен хорошо знать природу и стать немного экологом.

Сегодня вы сможете показать свои знания в области экологии.

Вывод. Нужно стать экологами.

 Объявляется привал                            Какой отдых без песни?

«Песенка защитников природы»

  1. Если б только-только-только

Если б только на планете,

Если б только все земляне

Всё живое берегли,

То возможно-можно-можно,

То наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно,

Никогда б не завели!

А-а, здравствуйте,

Горы вот такой вышины!

А-а здравствуйте,

Реки вот такой ширины!

А-а, кабаны и волки,

А-а, зубры и козы,

А-а, и большущие орлы!

А-а, и большущие орлы!

  1. И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще,

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай.

И запомни-помни-помни,

Что беречь природу надо,

Всем на белом свете

Ты, как можешь помогай!

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о Красной книге, о страницах в ней. Когда создана и для чего.

Ученики любуются красотой родной природы.

Ответы детей на поставленный вопрос, высказывают свои мысли, примеры, приводят доказательства.

Владеют навыками самоорганизации, самопроверки.

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

 

Формулируют ответы на вопросы

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фиксируют знания и незнания, затруднения

Обобщение и систематизация знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Контроль усвоения знаний.

Наглядный метод

Словесный метод.

Практический метод.

Предлагаю игру на внимание, читаю четверостишия, а вы должны запомнить названия животных и птиц. Стихи Е. Александровой «Малышам Осетии».

   Там бредя тропинкой тайной,

    Тур мелькнёт из-за скалы.

    С быстротой необычайной

    Следом ринутся орлы.

Быстроногие олени

Чуя страх из далека,

Промелькнут, как будто тени,

Убежав наверняка.

    У подножья в тёмной чаще,

    Разгоняя сонных сов,

    Пронесётся в зной палящий

    Стая диких кабанов.

Косолапый медвежонок

У берлоги задремал,

И испуганный спросонок

В лес от мамы убежал.

- А можете вы вспомнить других животных обитающих в Осетии?

- В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов, обмелением рек, многие животные истреблены и находятся на грани вымирания.

- Попробуйте их узнать по описанию.

1. В 2-3 летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Они стройные, длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Гнёзда строят на земле.

2. Представитель семейства кошачьих, его длина – 1,5 метров. Красив, опасен, отважен. При необходимости может плавать. Искусно лазает по деревьям и скалам. Является символом.

Отдохнули! Встали и ушли! Нет! А почему? (Из-за битого стекла, непотушенного костра возникают пожары, брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет) Молодцы!

Ребята, а какие ещё природные ресурсы нужно беречь?

А давайте представим такую ситуацию.  В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько вытекает воды за 1 час? Если в литре 5 стаканов воды, сколько вытекает за сутки?

В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопного газа. Сколько выхлопных газов выбросит в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Какой вывод из увиденного и услышанного?

Выполняют задания

Называют животных: тур, олень, медведь, орёл, сова, кабан.

Дети дополняют.

Дети узнают животных по описанию..

Рассказ учащихся о символе республики.

Дети рассказывают о том, что после привала, нужно убрать мусор.

Воду, воздух.

Решают задачу.

60:6=10 (с.) за час

10:5=2 (л) за час

2х24=48 (л) за сутки

20х8=160 кг – за сутки

160х10=1600 кг –за 10 суток

Делают выводы.

Строят партнёрские отношения.

Владеют навыками сотрудничества.

Рефлексия.

Словесный метод

Игра на внимание и знание правил поведения в природе.

  Согласны с высказыванием – хлопаем в ладоши, нет – качаем головой. Вот так!

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

1 Убивайте ядовитых змей.

2 Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

3 Не сори там, где отдыхаешь.

4 Выбрасывайте мусор в водоёмы.

5 Не подходите близко к гнёздам птиц.

6 Редкие растения не охраняйте – они всё равно погибнут

7 Не разоряйте муравейники.

8 Можно разорять гнёзда, убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных.

9 Не сбивайте грибы.

10 Рвите охапками цветы.

11 Ловите бабочек, шмелей, кузнечиков.

12 Подкармливайте птиц зимой.

13 Любите природу!

Путешествие подошло к концу!

Показ рисунков А. Никоненко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа 21 века".Тема:"Животное - живое существо".

Урок окружающего мира по теме "Животное - живое существо" был проведен в 1 классе в рамках муниципального семинара учителей начальных классов как открытый. Данная разработка может быть использов...

Урок окружающего мира в 4 классе (программа «Начальная школа 21 века») Тема: « ХIХ век – золотой век русской культуры».

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". На данном уроке учащиеся знакомятся с величайшими достижениями русской науки, литературы, искусства. В детях воспитыватется кул...

Технологическая карта урока математики 2 Е класса УМК «Начальная школа 21 века». Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел (общий случай)-закрепление».

Цели деятельности учителя Создать условия для закрепления с общими приёмами сложения и вычитания двузначных чисел, совершенствовать навыки решения задач, развивать логическое мышление, нахождение пери...

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм....

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века" Тема «Решение задач по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

Технологическая карта урока по математике. Тема «Решение задач по теме  «Умножение многозначного числа на однозначное»   4 класс . К карте приложены карточки по взаимо...