Жизнь в пресных водах.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Жизнь в пресных водах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Тема : Жизнь в пресных водах

Урок № 30  

 Класс : 4-Б      

Дата :   16.12.2021       Учитель : Васильцова В.В.  

Тип урока :  открытие новых знаний.

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

Знаниями о луге поделитесь, друзья. Каждый дома трудился не зря.

— Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)

Игра «Узнай меня»

•   Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

•   Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

•   Он звонко поет. (Перепел.)

•   Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)

•   Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

•   Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

•   Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)

2. Тест

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик мыши совы

в) остатки растений -> дождевой червь -4 трясогузка

—  Заполните таблицу «Животный мир луга».

Насекомые

Птицы

Звери

4. Работа в парах

-  Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?

-  Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81? (Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).)

5. Сообщения учащихся

—  Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.)

III. Самоопределение к деятельности

—  Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

Й кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит —

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный... (водоем).

—  О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

—  Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

—  Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)

—  О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)

2. Работа в парах

—  Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

3. Работа в группах

—  Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)

—  Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)

—  Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.

4. Самостоятельная работа

—  Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)

—  Выполним задание 3 на с. 178 учебника.

—  Кто смог правильно назвать всех животных водоема?(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)

5. Работа по учебнику С. 178-182

—  Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)

—  Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

—  Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)

—  Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)

V. Первичное закрепление 1. Работа с загадками

Ползает наоборот —

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.) 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка.)

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование(Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для пресноводного сообщества.)

2. Работа по учебнику

—  Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)

—  Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать?(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)

5. Работа в парах

—  Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.(Заслушать 2-3 рассказа.)

—  Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту проблему.(Ученики высказывают свои предположения.)—  Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)

6. Работа с CD (Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

—  Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь в пресных водах

Тип урока:  Комбинированный урокФормирование УУД:Личностные действия: установление  связи между целью учебной деятельности и её мотивом.Регулятивные действия: постановка учебной задачи; оцен...

Жизнь в пресных водах

Технологическая  карта урока по окружающему  миру по теме "Жизнь  в пресных водах",  "Школа России"...

Презентация к уроку "Жизнь в пресных водах" 4 класс окружающий мир

Жизнь в пресных водах 4 класс презентация окружающий мир...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Жизнь в пресных водах».

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Жизнь в пресных водах»....

Окр.мир "Жизнь в пресных водах" 4 класс

Небольшое количество заданий для закрепления изученного материала...

Тест "Жизнь луга", "Жизнь в пресных водах" 4 класс окр.мир

По учебному пособию "Мой край- Удмуртия" (прилож. к уч. А.А.Плешакова)...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"...