Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Екатериновская начальная общеобразовательная  школа»

МАСТЕР-_КЛАСС

Тема:

«Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Харитонова Лариса Васильевна

учитель 1 категории

        5 ноября 2022 года

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Познавательная активность  – это состояние, предшествующее деятельности и порождающее её. Основу познавательной активности как ценного интегративного образования личности составляет множество взаимосвязанных процессов.

 В качестве психологических аспектов познавательной активности выступают деятельностное состояние ребёнка и качество самой познавательной деятельности школьника.

В целом, в структуре познавательной активности младших школьников можно выделить следующие компоненты: личностный, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Таким образом, познавательная активность – это состояние готовности к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает её.

Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности.

Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Проблема интереса все больше и больше привлекает к себе внимание, как психологов и педагогов, так и учителей-практиков.

Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению её активной, творческой жизненной позиции.

В младшем школьном возрасте возникновению и развитию познавательного интереса способствуют такие условия, как разнообразие, яркость, эмоциональность учебного материала, его посильность, целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы школьников, а также вовлечение их в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера. У детей познавательный интерес вызывает эмоциональный подъём, чувство ожидания, удивление, переходящие в творческую деятельность.

Педагогу необходимо быть внимательным к каждому ребёнку, уметь увидеть, подметить у него малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к знаниям.

На развитие познавательной активности у детей начальной школы влияют психолого-педагогические особенности этого возраста.

В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимание и память.

Недостаточнаясформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего школьника.

Значительная часть познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Окружающий мир».

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью.

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточнаясформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. В действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему.

Поэтому развивающая работа, направленная на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности. 

Развитие познавательной активности в процессе обучения обеспечивается применением методов, способствующих активной и самостоятельной деятельности школьников во всех звеньях учебного процесса.

Для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира можно использовать различные виды дидактических заданий: задания, подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы и способствующие активизации познавательного интереса обучающихся; задания, направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков, познавательных универсальных учебных действий; задания, направленные на формирование умения самостоятельного выполнения упражнений, способствующие развитию самостоятельности мышления.

Дидактическая сущность учебно-дидактических заданий заключается в том, что в ходе их выполнения отрабатываются познавательные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие реализацию познавательной активности обучающихся.

Возможность использования дидактических игр на уроках бесконечно широка, но не следует забывать, что их основная цель не развлекательная, а обучающая.

 Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Уровень

Название

уровня

Основной

диагностический признак

Дополнительные

Диагностические признаки

1

Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал)

Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2

Реакция на новизну

Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).

Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.

3

Любопытство

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал

(но не на способы решения задач).

Оживляется и задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро падает.

4

Ситуативный учебный интерес

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.

5

Устойчивый учебно-познавательный интерес

Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

6

Обобщённый учебно-познавательный интерес

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.

 С ребятами было проведено несколько уроков по программе, включающей дидактические задания. Приведём в пример творческий сдвоенный урок с элементами дидактических заданий в 4 классе по теме «Глаза - орган зрения».

 Для побуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления. С этой целью мы использовали опыт. Опыт поможет детям выявить свойства зрения и убедиться в важности двух глаз.

Для этого мы попросили учеников сначала закрыть глаза и не подглядывать. На столе поставили 2 разных предмета разного размера, но постарались при этом сделать так, чтобы ученикам не был виден дальний от них. Перед предметами мы положили заслоняющие край стола более низкие предметы (книги, тетради и т. д). Более крупный из двух предметов поставили чуть дальше от учеников, чем предмет поменьше.

После этого мы попросили  учеников прикрыть один глаз рукой, а другим посмотреть на стол и определить (например, голосованием), какой из двух предметов поставлен ближе, а какой дальше. Многие из учеников ошибочно посчитали, что более крупный предмет стоит ближе (это эффект обмана зрения при пользовании только одним глазом). После этого мы предложили  ученикам открыть второй глаз и ответить ещё         раз на вопрос. Узнав правильный ответ, ученики на опыте убедились, что именно с помощью пары глаз они умеют определять, что дальше и что ближе.

Во втором блоке содержательная часть урока была направлена на развитие творческого воображения и фантазии и обеспечивала пропедевтику теории решения изобретательских задач. Мы учитывали, что не  стоит забывать, что одним из условий эффективности творческой работы является создание спокойной, раскрепощённой рабочей атмосферы.

Используя текст и рисунки в учебнике на странице 43 ученики выполняли задания кроссворда по вопросу «Части глаза», представленного нами ниже на рисунке 1:

Рис. 1 - Кроссворд по предмету "окружающему миру"  на тему "Части глаза"

По горизонтали

1. какую форму имеет глаз?

4. как называется процесс когда глаза открываются и закрываются в течении минуты?

По вертикали

2. как называется цветное кольцо (в глазу)?

3. чем защищена передняя часть глаза?

5. глаз расположен в специальном углублении в черепе, которое называется.

На следующем этапе для поддержания познавательного интереса мы предлагали детям опыт с фонариком, светящим через бумагу с прорезанными в ней двумя отверстиями - большего и меньшего диаметра.

До начала мы поставили перед учениками вопрос: Через какое отверстие света проходит больше? Пронаблюдав, за распространением света через прорези ученики делали вывод о роли зрачка.

Третий блок мы разработали с целью психологической разгрузки, снижающей психическую напряжённость. Во время проведения данного блока мы  предлагали ученикам упражнение в котором проявляются чувства и поддерживается оптимальное состояние внимание к теме урока.

Гимнастика для глаз (использование разного рода фигур и линий, по которым дети бегали «глазами» под музыку).

На листе ватмана размером 1 х 2 м. изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.

Этот плакат мы разместили выше глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке классной комнаты).

 По нашей просьбе дети начинали бегать глазами по заданной территории. При этом каждому упражнению мы придавали игровой или творческий характер.

Так, например, на кончик указки мы прикрепили  бабочку и отправились вместе с ней в путешествие. Упражнение выполнялось стоя. Подобный блок также направлен на упражнения, способствующие развитию работы двух полушарий с учётом знания по образовательной кинезиологии, мы также продемонстрировали детям несколько упражнения из блока образовательной кинезиологии, а именно: «Рисующий слон», «сова» и другие.Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Упражнение - «Думающая шляпа». На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить. Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

 «Ленивые восьмерки» Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперёд, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмёрки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.

Блок 4. Поддержание наблюдательности и интеллектуальной активности на уроке творчества осуществлялось нами в виде головоломок. Мы выбрали на этом уроке головоломку, главная функция которой - развитие пространственного воображения и пополнение знаний учеников о роли зрения для человека. Например: «Сколько животных и их образов скрыл в своей картине художник Стивен Гарднер?»

Блок 5. Творческие задания на этом этапе содержали такие  задания, которые не требовали  специальных знаний, а требовали от учеников размышлений и принятия решения. Рабочая тетрадь по курсу «Окружающий мир» часть 1, содержит на наш взгляд, задания по рассматриваемой теме, которые соответствуют главной функции интеллектуальной разминки- подготовиться к выполнению сложных заданий.

При выполнении задания 2 ученики должны были обратить внимание на то, что, бросив взгляд на далёкие (или, наоборот, на близкие) предметы, мы должны дать глазу время привыкнуть, настроиться. Это означает, что хрусталик должен изменить свою кривизну. Подобно этому в старых фотоаппаратах-зеркалках приходилось крутить и настраивать объектив. Современные аппараты делают это сами, но им тоже требуется для этого некоторое время.

В задании 3 мы обращали внимание на то, что необходимо переключаться время от времени с одной работы на другую. Относится это и к работе органа зрения. За час неподвижного стояния на месте устаёшь сильнее, чем за час прогулки, потому что при этом сокращены одни и те же мышцы. Точно так же вредно долго смотреть телевизор: мышцы хрусталика (глаза) устают от продолжительного неподвижного положения (они всё время сокращены).

Задание 4 в рамках урока было посвящено правилам разумного поведения. Подобно катанию с горки такой высоты, при которой можно легко двигаться, но нет опасности разбиться, при чтении нужно руководствоваться теми же принципами. Держа книгу ближе 30 см или дальше 40 см от глаз, мы заставляем сильнее напрягаться мышцы хрусталика (глаза). Это может привести к появлению близорукости или дальнозоркости.

Выполняя задание 5, ребята отвечали, что тёмные очки используют лишь при ярком солнечном освещении, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Оно должно быть освещено не слишком ярко и не слишком тускло.

В задании 7 мы предложили провести аналогию между строением фотоаппарата и глаза.

Специфику устройства фотоаппарата ученики знают плохо, так как современные фотоустройства, включая телефоны, выполняют настройку автоматически. Тем не менее, аналогия между фотоплёнкой (хорошо знакомой школьникам) и сетчаткой кажется весьма важной. Также понятна аналогия между преломляющей лучи света линзой объектива и хрусталиком.

Диафрагма в фотоаппарате соответствует изменению ширины зрачка, крышечка аналогична веку, а вся камера - глазному яблоку.

На этапе 6 блока учащиеся самостоятельно применяли ранее открытые знания. Мы им предложили игру «Что было бы, если бы...?». Учащиеся по цепочке задавали вопросы, при ответах на которые из муляжа или схематического изображения глаза удалялась нами одна часть. Мы, в свою очередь, объясняли как работают клетки сетчатки двух типов по рисунку Мы учитывали, что необходимо было обращать внимание на группы клеток: распознающих цвет, а также на людей с отклонением восприятия цвета.

-        Куда направляются сигналы, воспринимаемые глазом?

-        Сигналы направляются в головной мозг, где обрабатываются. Так у нас возникает зрительное восприятие предметов.

-        Рассмотрите изображение идущей девушки на с. 44 и предположите, как наш глаз воспринимает движущийся предмет.

-        Изменение изображения мы воспринимаем как движение.

-        Рассмотрите рисунки внизу на странице 44 и определите, одинаково ли мы видим предметы правым и левым глазом.

-        Каждый глаз видит немного по-своему.

-        Если глаз - очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой?

Используйте для ответа рисунок на странице 45.

-        Да. Глаз необходимо защищать от попадания пыли, пота, от высыхания. Для этого имеются брови, веки, ресницы.

Блок 7 в структуре творческого урока предусматривал компьютерную интеллектуальную поддержку, которая обеспечивала мотивацию и развитие мышления, обеспечивала переход от внешнего плана действий во внутренний план. Мы рассматривали работу с презентацией, которая оформлялась с использованием известных технических способов анимации в слайдах: презентация «Глаза - орган зрения».

Дети читали вопрос, отвечали. Правильность ответа мы проверяли по компьютеру.

Вопрос 1: Для чего вокруг глаз ресницы?

Ответ: Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок. Вопрос 2: Для чего мы моргаем?

Ответ: Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего-либо в глаз.

Вопрос 3: Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? Ответ: Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг - к нему не поступает новая информация от глаз. Вопрос 4: Почему мы плачем, когда режем лук?

Ответ: Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества - ацетон, лак - являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение. Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ.

Вопрос 5: Можно ли им водить автомобиль?

Ответ: Дальтоникам водить автомобиль опасно, особенно в темноте, когда не видно, верхний (красный) или нижний (зелёный) фонарь горит у светофора (красный или зелёный цвет они воспринимают одинаково, не различая их.

Младшие школьники с удовольствием выполняют разнообразные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет им воображать, преобразовывать образы окружающего мира.

На этапе 8 блока мы подведи краткие итоги урока и устно осуществили обратную связь, выявили мнение об уроке. Главное, что на этом уроке оценивались свои ресурсы: Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты? Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? А с другой стороны нами проводилась  оценка творческих заданий: Какой был уровень задания? Какие умения формировались при выполнении этого задания? В дополнение мы использовали задания на проведение эмоциональной оценки: предложили цветные карточки наклеить на один общий лист, расположив свою оценку в двух зонах «До урока», «После урока».

Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формировали  у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- Какое задание выполняли? (Повторили, устройство глаза. Пытались ответить наряд вопросов)

- Почему возникло затруднение?

На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны упражнения для глаз).

- Сформулируйте тему нашего урока.

 - Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя? Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.

На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формировали у детей познавательные УУД: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.[29 ,с113]

Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций.

Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий. Для наблюдения динамики и действенности разработанных нами уроков с элементами творческих заданий, считаем целесообразным на следующем этапе нашего исследования провести контрольный эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Учебно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Стандарт ФГОС 2 поколения ставит новые цели перед образованием и требует от выпускника начальной школы не только владения системой знаний умений и навыков, но и воспитание человека любознательного, с ...