Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Черкасова Татьяна Леонидовна

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.

Задачи:

  1. сформировать у обучающихся первоначальное понятие о семейном бюджете, закрепить понятия «бюджет», «доходы» и «расходы»;
  2. выявить основные источники формирования семейного бюджета, овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
  3. воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
  4. развивать познавательный интерес детей,  умение работать в группах и в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_3_b_kl.docx200.48 КБ
Файл sem_byudzhet_3_kl.pptx102.66 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива», окружающий мир, 3 кл.

Тип урока ОНЗ (открытие новых знаний)

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.

Задачи:

  1. сформировать у обучающихся первоначальное понятие о семейном бюджете, закрепить понятия «бюджет», «доходы» и «расходы»;
  2. выявить основные источники формирования семейного бюджета, овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
  3. воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
  4. развивать познавательный интерес детей,  умение работать в группах и в коллективе.

Планируемые результаты: обучающиеся узнают из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги и как можно их сэкономить.

Метапредметные результаты

  1. Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать цель урока.
  2. Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять  учебную задачу.
  3. Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться, находить общее решение.
  4. Личностные УУД: умение проводить самооценку, проявление интереса и активности в выборе решения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники, тетради по окружающему миру, конверты с заданием, таблички с фамилиями, таблички-схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.

У: Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости – учителя. Поприветствуйте их.

У:           Начинайте день с улыбки

               С добрым сердцем и тогда,

               Будет радость и удача

               Вам  сопутствовать всегда!

Я желаю вам, ребята, хорошего настроения и удачи на уроке.

  1. Актуализация знаний.

Наш урок я начну со слов русской пословицы « Деньги не щепки, счетом крепки»   (слайд 1)

Постарайтесь объяснить смысл этих слов (Не следует разбрасываться деньгами, они достаются с трудом. И только при счете могут разумно использоваться).

Для чего нужны деньги? (ответы детей)

Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

 Ни один человек, ни одна семья не может существовать без денег. О чем будем говорить на сегодняшнем уроке? (о деньгах)

    III. Выявление места и причины затруднений, постановка цели и задач урока и построение проекта выхода из затруднения.

У: Я предлагаю внимательно посмотреть фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино» и ответить на вопрос: «Почему Матроскин поссорился с Шариком?» (видеофрагмент)

Д: Шарик израсходовал деньги на кеды, а зимой в кедах холодно. Нужно было купить валенки.

-  А вы как думаете, почему он это сделал? Разве он не понимал, что зимой холодно ходить в кедах? (ответы детей)

 У: требовалось купить обувь по сезону, а он захотел купить кеды, у него возникло такое желание. Матроскин не мог отличить потребность от желания. У нас  с вами есть потребность в чем – то и мы всегда чего-то желаем. Потребность – это то, что необходимо сейчас, в первую очередь, а желания можно исполнять, когда удовлетворишь свои или своих близких людей потребности. Например, продукты питания и поездка в океанариум, обучение и путешествие.

У: Матроскин и Шарик поссорились, а в семье все должны жить в мире и согласии. Семья должна быть счастливой. Для счастливой семейной жизни помимо всего прочего необходимо еще и финансовое благополучие. (материальный достаток, благосостояние)

-Каждая семья должна быть достаточно обеспечена финансами – деньгами. И чтобы этих денег хватало на нужды: приобретение каких-либо вещей, развитие, учебу, медицинское обслуживание и т.п.

-Как вы считаете, что нужно для того, чтобы вашей семье хватало денег на все? (ответы детей)

-Нужно умело распоряжаться теми средствами, которыми семья располагает в данный момент. Для этого необходимо составить план доходов и расходов семьи на месяц.

-Сформулируйте тему урока  ( Деньги в семье. Семейные деньги. )

-Предположите, чем будем заниматься? (узнаем, откуда в семье берутся деньги, как правильно их потратить, чтобы семья не осталась без нужного, необходимого). Откройте стр. 76 в учебнике и прочитайте тему урока                       (Семейный бюджет), на доске тему урока на карточке вывесить.

-Для того чтобы разобраться в новой теме, нам нужен план.

Вывешивается на доску план

1.Узнаем, что такое … (бюджет)

2. Познакомимся с … (составными частями бюджета: доходы, расходы)

3.Научимся … (составлять семейный бюджет)

IV. Реализация построенного проекта.

На экран выводится слайд 2 (кошелек с деньгами)

-Посмотрите, перед вами  кошелек, в который складывают деньги, а потом берут, чтобы потратить на те или иные нужды. Семейный бюджет можно сравнить с таким кошельком.

Работа по учебнику

У вас открыты учебники на 76 странице. Я предлагаю прочитать 1 абзац и ответить: что такое семейный бюджет? (семейный бюджет- соотношение доходов и расходов). Семейный бюджет можно сравнить с таким кошельком. Деньги, которые в него кладут – это доходы, которые тратят – расходы.

Планирование доходов и расходов семьи называется…семейным бюджетом.

На доске схема

Семейный бюджет

                       

 

РАБОТА В ПАРАХ

Задание

-У вас на столах лежат листочки, на них написан состав ваших семей и конверты с разными видами доходов. От  этого будет зависеть ваш доход.

Ваша задача -  выбрать нужные доходы всех членов вашей семьи, а все остальное положить обратно в конверт.

Состав 1 семьи

Состав 2 семьи

Состав 3 семьи

Состав 4 семьи

Папа

Папа (в отпуске)

Папа

Папа

Мама

Мама

Мама

Мама (безработная)

Бабушка

Бабушка

Сын (студент)

Бабушка (работает)

Дедушка

Дедушка (работает)

Сын (работает)

Сын (школьник)

Дочь (1 год)

Конверт «Доходы» с карточками внутри – 4 комплекта

Доходы: зарплата мамы, зарплата папы, зарплата дедушки, зарплата сына, зарплата дочери, пенсия дедушки, пенсия бабушки, стипендия сына, пособие по уходу за ребенком, пособие по безработице, отпускные (слайд 3: «Виды доходов»).

У: мы сейчас узнали, какие бывают доходы в семье, разобрались с первой составляющей семейного бюджета.

Работа по учебнику, с.76-77.

-Рассмотрите рисунки. Расскажите с их помощью о расходах семьи.

Слайд 4. «Расходы семьи» (коммунальные услуги – плата за квартиру, свет, воду, отопление, газ;  продукты питания; одежда, обувь; лекарства; бытовая химия; обучение; медицина; развлечения; интернет, сотовая связь, телевидение; кредит; путешествие, отдых и т.д.)

-Расходов огромное множество, но что мы должны обязательно понимать? (что важно и необходимо  для семьи в первую очередь)

У: мы узнали, какие бывают расходы в семье, разобрались со второй составляющей семейного бюджета.

Работа в группах.

Вы работали парами и сами определяли, какие доходы могут  быть в семье. Вместе мы узнали, какие бывают расходы. У каждой семьи свой доход. У каждой семьи  и расходы будут разные. Не забывайте о том, что в начале урока мы обсуждали, что такое потребность и желание. Чтобы не получилось как у героя мультфильма -  Матроскина.  Помните: при составлении бюджета нужно учитывать потребности всех членов семьи.

У: Я предлагаю поработать в группах, но не совсем обычно. Каждая группа – это семья.

-У любой семьи есть фамилия. Чтобы определиться с фамилией для каждой семьи – группы, командиры подойдут к моему столу и возьмут по одному листочку с пословицами. Необходимо объяснить смысл пословицы и получить табличку с фамилией.

                                              Пословицы

  1. За свой грош везде хорош  (людей с деньгами везде встречают приветливо, семья Грошевых).
  2. Копейка к копейке, проживет и семейка (в семье все складывают вместе заработанное, даже если каждый немного получает, все равно целой семье хватит, семья Копейкиных).
  3. Был бы ум, будет и рубль (умный человек найдет себе работу, заработает рубли – деньги, семья Рублевых).
  4. Деньги любят счет (деньги нужно расходовать разумно, семья Денежкиных).  Просмотр фрагмента видеоурока (время – 2:09 – 4:11) из истории денег, современные деньги  по ссылке: http://youtube.com/watch?v=qxZ0mKM1_60 

Сейчас глава каждой семьи получит определенное количество игровых денег: 1000 рублей, 2000 рублей, 1500 рублей в коробочке первая, вторая, третья семьи соответственно (коробочки - воображаемый кошелек).  Четвертая  семья будет выполнять другую работу. Они выступят в роли экспертов – проверяющих, высококвалифицированных специалистов, которые дадут свою оценку, свое заключение. Будут проверять,  и оценивать уже составленный бюджет семьи Незнайкиных.

-У вас на листах  - список расходов, где указана сумма, т. е стоимость услуг и товаров. А у одной из семей уже, как вы видите, составлен бюджет семьи Незнайкиных. Среди нас, конечно же, нет таких.  Мы умелые и сообразительные ребята.

Задание для 1 семьи

Выберите то, что необходимо для вашей семьи на месяц, ненужное вычеркните. Условие: ваши доходы = расходам.

Задание для 2 семьи

Выберите то, что необходимо для вашей семьи на месяц, ненужное вычеркните. Условие: ваши доходы >расходов.

Задание для 3 семьи

Выберите то, что необходимо для вашей семьи на месяц, ненужное вычеркните. Условие: ваши доходы < расходов

Задание для 4 семьи

Вы должны проверить и оценить, уже составленный бюджет семьи Незнайкиных. Выступите в роли экспертов – проверяющих, высококвалифицированных специалистов и  дайте свою оценку, свое заключение.

            Рассчитывайте ваш бюджет, исходя из доходов семьи. Обратите внимание, без чего можно обойтись. Все ненужное зачеркните фломастером. Необходимое оставьте.  На листах внизу есть карман-это воображаемая касса. В неё вы будете класть игровые деньги за приобретение услуг и товаров. Подсчитайте свои затраты и сумму напишите внизу таблицы. Не забывайте: при планировании бюджета семьи должны участвовать все ее члены.

Защита своих проектов.   Анализ работ: доходы = расходам (сбалансированный бюджет). Было… денег, взяли все самое необходимое, то, без чего семья не может обойтись. Наших доходов хватило.

Доход > расхода (сбережения). У нас при составлении бюджета хватило денег на все необходимое и даже еще осталось. Конечно  же, были желания приобрести…, отправиться в путешествие и т. д. Мы подумали и решили сэкономить деньги. Летом наша семья поедет отдыхать на море.

У: молодцы, ребята, экономные.  

Расход >дохода (нехватка доходов, дефицитный бюджет).  

Прикрепить на доску  карточки (доходы = расходам,  доходы < расходов , доходы >расходов или расходы < доходов).   Выберите ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи (доходы >расходов или расходы < доходов),  обе верные.

Что можете сказать про бюджет семьи, в котором расходы больше, чем доходы? Такая семья живет в недостатке. От чего недостаток? (не умеют отличать необходимые потребности от желаний,  не учитывают это при составлении семейного бюджета)

-Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? У нас семья  …  провела экспертизу  бюджета семьи Незнайкиных и сейчас нам огласит свое заключение

План ответа (раздать, если возникнут затруднения конверт-подсказку)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет семьи  Незнайкиных =  …  руб.

Доходы  =  …  руб.

Расходы  =  …  руб.

В результате получили  доходы  =  расходам

Мы исключили из расходов    ………………………………………………….

Мы считаем, что в этом месяце нужно приобрести ……………………………………………………………………………………….

Вывод: Чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Что можно сократить? Где можно сэкономить? (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)

Вывод: чтобы не было дефицита (объяснить лексическое значение слова) бюджета, и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить и разумно тратить деньги.

-У нас сегодня уже появился небольшой опыт составления бюджета.  А  могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие? (выигрыш в лотерее, премия на работе, подарок на день рождения и т. д.)

У: а непредвиденные расходы? (да - это поломка бытовой техники, машины, тяжелая болезнь и т. д.)

Могут полученные на уроке знания пригодиться в жизни? (ответы детей)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Итак, вернемся к нашей схеме (еще раз повторить составляющие семейного бюджета.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа

Тест       «Из чего складывается семейный бюджет?»

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

а) расходы;

б) проценты;

в) доходы

3. Что из перечисленного относится к незапланированным доходам?

а) зарплата;

б) пенсия;

в) премия

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

а) доходы;

б) расходы;

в) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов;

б) равны расходам;

в) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

а) доходов;

б) расходов;

в) премии

Учащиеся сверяют с эталоном (слайд 5)

VII. Включение в систему знаний.

Работа в печатных тетрадях-с. 53

2. На что ты охотнее потратишь деньги? Пронумеруй расходы в порядке их уменьшения значимости для тебя.

1 Книга
2 Подарки родным, друзьям
3 Билет в музей
4 Билет в кино
5 Музыкальный диск
6 Мобильный телефон
7 Мороженое
8 Компьютерная игра
9 Чипсы
10 Конфеты

VIII.  Д/з: уч. с. 76-79, ответить на вопросы;  1)  составить бюджет семьи , 2) составить советы по экономии семейного бюджета (1 и 2 по выбору учащегося)

IX. Рефлексия.

У обучающихся смайлы красного (первая ступенька), желтого (вторая) и зеленого цвета (третья ступенька).

У: оцените свою деятельность на «Лестнице знаний»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f16/001062c5-8029b789/hello_html_12f6c55f.jpg

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деньги не щепки, счётом крепки.

Слайд 4

-зарплата -пенсия -стипендия -пособие по уходу за ребенком -пособие по безработице -отпускные Виды доходов

Слайд 5

квартплата продукты питания одежда обувь лекарства бытовая химия обучение медицина развлечения интернет сотовая связь телевидение кредит путешествие отдых Расходы семьи

Слайд 6

1. Из чего складывается семейный бюджет? из доходов и расходов 2 . Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… доходы 3 . Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… расходы 4 . Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… больше расходов 5 . Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… д оходов 6. Квартплата , развлечения, продукты питания , обучение, покупка велосипеда - из перечисленных доходов подчеркни те, которые являются обязательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс

План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....

конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу К. Драгунской "Крайний случай"

конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу Ксении Драгунской "Крайний случай", 4 класс...

Технологическая карта и презентация открытого урока на тему "Время. Московское время."

Тема урокаМосковское времяТип урока Урок открытия нового знанияЦель освоения учебного содержанияСоздать условия для ознакомления учащихся с часовыми поясами России, историей часов на протяжении ж...