Урок - игра по предмету окружающий мир "Встреча ч птицами" (Методическая разработка)
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Стрединина Наталья Александровна

В игровой форме обучающиеся начальной школы познкомятся с жизнью птиц в зимний период. Научатся  правильно определять виды зимующих птиц, выбирать для них корм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

Поселок Орловка (Хохольский район, Воронежская область)

Тема: «Встреча с птицами»

План – конспект внеклассного экологического праздника.

Участники праздника: обучающиеся 2 класса.

Подготовила и провела праздник:

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

«МБОУ «Орловская СОШ»

Стрединина Н. А.

2021 год.

Цель: Способствовать пониманию обучающихся важности подкормки птиц в зимнее время.

Задачи:

  • Закреплять знания обучающихся по изучению птиц родного края: средой их обитания, особенностями питания, различием внешнего вида.
  • Развивать познавательный интерес обучающихся.
  • Способствовать привитию любви в животном миру.
  • Способствовать формированию бережного отношения к живой природе. В частности, к зимующим птицам.
  • Обогащать эмоциональный опыт детей.

Оборудование:

  • Демонстративный материал: рисунки и плакаты, призывающие подкармливать птиц зимой;
  • дидактический материал «Зимующие и перелетные птицы»;
  • книги о птицах для детей;
  • презентация «Птицы на кормушке»;
  • элементы костюмов животных и птиц.

Ход мероприятия.

Ученик читает стихотворение.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

  (И.Бунин)

Учитель: О каком времени года говорится в стихотворении И. Бунина? Кто из вас, ребята, даст более точное и полное определение зимы? Кто назовет больше примет?

Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят снеговика. Что может быть веселее и радостнее!

Давайте, ребята, и мы проведем игру «Это верно или нет?»

 Внимательно послушайте рассказ о зиме. Если услышите то, чего не может быть, громко хлопайте в ладоши и кричите: «Нет! Нет! Нет!»

  • Зимой дни короткие, а ночи длинные.
  • Зимой всегда жарко. (Хлопают)
  • Зимой холодно и морозно.
  • Зимой очень часто идет дождь. (Хлопают)
  • Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопают)
  • Зимой ходят в теплых куртках и шубах, шапках и сапогах.
  • Все птицы из наших лесов улетают в теплые края (Хлопают)

Учитель: в холодное и снежное время года птицам трудно найти и добыть себе корм. В России развешивание кормушек стало уже доброй традицией, зимняя подкормка птиц очень важна и помогает сохранить как обычные, так и редкие виды птиц. Сегодня в России практически нет ни одного населенного пункта, где бы не были установлены кормушки разных конструкций, спасающие жизнь огромному количеству пернатых!

Учитель: Кто из вас назовет птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Дети называют птиц)

Учитель. С наступлением холодов разные виды птиц: воробьи, синицы, сбиваются в стайки и переселяются поближе к человеческому жилью. Как вы думаете, почему (Им так легче прокормиться)

Многие из ребят нашего класса изготовили кормушки.

 Проведем конкурс «Кормушка для птиц своими руками!» (На столе упаковка от молочного пакета, пластиковая бутылка, ведро из- под майонеза, упаковка с хлопьями от геркулеса, ножницы, нитки). Детям необходимо из подручных материалов изготовить самые простые кормушки для птиц. По окончанию работы выбирается самая удобная экспресс-кормушка для птиц.

Учитель. Ребята, а где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм)

 Ученик.   

           На дворе белым-бело,

           Землю снегом замело.

           Трудно птицам зимовать,

            Трудно пищу добывать

            Подлетай, воробей,

            Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей!

Учитель: а чем можно птиц подкармливать? (Ответы детей)

 Проведем вместе игру «Птичья столовая» Детям дается корм для птиц и картинки с изображением птиц. Необходимо «разложить корм», соответствующий питанию птиц.

Синицы – кусочек сала, семечки подсолнечника

Снегири- ягоды рябины

Воробьи – пшено, просо, белый хлеб

Дятел – семечки подсолнечника, сало

Сойка- семечки подсолнечника, сало

Отдельно лежат кусочки черного хлеба

- Каким птицам можно давать кусочки черного хлеба?

Черный хлеб опасен - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз.

Учитель. Молодцы, вы знаете, чем нужно кормить птиц.  Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Учитель.  А сейчас к нам на праздник спешат птицы, которые остались зимовать.

 Ученик.

 Есть во дворе у нас друзья,

 Встают они чуть свет

 И в чужедальние края

 Не улетают – нет!

   Вот и первая наша гостья (. Выходит девочка в костюме синицы.)

Большая синица.

Меня называют большая синица. И это верно. Я самая крупная из синиц.

Меня легко узнать по желтой грудке с черным «галстучком» и черной «шапочке». У меня цепкие лапы и короткий цепкий клюв. Летом я питаюсь сама и выкармливаю птенцов насекомыми. А зимой такой пищи становится мало. Вот и переселяюсь поближе к человеческому жилью. Без вашей помощи, ребята, птицам трудно перезимовать. Устройте во дворе кормушку. Положите в нее нежареные семечки подсолнечника или тыквы, кусочки несоленого сала или сливочного масла. А я весной обязательно  спасу ваши плодовые деревья от насекомых.

Синица лазоревка.

Я маленькая синица. Но мои крылья и «шапочка» на голове окрашены в голубые и синие цвета.  Я очень подвижная птица. Минуты не могу усидеть на месте. Клюв мой очень острый и крепкий. Я очень люблю клевать замороженное мясо.

Входит поползень. Меня называют поползень. 

Синицы. А почему? Ты, что разве не летаешь, а ползаешь?

Поползень. Конечно летаю. Еще как летаю. Но я действительно умею ползать по стволу дерева.

Входит дятел.  

Поползень:

 -Здравствуй, дятел, рад тебя видеть.

Дятел:

 - Здравствуй, поползень, и я рад встрече с тобой.

Поползень.:

- А почему так пусто в лесу?

Дятел:

-  Все попрятались: кто в дупло, кто в нору.

           Поползень:

               -А ты почему не прячешься?

    Дятел: -  а зачем мне. Я зимой семена из шишек достаю. А если семян будет       мало, к кормушке полечу. Ребята приготовили для нас семена и сало.

Игра «Перелетные и зимующие птицы» Учитель произносит названия птиц. Если птицы перелетные осенью улетают на юг, то дети машут руками, как крыльями. Если птицы не улетают, остаются зимовать в родных местах, то дети стоят, опустив руки.

        Учитель называет птиц.

  • Ласточка (машут руками)
  • Воробей (стоят)
  • Синица (руки внизу)
  • Соловей (машут руками)
  • Иволга (машут руками)
  • Ворона (руки внизу)

        Учитель. В России птицы всегда пользовались большой любовью, и множество фамилий произошло от названия птицы. Например, Жаворонков или Грачев. Проведем конкурс, кто боше назовет «птичьих фамилий» (Дети по очереди называют фамилии, образованные от названия птиц. Кто не может назвать фамилию, выбывает из игры и передает эстафету следующему участнику игры.)

Учитель. Дети, попробуйте хоть на минутку представит мир без птиц. Без жаворонка в небе, без соловья в роще. Без дятла на сосне, без синичьих стай. Как бы обеднела наша жизнь.

А что еще может произойти, если исчезнут птицы? (Ответы детей)

 Ученики читают стихотворение.

Снег-снежок, снег-снежок

Весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

Время трудное пришло:

Зёрна снегом замело.

Покормите птиц зимой.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (А. Я. Яшин)

Учитель. Наш праздник, друзья, подходит к концу. Но наша помощь птицам только начинается. Не забывайте заботиться о птицах. «Если вам по душе красота земная, берегите ее, устали не зная»

После праздника дети развешивают возле дома кормушки и присылают фотографии с кормушкой учителю.

Используемая литература.

1. Е. А. Ульева «Творческие задания. Времена года. Зима» Тетрадь с творческими

 Заданиями с детьми 5 – 6 лет. Москва. ВАКО, 2014 год

2. «Моя страна. Собери карту России.»  Выпуск № 69. 2019 год. Учредитель: Бауэр. Медиа»

3. Website: http://russkay-literatura.net/stikhotvoreniya-dlya-detej/432-priletajte-pod-okno-bojko-stikhotvorenie-s-illyustratsiyami.html

4. Учебник «Русский язык». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс. Часть 2.,стр.56

5. https://zapovednik-vrn.ru/press-center/akcii-i-meropriyatiya/pokormite-ptic/

-

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе.

"Будь здоров!": учебно-методическая разработка урока -проекта по предмету "Окружающий мир" во 2 классе (УМК "Перспектива")....

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...

Интегрированный урок-игра по предметам "Окружающий мир" и "ИЗО" "Если хочешь быть здоров"

Создание условий для обобщения у учащихся о здоровом образе жизни....

Дидактические игры по предмету «Окружающий природный мир» (по варианту 1.4)

В данной методической разработке представлены дидактические игры по окружающему природному миру по примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих ...

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...