Урок окружающего мира на тему: «Трудные времена на русской земле»(4класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федяева Любовь Михайловна

Урок строится на сочетании трех организационных форм обучения. В сочетании фронтальной индивидуальной и парной, что позволяет «включению» мышления как можно большего количества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комбинированный урок в 4 классе

по предмету «Окружающий мир»

Изучение новой темы «Трудные времена на русской земле»

Урок строится на сочетании трех организационных форм обучения. В сочетании фронтальной индивидуальной и парной, что позволяет «включению» мышления как можно большего количества детей.

Цели урока были направлены на формирование общих умений коммуникаций: умение слушать, обсуждать в паре, правильно распределять информацию, читать с пониманием, определять в тексте непонятные слова, отвечать на наводящие вопросы по содержанию текста, задавать вопросы по тексту, формулировать выводы на основе прочитанного, пересказывать, рассматривать рисунки, сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

- формировать представления учащихся о военном деле на Руси;

- познакомить с героическими страницами истории Отечества;

- подчеркнуть мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами;

- воспитывать чувство патриотизма;

- развивать устную речь;

 Оборудование: карта Руси  XІІІ века, иллюстрации русского и монгольского воина, иллюстрации древнерусских городов (Киева, Рязани).

Вид работы

Орг. фор ма

Содержание

Действия уч-ся

1. Орг. момент

ф

     - дыхательная гимнастика

Выполняют дыхательные упражнения.

2.Повторение пройденного

3.

Введе ние в тему урока. Постановка целей урока.

Ф

п

-К началу ІX века на Руси насчитывалось около 24 крупных городов.                                        

- Посмотрите на карту Киевской Руси 12 века.

 -Не правда ли, она напоминает лоскутное одеяло?

-Что обозначают эти лоскутки? (Отдельные княжества.)

-Назовите их. (Это княжества: Киевское, Черниговское, Смоленское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальской, Полоцкое, Переяславское, Муромское, Рязанское, Турово - Пинское, а также Новгородская земля.)

-Назовите первую причину ослабления Руси? (Княжеские междоусобицы.)

-Что произошло с русскими землями, когда княжили князья?

(Русская земля была поделена на «отчины», и каждый из князей самостоятельно владел доставшимся ему уделом.)

Во 2 половине XІ века княжеские междоусобицы создали на Руси тревожное неустойчивое положение. Они разоряли народы и подрывали государственное единство, что в свою очередь заметно ослабило Русь перед лицом внешних врагов.

-Есть слова вкусные, теплые, добрые, школьные, а есть от которых даже мурашки по коже.

- Назовите такие слова. (Смерть, горе, плач, война, страх.)

-Как вы понимаете слово «нашествие»?

В паре идет обсуждение.

Проверяется вариант ответов детей, а затем учитель добавляет  объяснение слова по словарю.

(Нашествие- вторжение неприятеля на чужую территорию.)

Воздействуя эмоциями слов, учитель читает строки.

Татары идут! – Это был страшный крик тогда на Руси. В церквах тревожно звонили колокола.

         Был страшный год, когда все страны

         Боялись больше, чем огня,

         Батыя – внука Чинхисхана,

         Свое соседство,  с ним кляня.

         Был страшный век, когда монголы

         На Русь лавиною пошли

         В осенний день по степи голой,

         Топча сухие ковыли.

Н.Кончаловская

Отвечать на вопросы направленные на обсуждение темы урока;

концентрировать свое внимание при слушании;

формулировать ответ направленный на обсуждение; высказывать свое мнение;

Концентрировать внимание при слушании;

4.Сообщение темы и цели урока

ф

 Сегодня на уроке мы прочитаем текст «Нашествие Батыя» и узнаем, какие испытания в XІІІ веке обрушились на Русь. Ответим на вопросы в ходе изучения нового материала.

5.Изуче ние нового материала

6.Совместное изуче ние текста

7.Работа по учеб нику

п

На столах лежат  3 разных текста с заданиями одинаковыми для всех текстов.

Работа в парах

№1

Задание:1.прочитайте текст.

                2.Найдите непонятные слова.

                3.Задайте друг другу вопросы по

                 прочитанному тексту.  

                4.Перескажите текст, друг другу.                                            

1 текст.

В бескрайних азиатских просторах по огромной степи кочевали племена монголо - татар. Не было у них ни городов, ни поселков. Они передвигались с места на место со всем своим имуществом. Женщины и дети в кибитках, а мужчины на лошадях.

С какими новыми понятиями вы познакомились?

 (Монголо-татары составляющие  основное население Монголии. Среди монгол, было племя татар, которые тоже вели кочевой образ жизни, собирательно стали называть монголо - татары. Кибитка - дорожная повозка, а у кочевых народов переносное жилье; племя-объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком.0

2 текст.

Монголы были очень неприхотливыми и терпеливым народом. Они могли не есть 2-3 дня, переносили холод. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина.

Дети с 3-4 лет начинали ездить верхом на лошадях, учиться стрелять без промаха.

С какими новыми понятиями вы познакомились?

(Кочевать – передвигаться с одного места на другое.)

3 текст.

 Огромное монгольское войско было удивительно послушным и дисциплинированным. Отсутствие в бою каралось смертью. Если с поля боя бежал десяток воинов, то казнили сотню!  Если из десятка  кто-то попадал в плен, а другие не выручали его, то казнили весь десяток. Как туча летела конница, сметая все на своем пути, разоряя деревни, сжигая города. Многие города сдавались без боя.

- Работа по с текстом по учебнику

-чтение текста «Нашествие Батыя»

(читает ученик)

-Чем было страшно для всей Руси монголо-татарское нашествие?

-Найдите в тексте непонятные слова?

(Хан-князь у монгольских народов; полчища-огромное неприятельское войско;

Дань - в старину налог или подать с населения взимаемый победителем с побежденного народа.)

Выделять непонятные слова; формулироватть вопрос направленный на обсуждение текста; пересказывать текст;

Самоопределяться к слушанию; выделять в слушаемом тексте понятное, непонятное;

8.

Работа по рисунку

П

ф

ф

п

ф

Работа в паре. На столах карточка

 

№2

Задание:          

 1 .Рассмотри рисунки с изображением воинов –                    

     русского и монгольского.

 2.Сравните, как одеты,  воин монголо-татар и

     русский воин.

 3.Сравни, как вооружен воин монголо - татар и

     русский воин.

  Проверка        

  (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.) Учитель добавляет.

( Монгогольский воин вооружен луком, колчан со стрелами, боевым топором. Богатые монголо - татары были вооружены саблей, щитом и копьем. Коня всадника защищали кожаные доспехи. К копьям приделывали крючья, ими зацепляли неприятельского всадника и стаскивали с седла.) 

Русский воин вооружен – палица боевые топоры щиты копье меч.

 -Почему монгольский воин одет лучше?               Обсудите с напарником.

Проверка.

Рассматривать иллюстрации; сравнивать, делать выводы;

Обосновывать свое собственное мнение;

Обсуждение

9.Выбо рочное чтение

10. Работа с картой.

Обсуждение

11.    Итог урока

12. Рефлек сия.

Домаш нее задание

и

п

ф

Ф

Ф

Ф

П

Ф

п

ф

П

Ф

ф

ф

ф

№3

Задание: расставь в хронологической последовательности города, подвергшиеся нападению войска хана Батыя.

   Киев            Владимир              Новгород

   Рязань          Козельск

-Взаимопроверка. Сверяют правильные ответы с доской.

-На какой город надо было обратить внимание? (Новгород.)

-Почему?  (Хан Батый повернул назад войско и не дошел до Новгорода.)

Проверка. Подтвердите словами из текста, что первый на пути войска хана Батыя стала Рязань?

- Найдите на карте  этот город. (Учитель на доску выносит плакат с названием города.) Послушайте сообщение о городе Рязане. (Ученик у доски делает сообщение о городе.)

 Падение Рязани открыло монголо – татарам дорогу в богатейшие земли Руси – Владимиро - Суздальское княжество.

-Что произошло с городом Владимиром? Найдите на карте и подтвердите словами из текста. (Находят ответы из текста)

-Послушайте сообщение,  о чем пожалел Владимирский князь.

 -Какой город был на пути войска Батыя третьим? (Козельск.) Учитель вывешивает названия на доску.) Найдите на карте.

-Послушайте сообщение о городе Козельске, жители которого  сопротивлялись натиску 3 недели.

 -Куда направил дальше свое войско Батый? Найдите на карте и подтвердите словами из текста.

(Киев.)

-Послушайте сообщение, как мужественно сражались киевляне, защищая город Киев – мать городов наших.

- Найдите еще раз на карте и покажите города: Муров, Переяславль, Чернигов, Суздаль, Владимир, Рязань, Ростов, Ярославль, Киев.

Проверка (Выходят к доске парой и показывают города.)

На доске записаны вопросы.

  - Поразмышляйте вместе с напарником.

 1.Чем страшно было для всей Руси монголо-        татарское нашествие?

 2.Почему, несмотря на героическое    сопротивление русских монголо - татары победили?

(Ответы учащихся)

 -.Погибли города, и вместе с ними уничтожены ценнейшие произведения древнерусской культуры. Погибли мужчины женщины, старики, дети. Монголо- татары не щадили никого.Каждая земля защищалась отдельно. Не было единства среди русских князей, не хотели они уступать друг другу главенство. Считали, что нападение врага на земли соседа их не касается, не хотели помогать ближнему, думали только о своем княжестве.)

Учитель:

-Говорили русские князья: Наказал нас Бог за то, что ссорились мы друг с другом, отнимали земли, за то, что не собирались все вместе помочь друг другу, когда пришли татары на русскую землю.

- О какой пословице не знали русские князья?

(Один за всех и все за одного.)

- А самое главное,  они нарушили наказ своего отца, Ярослава - Мудрого.)

Итог урока.

- Что же  эта за грозная сила, от которой содрогнулась вся Русская земля сегодня мы узнали на уроке?

- Какой вывод для себя сделали русские князья?

Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. и я хочу спросить вас..

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового вы узнали из истории о событиях происходивших на Руси?

 -Что удивило, а что огорчило?

 -Оцените себя за время работы на уроке и в паре с напарником?

-Разгадать кроссворд.

умение соотносить данную информацию с точностью к объекту.

Проверяют друг у друга.

Работать с картой истории; находить объекты; воспринимать информацию на слух;

Выбирать объем высказывания в зависимости от ситуации и цели общения; обосновывать свое собственное мнение;

Оценивать свою работу на уроке и работу напарника;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Новейшее время: история продолжается" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме " Новейшее время: история продолжается" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу  уроков  является проблемным....

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"

Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследо...

Урок окружающего мира 4 класс "Трудные времена на русской земле"

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле"...