Доклад "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Артамонова Татьяна Сергеевна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД

 на уроках окружающего мира.

         Курс «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт детям материал естественных и социально-гуманитарных наук.

        Целью его изучения является формирование у ребёнка целостной картины мира, в которой он должен осознать себя его частью, что создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, а также  для дальнейшего развития личности.

       Для того, чтобы личность развивалась не обойтись без познавательной активности, которая обеспечит глубокую убежденность ученика в необходимости познания и найдет проявление в осознании им цели своей деятельности, которая  «подталкивает» ученика  к энергичным действиям.

       Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

       Этого требует федеральный   государственный   стандарт, который ориентирован   не только на «знаниевый» (содержание предметов), но и  на «деятельностный компонент образования» (умение учащимися применять эти знания), ставящий главной целью — развитие личности учащегося.

       В современном   мире человек должен не только потреблять знания, а самостоятельно   уметь их добывать. Жизнь   богата   нестандартными ситуациями, требующих  от нас широты  интереса  - интереса  к познаниям, или  познавательной  активности. В процессе этого   происходит овладение содержанием учебных предметов, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

         Каким образом активизировать познавательную деятельность на уроках окружающего мира в современной начальной школе?

         Всегда стараюсь делать интересными уроки. Ценным средством развития познавательной активности детей является игра. Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников и проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Так, например, уже во 2 классе младшим школьникам предлагают поработать над следующими темами: «Красная книга», «Профессии», «Родной город», «Родословная», «Города России», «Страны мира».
Также готовлю презентации, провожу с детьми групповую работу, подыскиваю видеоуроки и лекции. Мы и опыты проводили разные, например, с водой. Самое элементарное – наблюдаем переход воды из твердого в жидкое состояние из снега. Изучая в 3 классе тему «Что такое почва?», ребята дома с родителями, через опыты, изучали состав почвы.

          Я уделяю много внимания проблеме охраны окружающей среды. Мы с детьми на уроках рисуем плакаты, призывающие охранять природу.  Даю детям задания собирать на улице листья, камни и так далее. У нас есть интегрированные уроки по окружающему миру и технологии – там мы делаем разные поделки. Например, связывая урок технологии с экскурсией в парке, собираем листья и потом делаем из них что-нибудь. На экскурсиях ищем приметы разных времен года. Например, листопад, отлёт птиц или осадки.

         Изучая тему строения тела человека, прежде всего, обращаю внимание на осанку детей, еще учимся измерять пульс (3 класс, тема «Дыхание и кровообращение»). 

При изучении темы по безопасности на уроках по окружающему миру я люблю разыгрывать с детьми сценки, чтобы дети наглядно представили себе жизненную ситуацию и знали, как найти из нее правильный выход. Например, такая ситуация: в доме пожар. Какие ваши действия? Как правильно поступить в этой ситуации? Или такое: ты встретил незнакомого человека, он предложил тебе прокатиться на автомобиле. Твои действия?

Занимаемся на платформах Яндекс.Учебник,  UCHI.ru. Ребята проходят карточки с заданиями по различным темам нашей программы, участвуют в олимпиадах, марафонах.

           Программа «ШКОЛА РОССИИ»  предоставляет  нам возможность изучения курса «Окружающий мир» через проведение  различных  типов уроков, в каждом из которых через познавательную деятельность дети ненавязчиво и с большим интересом постигают основы бытия, прослеживают цепочку взаимосвязи животного и растительного мира, живой и неживой природы. А также имеют возможность осознать себя ее частью, частью природы. Зачастую к данному осознанию помогают детям прийти родители. Они являются активными помощниками учителя и вместе с детьми при подготовке  домашних заданий проводят исследования, ставят опыты, собирают материал для дальнейшей работы в классе.

         Роль учителя в развитии познавательной активности младших школьников. 

    Познавательная активность формируется средствами отбора информации и путей включения учащихся в познавательную деятельность. Информация должна быть доступна, понятна и интересна детям.

    Учитель на уроке имеет возможность «раскрыть» таланты ребёнка для того, чтобы  он в дальнейшем  реализовал себя  в современном мире. Поэтому так важно выражать одобрение по поводу малейших  удач и отмечать каждый их успех. Только в этом случае познавательная активность учащихся проявится во всех направлениях учебной деятельности.

     Учителю на уроке необходимо:

  •  создавать атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • не отступать то главного учебного материала (темы);
  • не допускать «перегрузки» учащихся;
  • использовать индивидуальный и дифференцированный подход;
  • дозировать объём  домашних заданий;
  • создавать условия для развития личности на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Учебно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Стандарт ФГОС 2 поколения ставит новые цели перед образованием и требует от выпускника начальной школы не только владения системой знаний умений и навыков, но и воспитание человека любознательного, с ...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира...