Конспект и презентация открытого урока по литературному чтению - Пантелеев "Две лягушки" !
методическая разработка по чтению (2, 3, 4 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Предварительный просмотр:

Слайд 1. 

- Повернитесь к нашим гостям, молча поприветствуйте их и улыбнитесь.

- Тихо сядьте. Посмотрите на доску!

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать следующий ребус. Слайд 2.

- Кто расшифровал первое слово? (Анимация)

- Второе? (Анимация)

- Всё верно, сегодня мы познакомимся с жизнью Леонида Пантелеева. Слайд 3.

- Но на самом деле Леонид Пантелеев – это не настоящее имя писателя, а псевдоним (А что это такое? (вымышленное имя писателей или артистов) Для чего он нужен?), который он взял в честь одного из известных людей своего города, чтобы тоже прославиться.

- А настоящее его имя – Алексей Иванович Еремеев. Анимация. Родился он 22 августа 1908 года в Петербурге, в семье военного. Слайд 4. Отец был офицером, а мать – занималась искусством. У Леонида был брат Василий,  который погиб на войне, и сестра Ляля. Слайд 5. В годы войны он потерял не только брата, но и родителей.

- Да  и вообще, у него было сложное детство: война, люди много болели различными болезнями, не хватало денег, ему приходилось странствовать по России, и сменить множество профессий. Он был и пастухом, и сапожником, пробовал себя учеником повара, торговцем цветами и газетами.

- Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, он прожил 79 лет Слайд 6.  и смог преодолеть все трудности, став известным писателем и написав много различных произведений. Слайд 7.  

- Вот с одним из них мы сегодня и познакомимся. Слайд 8.  

- Посмотрите внимательно на доску.

- Что общего? Какой литературный герой объединяет все эти иллюстрации? (лягушка)

- Можем ли мы предположить, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (да)

- О ком? (о лягушке) Только не об одной, а сразу о двух лягушках.  Слайд 9.  

- Но прежде, чем перейти к изучению произведения Леонида Пантелеева «Две лягушки», давайте вспомним, а что вы уже знаете о лягушках? (Они удивительные животные, которые относятся к группе земноводных, так как рождаются головастиками в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом превращаются в лягушек и выходят на сушу. Но, как правило, продолжают жить, в тех местах, где есть условия повышенной сырости - болота, пруды, влажные леса и др. Эти места для них являются самыми комфортными.) 

-  Замечательно. Тогда предположите, о чём это произведение, что там будет происходить? Запишите свои предположения на облачко, которое лежит у вас на столе. Слайд 10. 

- Давайте заслушаем несколько предположений.

- А сейчас посмотрите на иллюстрации художников к этому произведению.  Слайд 11.

- Что бы вы добавили к своему предположению? Допишите!

- Замечательно!

- Прослушаем произведение и разберём его, проверим наши ответы (Слайды 12 -34).

Слайды 12 . Леонид Пантелеев «Две лягушки».

Слайды 13 . Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. А что такое канава? (не глубокая и не широкая яма) Слайды 14. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка (Как это настоящая лесная? (родилась и росла в лесу) Какая ещё может быть?..)  – она была храбрая, сильная, веселая, (А что это значит храбрая? (она ничего не боялась))  Слайды 15. а другая была ни то ни се (Как это понять? (…) Давайте проверим!): трусиха была, лентяйка, соня (Как это понять - соня? (любила спать). Про нее даже говорили (А кто мог говорить? Предположите! (лесные жители)), будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась. (Почему они так решили? При чём здесь город?)

Но все-таки они жили вместе, эти лягушки. (Предположите, почему они жили вместе, что их связывало? (дружили, было сказано, что они подруги).

Слайды 16. И вот однажды ночью пошли они погулять.

Идут себе по лесной дороге и вдруг видят (Что они могли увидеть? Что могло произойти?...) – стоит дом. Слайды 17. Слайды 18. А около дома погреб. А что такое погреб? (яма, кладовая ниже уровня земли для хранения овощей и продуктов) И из этого погреба очень вкусно пахнет (Чем могло пахнуть? … Проверим!): Слайды 19. плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. (Разве это вкусно? … Почему? … Проверим!)  А это как раз то самое, что лягушки любят.

Слайды 20. Вот забрались они поскорей в погреб, Слайды 21. стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и (Что могло произойти? … Проверим!)  нечаянно свалились в горшок со сметаной (А как это нечаянно? (случайно). Слайды 22. И стали тонуть. Слайды 23.

А тонуть им, конечно, не хочется. (Что они будут делать? …) 

Тогда они стали барахтаться А что это значит? (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости), стали плавать. Слайды 24. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться. (Как вы думаете, что они решили делать? …)

Слайды 25. Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась  А что это значит? (побарахталась, поплескалась), и думает:

«Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».

Слайды 26 . Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

Слайды 27 . А вторая лягушка – та была не такая. Та думает:

«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Слайды 28 . Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие, – не вылезти лягушке из сметаны.

Слайды 29 .Но все-таки она не сдается, не унывает.

«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая – значит, надо жить. А там – что будет». 

И вот – из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:

«Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть…» (Как вы думаете, получилось у неё? ... Что могло произойти?...)

Слайды 30 . И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. (Что это? …) Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?» (А правда, откуда? …)

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила. Слайды 31 .

«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Слайды 32 .

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес. Слайды 33 .

А вторая лягушка осталась лежать в горшке. Слайды 34 .

И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…

- Итак, возьмите свои облачка, прочтите про себя ещё раз свои предположения! Поднимите руку те, у кого были верные предположения… Молодцы, поставьте себе «+»! А остальные не расстраиваются, у нас впереди ещё много подобных будет заданий, когда-нибудь ваше предположение будет верным!

Слайды 35 . Физкультурная минутка.

- Ну, а сейчас мы немного отдохнём, ведь нам тоже нужны силы, для дальнейшей работы. Встаём!

Лягушата потянулись,

Раз нагнулись,

Два нагнулись.

Руки в стороны развели,

Мошек видно не нашли.

Чтобы мошек им достать,

Нужно на носочки встать.

Хорошенько потянуться…

Тянемся-тянемся…

И тихонечко присесть!

Слайды 36 . - А как вы считает, произведение «Две лягушки» - это сказка или рассказ? Докажите! (сказка, использованы речевые обороты: жили-были, лягушки думали и говорили, автор на примере животных показывает  человеческие качества)

- Сейчас вы были внимательными слушателями, а теперь вы становитесь внимательными читателями. Возьмите лист со сказкой (раздаю!).

- Найдите в тексте и зачитайте описание лягушек. (лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая; городская  – трусиха, лентяйка, соня)

- Предположите, а почему они тогда дружили, ведь у них такие разные характеры? (было вместе интересно, дополняли друг друга)

- Найдите и зачитайте, как лягушки оказались в погребе? (Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят. Вот забрались они поскорей в погреб.)

- Во что нечаянно свалились лягушки? (в горшок со сметаной) 

- Как это произошло? Найдите и зачитайте!  (…стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной)

- А как в погребе оказался горшок со сметаной? Предположите! (там же прохладно, наверное , люди убрали, чтобы не испортилась сметана)

- Найдите и зачитайте, почему лягушки не смогли выбраться из горшка? (Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки).

- Одинаково ли повели себя лягушки в сложившейся ситуации? Докажите! Найдите и прочитайте, их действия? (городская – перестала бороться, лесная - барахталась)

 - А почему они себя вели по-разному? От чего это зависит? (от характера)

- А какой у них характер? Давайте определим! Слайды 37 . А поможет нам вот такой список слов, какая лягушка весёлая, …? Анимация. (волевая – имеет силу воли,терпит, не сдаётся, борется)

Слайды 38. – Посмотрите ещё раз на характеристику лягушек, к чему привело это? Какой исход был у городской лягушки? А у лесной?

- Сделайте вывод, какова главная мысль этой сказки? (Что не нужно сдаваться, нужно пытаться что-то делать до последнего, пока есть силы).

- Верно, многое в нашей жизни зависит от нашего характера. Если ты такой же упорный, как лесная лягушка, то тебя ждёт победа, достижение поставленных целей. Если ты такой же ленивый, как городская лягушка, то тебя ждёт поражение, разочаровние.  Выбор делает каждый, каким ему быть, и каким он желает, чтобы был исход различных ситуаций!

- А сейчас подумайте о жизни Леонида Пантелеева, что я вам рассказывала в начале урока, и соотнесите её с этим произведением, что вы можете сказать? (он также боролся, хоть и было тяжело, но смог выбраться из тяжёлой жизненной ситуации)

Слайд 39.  Посмотрите на слайд и прочтите про себя все 6 пословиц.

- Какие из них подходят к данной сказке? Докажите! (Терпение и труд всё перетрут -означает, что любые трудности преодолимы, если хорошенько поработать над их разрешением и запастись терпением. .  Под лежачий камень и вода не течёт - у того, кто не пытается что-либо сделать, ничего не получится..)

- Мы с вами знаем, что любое произведение можно поделить на части, которые можно озаглавить и у нас получится … (план)

- Но так как у нас не так много времени, то я план взяла готовый, но … Слайд 40 посмотрите, что не так? (все пункты плана  перепуталось местами)

- Подумайте, какая последовательность будет правильной? (Такие разные подруги; Шалости в подвале ; Кто настоящий борец? Неожиданное спасение) Анимация. 

- Молодцы!

- Ну и последнее задание – тест. Слайд 41. Возьмите карточку и подпишите её. На выполнение теста 5 минут. Приступаем!

- Кто всё сделал, готовит зелёную ручку!

- Обменяйтесь работами, проверьте и оцените работу соседа. Критерии и ответы на доске! Анимация.

- Обменяйтесь работами обратно! Поднимите руку у кого «5», «4», «3», «2»…

- Хорошо!

Слайд 42.  Домашнее задание: подготовить пересказ от лица автора или второй (лесной) лягушки, придерживаясь плана, который мы восстановили.

-Спасибо за урок! Собираемся домой!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Леонид Пантелеев

Слайд 3

Леонид Пантелеев


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Две лягушки»

Слайд 3

Предположи:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Отдохнём!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

весёлая настойчивая засоня храбрая сильная лентяйка трусиха волевая унылая безвольная бодрая городская лесная

Слайд 2

Не сдавалась, не унывала, боролось, преодолевала трудности. «Пока силы есть, буду бороться! Я ведь ещё живая, значит надо жить!» Унывала, трусила, не боролась, сдалась, не преодолела трудности. Ленивая Сонливая Унылая Слабая Безвольная Трусливая Трудолюбивая Сильная Весёлая Настойчивая Волевая Храбрая «Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только нервы даром трепать!» ПОРАЖЕНИЕ ПОБЕДА Л. Пантелеев «Две лягушки» Городская Лесная

Слайд 3

Всякая помощь хороша вовремя. Терпение и труд всё перетрут. Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь. Под лежачий камень и вода не течёт. Сам погибай, а товарища выручай. Делу – время, а потехе – час.

Слайд 4

План: __ Неожиданное спасение. __ Шалости в погребе. __ Кто настоящий боец? __ Такие разные подруги. 1 4 3 2

Слайд 5

ФИ____________________ 1. Где жили две лягушки? а) в болоте, б) в канаве, в) в городском парке. 2. Куда лягушки забрались? а) в кухню, б) в погреб, в) в сарай. 3. Куда они свалились? а) в горшок со сметаной, в) в бутылку с кефиром, б) в блюдце с молоком. 4. О чем подумала ленивая лягушка? а) « Пока есть силы, буду барахтаться » , б) « Только время даром тратить » , в) « Уж лучше я сразу утону » . 5. О чем думала лесная лягушка? а) « Все равно мне отсюда не вылезти » , б) « Что ж я буду напрасно барахтаться » , в) « Нет, не сдамся » . 6. Что случилось со сметаной? а) она высохла, б) из нее получился сыр, в) из нее сбилось масло. 7. В каких словах выражена главная мысль сказки? а) « Не падай духом! » , б) « Откуда взялось масло? » , в) « А там – что будет » . ФИ____________________ 1. Где жили две лягушки? а) в болоте, б) в канаве, в) в городском парке. 2. Куда лягушки забрались? а) в кухню, б) в погреб, в) в сарай. 3. Куда они свалились? а) в горшок со сметаной, в) в бутылку с кефиром, б) в блюдце с молоком. 4. О чем подумала ленивая лягушка? а) « Пока есть силы, буду барахтаться » , б) « Только время даром тратить » , в) « Уж лучше я сразу утону » . 5. О чем думала лесная лягушка? а) « Все равно мне отсюда не вылезти » , б) « Что ж я буду напрасно барахтаться » , в) « Нет, не сдамся » . 6. Что случилось со сметаной? а) она высохла, б) из нее получился сыр, в) из нее сбилось масло. 7. В каких словах выражена главная мысль сказки? а) « Не падай духом! » , б) « Откуда взялось масло? » , в) « А там – что будет » . О ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 – 3 ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению по сказке "Лягушка- путешественница"

Презентация включает работу спословицей, словарную работу....

Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса с презентацией для интерактивной доски

Урок проводился во 2  классе во II четверти по теме "Русские писатели". ОС "Школа России". К уроку прилагается презентация....

конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу К. Драгунской "Крайний случай"

конспект и презентация открытого урока литературного чтения по рассказу Ксении Драгунской "Крайний случай", 4 класс...

Конспект,презентация,технологическая карта открытого урока по литературному чтению по произведению В.Г. Сутеева "Под грибом"

Конспект  урока по литературному чтению Под грибом" В.Г. Сутеевва с применением  ИКТ....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом...