Конспект урока окружающего мира по теме "Водные богатства" 2 класс А.А.Плешаков УМК "Школа России"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Урок построен по требованиям ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr._mir_vodnye_bogatstva.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир  

Учитель: Малышева Ольга Всеволодовна

Тема: «Водные богатства»

УМК «Школа России»

Автор учебника: А.А.Плешаков , 2018г., стр. 82 - 85.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

 Цель: познакомить с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов  родного края, красотой моря.

Задачи:

1.  Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2.  Формировать  умения  работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала,  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3. Воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Методы обучения:  проблемно-поисковый,  наглядный, словесный, практический, игровой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, карты рек  (3 конверта для выполнения упражнений), компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, сигнальные карточки, парусники для рефлексии, лист оценки (я – другой ученик- учитель).

Используемые технологии:

  1. Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
  2. Элементы здоровьесберегающих технологий (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
  3. Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

Планируемые результаты:

Предметные:

Узнают виды водоемов. Поймут  их отличие друг от друга. Смогут сравнить реку и озеро. 

Личностные:
Проведут самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Пробуют  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану.  Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Получат возможность  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им,  строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в парах, группе. (Коммуникативные УУД).

Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя. (Познавательные УУД).

План  урока:

  1. Оргмомент – 1 минута
  2.  Проблемная ситуация + деятельность по её решению – 5 минут (проверка домашнего задания)
  3. Формулировка темы и задач урока  (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи)– 3 минута.
  4. Естественные и искусственные водоёмы
  5. видео, река, строение реки.

Работа в паре - самостоятельное добывание нового знания, формулирование выводов, выступления, просмотр фотографий  – 10 минут (реки)

  1. Физминутка – 2 минуты
  2. Озеро – природный водоём со стоячей водой   Байкал,

Озера области, видеофрагмент. Стих о Ладоге.

  1. Видео о море.
  2. Работа по учебнику.
  3.  Физминутка для глаз.
  4.  Беседа о море.
  5. Проверка знаний +самооценка, сравнение с образцом. – 4 минуты
  6. Рефлексия – 3 минуты
  7. Варианты домашнего задания – 2 минуты

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

   Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Время

I. Мотивация к учебной деятель-
ности

II. Актуализация знаний

Целеполагание.

III. Изучение нового материала

Первичное закрепление на краеведческом материале

Физкультминутка

IV. Закрепление полученных знаний в практической деятельности

V. Рефлексия.

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне,  друзьям,

 свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш  начнём.

Ладошки

Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете.

Слова Бианки.

Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: индивидуальные карточки для работы (раздаю задания)

и вот эти слова. Они были разделены на две группы, но Муравьишка –Вопросик их нечаянно  перепутал. Давайте поможем ему исправить эту досадную ошибку.

Какие у вас есть предположения?

Получается две группы слов: формы поверхности:

Склон

Подошва

Вершина

Гора

Холм

Вторая группа: устье, русло, приток, исток.

Почему такие предположения?

Что такое склон?

Подошва

Вершина

Чем отличается холм от горы?

Объясните, пожалуйста, значение слов второго столбика.

А кто может сформулировать тему урока?

Трудно. Я вам помогу.

Отгадайте загадки (слайд № )

Чуть дрожит на ветерке

Лента  на просторе.

Узкий кончик в ручейке,

А широкий – в море.

Что такое река?

Как назвать их одним словом -

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а  о  водных богатствах.

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы?

Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?

  1. Что составляет водные богатства?
  2. Как обозначаются на карте?
  3. Строение реки.
  4. Водные богатства нашего края.

Первый вопрос. Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили?

1 предложение стр.82

Ребята. Вот у Муравьишки  ещё два слова – естественные и искусственные.

Как вы думаете, что они обозначают и какое отношение имеют к водоёмам.

Назовите естественные  водоёмы

Назовите искусственные водоёмы

Презентация

Применение знаний Работа в паре – для чего нужны искусственные водоёмы?

Тетрадь стр. 51. задание №1.

Осуществите взаимопроверку с товарищем по парте.

А теперь работаем в группе. для этого объединитесь по три человека.

Возьмите карточку с цифрой.

Догадайтесь, о каком водоёме идёт речь.

Сигнальные карточки.

Об искусственных водоёмах поговорили, теперь перейдём к естественным.

Внимание на экран.

Вуокса. Прослушали – 1 минута

Вуокса – не просто река, это целая озёрно-речная система, включающая  озёра и протоки в Финляндии и России, самая крупная река Карельского перешейка. В новгородских летописях и переписных книгах нижнее её течение упоминается как Узерва.

Я предлагаю вам начать нашу работу по  изучению рек. Какие могут быть вопросы?

     -Где реки начинаются и заканчиваются?  

    - Куда они текут?

     -Почему вода в реке не кончается?

     -Что нам поможет ответить на эти вопросы?

Открываем учебник, стр. 83. работаем в паре. Повторим правила работы в паре (слайд)

Выполняем задание 1.

Проверка с сигнальными карточками, коррекция.

Работа в группе по карточкам – моделирование схемы реки Ленобласти. Подготовьте рассказ по плану.

Наша река -

Исток реки – (ручеёк или озеро)

Устье –

Посмотрим фотографии этих рек.

Наш кораблик встретил пиратское судно. Пока не потанцуем, нас никуда не отпустят. Саша показывает движения.

Физминутка:

 О каких водоёмах мы не говорили?

Подумайте, чем отличается река от озера?

У озера нет истока и устья.

У озера нет течения.

Озёр в России огромное количество. свыше двух миллионов.

Одно из  интереснейших озёр нашей страны -  озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды.  Озеро  находится на юго-востоке нашей страны.

В нашей области 1800 озёр, больших и маленьких. Озеро Изумрудное в Токсово, озеро Голубое, Любимовское, Суходольское, Красное, среди них есть одно удивительное – Ладожское. Это самое большое пресноводное озеро в Европе, если вы приедете на берег озера, то противоположного берега вы не увидите. Давайте посмотрим.

Стихотворение про Ладогу.

На озёрах побывали.

Сейчас узнаем, куда двигаться дальше.

Мультфильм про море.

Море- -это очень большой природный водоём с солёной водой.

Какое оно, море?

Прочитайте в учебнике на стр. 84.

Физминутка для глаз. Русалочка.

Расскажите, какое оно, море?

Фотографии.

Наш кораблик причаливает к берегу.

  • С какими водными богатствами планеты мы познакомились  во время путешествия?

Закрепление.

Рефлексия.

  • Я сегодня узнал …
  • Мне хотелось бы похвалить …
  • Сегодня на уроке …

Закончите предложения

Я сегодня узнал…

Я себя похвалю за …

Ребята, оцените нашу работу на уроке, ваше настроение. Прикрепите на схему реки фигурки парусника – если вам понравился урок и ваша работа на уроке – яркую, радостную фигурку, если нет – тёмную, грустную.

Выдвигают свои предположения.

От подошвы до вершины горы или холма

Место, где начинается холм или гора.

Самая высокая часть холма или горы

Холм до 200 м, а гора более 200м высотой

Затруднения. Мы не знаем значения этих слов.

Река

Водоёмы

О водоёмах.

В учебнике, словаре, интернете.

Водные богатства планеты составляют моря, океаны, реки, озера, пруды. Водохранилища, болота, каналы.

Карточки крепятся на доску.

Естественные – созданы природой, искусственные – руками человека.

Море, озеро, океан,

пруд, канал,  водохранилище.

Читают, определяют.

Об озерах.

Моря, реки, озера, пруды, каналы.

П - Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Р - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Р - Пробуют  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

П -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К - Получат возможность  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им,  строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в парах,

Р – умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П - осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.

Л – формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе

Л – формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности

1 мин

5 мин

3 мин

12 мин

5 мин

2 мин

10 мин

2 мин

Самоанализ урока по окружающему миру

по теме «Формы земной поверхности»

УМК – «Школа России»

2 класс

Тема урока – «Водные богатства». Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении темы «Путешествия».

Урок изучения нового материала.

Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей.  Для достижения целей были использованы технологии:

  1. Технология проблемного обучения (при определении темы урока, при сравнении реки и озера).
  2. Элементы здоровьесберегающих технологий (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
  3. Парная, групповая и индивидуальная  работа (самостоятельный поиск информации, моделирование, закрепление)
  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация)
  5. Деятельностный подход.

6. Игровая технология – урок построен в форме путешествия

7. Развитие  критического мышления:  сравнение реки и озера.

Перед собой ставил цель: создать благоприятные условия для изучения новой темы за счет использования иллюстративного материала, географических карт, видеоматериалов, произведений художественной литературы. Учебник и тетрадь на печатной основе были использованы для достижения основной цели урока.

Цель урока: познакомить с основными видами водоемов: река, озеро, море, с частями реки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.  Учить различать  реку и озеро, сравнивать их,  находить сходства и различия.  (на этапах изучения нового материала, первичного закрепления и при выполнении практической работы (моделировании))

2.  Формировать  умения  работать в паре с графической информацией: анализировать представленные виды водоемов, выбирать необходимые для выполнения задания,  формулировать выводы из изученного материала,  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять само- и взаимооценку (на протяжении всего урока).

3. Воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты водных богатств, водоемов  родного края (на этапах изучения нового материала, первичного закрепления на краеведческом материале)

Поставленные задачи  реализовать через проблемно-деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начал с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, целей урока, для этого использовал занимательный материал, способ группировки, проблемную учебную беседу, т.е. нестандартно подвел учащихся к теме урока, к тому, что они должны знать и уметь по данной теме.

 На этапе самоопределения к деятельности была использована игровая ситуация - путешествие.  Для этого  использовать жизненный опыт учащихся.

На этапе совместного открытия новых знаний учащимся предлагалось  разделить слова  на 2 группы. Была создана проблемная ситуация. Учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока, и поставили цели, которые должны быть достигнуты на данном уроке.

Физминутка способствовала тому, чтобы учащиеся не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу.

Для отработки материала, для первичного закрепления старался применить индивидуальную и фронтальную формы работы, учащиеся работали в парах, выполняли задания по моделированию. Цель -  отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки, а работа в парах способствовала развитию учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы; на данном этапе урока применяла не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок и логическое задание. Считаю, что с данными заданиями учащиеся справились неплохо.

На этапе рефлексии учащимся предлагалось сходство и различие рекиа и озера.

На этапе подведения итогов учащиеся еще раз озвучивали цели урока и решали достигли ли мы поставленных целей или нет.

Результатом урока стало усвоение обучающимися нового материала на 87%. Поставленные задачи реализованы, но кроме учебных  задач старался реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, умение рассуждать, делать выводы, доказывать, работать в паре постоянного состава, уметь слушать друг друга), т.е. работал над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.

Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха, поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения).

Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывал ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

Урок проведен в соответствии с программой «Школа России» и предмета окружающий мир для 2 класса. Данный урок был составлен и проведен согласно всем требованиям ФГОС, а также психологических особенностей детей данного возраста.

Урок проведен в соответствии с требованиями СанПин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Водные богатства"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о разнообразии водоемов планеты; повторение форм земной поверхности Планируемые результатыПредметные: знать части реки; знать о разнообразии ...

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"

План - конспект урока окружающего мира по теме "Пожар" . 2 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Ветер" 3 класс ОС "Планета знаний"

Разработка урока окружающего мира по теме "Ветер"...

Конспект урока окружающего мира по теме «Тундра», 4 класс

Конспект урока окружающего мира  по теме «Тундра»,  4 класс...

конспект урока окружающего мира на тему "Земноводные" 2 класс

В материале представлен подробный коспект ведения урока окружающего мира на тему "Земноводные"...