Материал для внеурочного занятия по окружающему миру 2 класс на тему:"Насекомые-часть живой природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Мешавкина Яна Андреевна

В разработке содержится конструкт внеурочного занятия, презентация, карточки по окружающему миру для 2 класса на тему: "Насекомые-часть живой природы". Данное занятие способствует развитию исследовательских  умений у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya.docx20.37 КБ
Файл kartochki.docx11.69 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Цель занятия: формирование знаний о насекомых и их отличительных признаках, умений анализировать и на основе анализа делать выводы и доказательства, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные: формировать  представление учащихся о насекомых;  выявить  существенные признаки насекомых;  раскрыть отличительные признаки внешнего строения  пауков от насекомых; организовать исследование учащихся по данной теме.

Развивающие: развивать способности к исследовательскому типу мышления; развивать умение анализировать и на основе анализа делать выводы, доказательства; развивать внимание,  мышление, речь;

Воспитательные: воспитывать  любовь и бережное отношение к природе; пробуждать познавательный интерес к предмету; развивать навыки сотрудничества при работе в паре, в группе, активизировать личностную позицию учащегося в образовательном процессе; поддерживать осознание причастности каждого школьника к результату совместной исследовательской деятельности; воспитывать толерантность.

Гипотеза – предположим, что внешнее строение у насекомых разное.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к занятию, коллекция засушенных насекомых, чек-лист.

Этап

Деятельность учителя

Мотивация

Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть Вас на нашем внеурочном занятии.

- Прозвенел звонок веселый,

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Быть активными старайтесь,

Отвечайте, не стесняйтесь!

Настроение у всех отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать занятие пора!

Слайд 2.

Не  забывайте о правильности своей посадки.

Постановка темы, цели, построение плана, постановка гипотезы

-Сегодня у нас занятие снова не обычное. Мы вновь будем проводить исследование.  Наш класс превратится  в мини-лабораторию, а мы все в учёных - исследователей. А чтобы узнать, кто у нас будет объектом исследования, я вас приглашаю взглянуть на луг? Слайд 3

 -Назовите животных, которых вы видите? (Бабочка, кузнечик, божья коровка, шмель, жуки, стрекоза, пчела, муха, комар)

-Как называется  эта группа животных? (Насекомые)

- Сформулируйте тему нашего занятия? Молодцы!

-Значит, объектом нашего исследования  будут….(Насекомые) Слайд 4, карточка на доску «Объект исследования – насекомые».

-Рассмотрите коллекцию насекомых. Насекомые — это самый многочисленный класс животных на нашей планете.  Они живут в лесах и водоемах, в воздухе и глубоко под землей, в пустынях и в районах вечной мерзлоты. Правда, многие из них такие маленькие, что без микроскопа их и не разглядишь! А другие любят прятаться в щелях и трещинах, под камнями и корой деревьев. Вот почему нам кажется, что насекомых меньше, чем есть на самом деле. Ребята, как вы думаете, если все насекомые такие разные, то  внешнее строение у них у всех тоже разное или одинаковое? (Внешнее строение у всех насекомых разное.) Слайд 5, карточка на доску Гипотеза – предположим, что внешнее строение у насекомых разное

-Это и будет гипотеза нашего исследования, то есть  предположение. Поставьте  цель исследования. (Изучить особенности внешнего строения насекомых) Слайд 5, карточка на доску «Цель - изучить особенности внешнего строения»

Исследование

- Выбираем источники информации. Откуда  мы  сможем  узнать особенности  внешнего строения насекомых.

(Из учебника, хрестоматии, изучить  самим внешнее строение насекомых) Слайд 6

- Внешнее строение всех насекомых мы исследовать не сможем. Слайд 7. Выбираем  конкретные объекты исследования.  Возвращаемся  на луг. Кто к нам прилети.

1.В ярком платье модница -

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает.

(Бабочка)  

2.Самолётик  лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза

Кто же это? (Стрекоза)

3.Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …   (Пчела)

- Назовите объекты исследования. (Бабочка, стрекоза  и пчелы)

Физминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

-Исследование проводим в парах. Перевернем карточку №1 на интерактивной доске. Каких насекомых видите? (Бабочку, стрекозу и пчелу)

-Вам нужно сравнить их внешнее строение. Какая задача? (Узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении у бабочки, стрекозы и пчелы). Слайд 8. Таблица на доску «Задача – узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении»

  Составляем план исследования. Слайд 9.

1. Посчитать количество  крыльев, усиков и ножек у бабочки, стрекозы и пчелы.  

2. Результат занести в таблицу.

3. Сравнить и сделать  вывод.

Повторим правила работы  в паре. Слайд 10.

(Работать должны оба. Если не понял,  переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.)

Учащиеся работают в паре, проводят исследование внешнего строения бабочки, стрекозы, пчелы. По итогам исследования заполняют таблицы.  

-Какая была задача исследования? Поднимите руки,  кто нашёл общие признаки во внешнем строении бабочки, стрекозы и пчелы. Давайте разбираться. Что у них общее? (У бабочки, стрекозы и пчелы по 4 крыла, 2 усика,  6 ног). Слайд 11.  Каждая пара проводит самооценку результатов исследования. Ставят в таблице «+», если результат подсчётов верный, если результат неверный «-».

Рассмотрите  ножки насекомых. Слайд 12. Что вы можете сказать об их строении? (Ножки насекомых состоят из  многих частей)

-  Эти части ножек называют членики. Это устаревшее слово. Членить в старину означало  делить на отдельные части. Эти членики соединены между собой подвижно, то есть сочленены. Поэтому  насекомых стали относить  к типу Членистоногих.

- Какие части тела можно выделить у пчелы, бабочки и стрекозы?   (Голова, грудь, брюшко) Слайд 13.

- Какой ещё один общий признак у насекомых? (3 части тела: голова, грудь, брюшко)

-А сейчас подведём итог нашего исследования.  Какая была у нас гипотеза? (У насекомых разное внешнее строение) Подтвердилась ли наша гипотеза? (Нет) К какому выводу мы пришли? Слайд 14. (У насекомых внешнее строение одинаковое:  4 крыла, 2 усика, 6 ног. Ноги состоят из члеников. Тело из трёх частей: голова, грудь, брюшко.)

Карточка на доску:  «Вывод - внешнее строение одинаковое»

-Возвращаемся  на луг. Слайд 15  Кто приполз в гости к нашим насекомым? (Пауки)

-А пауки являются  насекомыми? Чтобы найти ответ на этот вопрос поработаем в группах.  Какие правила работы в группе нужно соблюдать?

Слайд 16 (В группе должен быть ответственный.  Один говорит, другие слушают. В группе работает каждый!  Своё несогласие  высказывай вежливо.)

Перевернем карточку №2 на интерактивной доске.

Кого вы видите? (Мы  видим паука.) В группе вспомните общие признаки насекомых. Сравните внешнее строение пауков и насекомых. Заполните таблицу. Сделайте вывод: «Паук – это насекомое, потому что …» или «Паук – это не насекомое, потому что …»

Учащиеся работают в группах.

- К какому выводу вы пришли и почему?  Представление работы групп. (Паук не является насекомым, потому что у него нет крыльев, нет усиков, ног 8, тело состоит из двух частей. Каждая группа проводит самооценку результатов исследования. Ставят в таблице «+», если результат подсчётов верный, если результат неверный «-».

-Рассмотрите строение ног пауков. Сравните строение ног насекомых и пауков. Что вы заметили? (Ноги состоят из члеников,  как у насекомых) Поэтому пауков относятся тоже к типу Членистоногих. Но насекомыми они не являются.  Пауки образуют свой класс Паукообразных.  У насекомых есть ещё  один важный признак. Чтобы узнать его, нужно ответить на вопрос:  «Почему насекомые получили такое название?»  Какие ваши предположения? (Ученики высказывают свои предположения)

-У нас нет единого мнения, поэтому воспользуемся источником информации – хрестоматией.  (стр. 5 Хорошо читающие дети читают вслух рассказ «Как узнать насекомых» Ю. Дмитриева. Остальные дети слушают)

- Почему  же насекомых так называют? (Тела насекомых разделены на кольца, которые напоминают насечки) Покажите у бабочки, стрекозы и пчелы насечки. Слайд 17  (Ученики показывают)

Подведение итогов и рефлексия

- В заключение  занятия послушайте  стихотворение. Слайд 18.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

-Как вы поняли стихотворение? (Природу нужно беречь.)

- Нам осталось провести рефлексию занятия. Слайд 19.

Продолжите фразу.

Сегодня на занятии я узнал….

Сегодня на занятии меня удивило…

Сегодня на занятии  у меня получилось…

Сегодня на занятии мне было трудно…

Гипотеза: предположим, что внешнее строение у насекомых разное

Чек-лист

 Узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении у бабочки, стрекозы и пчелы

Общие признаки насекомых

Части тела у насекомых

Вывод:

Сравнить внешнее строение паука с насекомыми

Внешнее строение паука

Вывод:

Паук – это насекомое, потому что                                                              

Паук – это не насекомое, потому что                                                        

Вывод (подтвердилась ли гипотеза?):



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

«Насекомые»

Слайд 5

Изучить особенности внешнего строения насекомых. Гипотеза – предположим, что внешнее строение у насекомых разное Цель исследования:

Слайд 6

Из учебника Хрестоматии Изучить самим внешнее строение насекомых Источники информации:

Слайд 7

1.В ярком платье модница - Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает. (Бабочка) 2.Самолётик лёгкий быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза Кто же это? ( Стрекоза) 3.Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её? … ( Пчела)

Слайд 8

Узнать, есть ли что-то общее во внешнем строении у бабочки, стрекозы и пчелы Задача:

Слайд 9

1. Посчитать количество крыльев, усиков и ножек у бабочки, стрекозы и пчелы. 2. Результат занести в таблицу. 3. Сравнить и сделать вывод. План исследования:

Слайд 10

Работать должны оба. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо. Правила работы в паре

Слайд 11

У бабочки, стрекозы и пчелы по: 4 крыла 2 усика 6 ног

Слайд 12

Ножки насекомых состоят из многих частей

Слайд 13

Голова, грудь, брюшко

Слайд 14

У насекомых внешнее строение одинаковое : 4 крыла, 2 усика, 6 ног. Ноги состоят из члеников. Тело из трёх частей: голова, грудь, брюшко. Вывод

Слайд 16

В группе должен быть ответственный . Один говорит, другие слушают . В группе работает каждый! Своё несогласие высказывай вежливо Правила работы в групп е

Слайд 18

Я сорвал цветок - и он завял, Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем . Природу нужно беречь .

Слайд 19

Сегодня на занятии я узнал…. Сегодня на занятии меня удивило… Сегодня на занятии у меня получилось… Сегодня на занятии мне было трудно… Продолжите фразу..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Внеклассное занятие по окружающему миру."Как нам жить в дружбе с природой".

Показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формирование ценностных экологических ориентаций. Активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, развитие артистизма, и...

Конспект урока в 1 классе по теме "Насекомые - часть живой природы"

Данная разработка поможет  в проведении урока по теме "Насекомые - часть живой природы"...

План-конспект урока по теме «Насекомые - часть живой природы»1класс

План-конспект урока  по теме «Насекомые - часть живой природы»1 класс ПНШ...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Зимние явления в природе"

Конспект занятия в старшей группе «Зимние явления в природе»Цель: расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....